Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:33, реферат
Блезу Паскалю (фр. BlaisePascal, 19 июня 1623 — 19 августа 1662) была присуща удивительная разносторонность, которая была характерна для эпохи Возрождения, но уже почти изжила себя в XVII веке. Еще не наступило время полного размежевания естественных наук (скажем, физики и математики), но занятия гуманитарные и естественнонаучные уже обычно не совмещались. Гений Блеза Паскаля проявил себя во многих областях: в математике, физике, философии, публицистике. Недаром по многогранности дарования этого французского ученого XVII века сравнивали с Гёте. Лев Толстой одной из любимых своих книг считал сборник афоризмов Паскаля «Мысли» и «не мог не умилиться до слез, читая его и сознавая свое полное единение с этим умершим сотни лет тому назад человеком».
План..................................................................................................................................3
I. Введение......................................................................................................................4
II. Глава 1.Философ «вне философии»....................................................................5
Глава 2. Таинство человеческого бытия.............................................................9
§ 1. Антиномия сциентизма и гуманизма.................................................9
§ 2. Загадки «мыслящего тростника»......................................................12
§ 3. В поисках «спасения».......................................................................15
§ 4. Жизнь «перед лицом смерти»..........................................................16
III. Заключение...............................................................................................................21
IV. Список используемой литературы................
Дело здесь не только в том, что сознание своего ничтожества помогает человеку возвыситься над вселенной, но и прежде всего в том, чтобы подняться над этим ничтожеством, т. е. подняться ему над самим собой, ибоничтожество, считает Паскаль, очевиднее у тех, кто не подозревает о нем, чем у тех, кто его сознает. Иначе говоря, первый шаг на пути преодоления ничтожества (например, недостатков или пороков) состоит в его сознании, постижении, уразумении, а затем в попытке искоренения посредством усовершенствования человека. Отсюда берет свое начало известная паскалевская формула: "Человек бесконечно превосходит человека". Не только в мысли, но и в реальной работе над собой, на практике.
Есть
еще один аспект взаимосвязи величия
и ничтожества, на который обращает
внимание Паскаль. Почему человек столь
чувствителен и столь болезненно
реагирует на всяческое неуважение,
презрение, нелюбовь к себе? Почему
он так остро переживает свое реальное
ничтожество? Для ответа на эти вопросы
Паскаль прибегает к
Обращением
к религии Паскаль хочет "обосновать"
как бы "прирожденное" и первичное
величие человека. Ничтожество оказывается
вторичным и составляет как бы
"вторую природу", нерасторжимо спаянную
в реальном человеке с первой, т.
е. величием. Так что ничтожество
является оборотной стороной величия
и наоборот. Паскаль подчеркивает
в этой связи: "...природа людей,
которая сильнее всего, убеждает
их в величии человека более основательно,
чем разум — в его ничтожестве"
Паскаль говорит о принципиальной и неустранимой "двойственности" человеческого существа, принимая идею дуализма души и тела, духовного и животного начал в человеке, которые связаны с его величием и ничтожеством. Достоинство и величие человека состоят не в том, считает Паскаль, чтобы достичь одного из этих пределов — величия или ничтожества, но чтобы, "касаясь обеих крайностей, заполнять весь промежуток между ними, в противном случае человек не взлетает, а падает". Паскаль восхищается Эпаминондом (фиванский государственный деятель и полководец), который обладал противоположными добродетелями, оттеняющими друг друга, — беспримерной отвагой, храбростью и мягкосердечием. Так, больной горячкой, говорит Паскаль, то дрожит в ознобе, то весь пылает, и холод точно так же свидетельствует о силе горячки, как и сам жар. То же самое можно сказать, заключает он, о добре и зле в этом мире.
Именно противоречивый характер человеческого существа порождает, согласно Паскалю, весь драматизм и даже трагизм его жизни, заставляющие человека вечно стремиться в будущее, преодолевая настоящее и никогда не достигая желанной цели и успокоения. Сами противоречия как бы "гонятся за ним по пятам": они неустранимы, так как составляют самую суть его натуры. Конечный, ограниченный человек уПаскаля бесконечен в своих стремлениях, и движущей силой их являются противоречия его существа и его жизни. "Человек бесконечно превосходит человека". Человек не просто стремится к счастью — он хочетбесконечного счастья, то есть Высшего блага.
Исследователи
видят своеобразие
Паскаль
отчетливо понимает, что "тайна
преемственности грехопадения" шокирует
ум человеческий, но считает себя вынужденным
признать, что "узел нашего существования
завязан на дне этой пропасти. Так
что человек еще более
§ 3. В поисках «Спасения»
Есть три пути
к вере: разум, привычка и вдохновение.
Христианская религия, которая одна
истинна, не допускает в число
своих истинных чад тех, кто верит
без вдохновения.
Паскаль
Учение
о Боге составляет третью часть философской
концепции Паскаля и логически
завершает ее, будучи прежде всего
связанным с его учением о
человеке и отчасти с гносеологией.
Все "тупики" и парадоксы философии
Паскаля сходятся в его религиозной
доктрине и получают в ней свое
абсолютное решение. Неспособность
человека "знать все", равно
как и "не знать ничего", словом,
парадокс истины легко, по убеждению
Паскаля, объясняется верой в
первородный грех и его преемственность.
В "тайне первородного греха" Паскаль
нашел универсальный ключ к объяснению
многих загадок и парадоксов человеческого
бытия, в том числе всеобщей его
антиномии — величия и
Ни одна религия, согласно Паскалю, кроме христианской, не понимает столь хорошо человека во всей его противоречивости, сложности и многоликости, а потому ни одна из них не является истинной. Он сводит "тайну антропологии" к "тайне теологии", проделав операцию, прямо противоположную той, которую 200 лет спустя осуществляет с позиций воинствующего атеизма Л. Фейербах!
Когда
Паскаль пытается обосновать истинность
христианской религии, исходя из факта
противоречивости человеческой сущности,
он неявно ставит первую в зависимость
от второй: религиозное объяснение
человека оборачивается
Конечно, не все просветители верили в эту версию. Так, Гельвеций с неизменным уважением отзывается о Паскале и в своих произведениях "Об уме" и "О человеке" ссылается на него как на авторитетного знатока человека и человеческой природы 2 , хотя и не соглашается с его религиозными взглядами: "...для объяснения человека нет необходимости, как этого требовал Паскаль, прибегать к первородному греху".
§ 4. Жизнь «Перед лицом смерти»
Антропологическое
обоснование религии связано
у Паскаля также с осмыслением
естественного конца
"Последний
акт — кровавый, как бы ни
была хороша комедия во всем
остальном. В конце концов, хлопаются
головой оземь, и это уж
Но паскалевское мировосприятие вовсе не является лишь его уникальным достоянием, поскольку представляет осмысление реального и в самом деле трагического факта человеческой жизни, эмоционально-нравственное ощущение которого варьируется в зависимости от многих условий: социальных, индивидуально-личностных, нервно-психологических и др. Трагическое восприятие трагического факта имеет куда больше оснований, чем героико-оптимистическое его восприятие. Конечно, "зачарованность" смертью требует более чуткого внимания и тонкого подхода, нежели стоическое, простодушно-индифферентное или эпикурейско-оптимистическое отношение к ней. Трагическое мироощущение можно не принимать, но вряд ли можно его разоблачать с точки зрения разума и логики и совершенно нельзя ему не сочувствовать. Мысль о смерти как бы гипнотизирует Паскаля, не дает ему покоя, подтачивает его бытие в самом корне, а оно и без того было всегда очень хрупким. Обремененный с раннего детства различными тяжкими болезнями и физическими недугами, которые не раз ставили его жизнь на грань смерти, не доживший до сорокалетнего возраста, он слишком реально должен был чувствовать близость смерти и даже как бы ее "присутствие" в самой его жизни. Кроме того, беспощадная требовательность к себе, доходившая в последние годы жизни до жестокого нравственного и физического самобичевания, лишала его ощущения полноты бытия, и он часто жил на грани физического и нервного истощения. Полный разнообразных творческих планов, Паскаль остро чувствовал ограниченные пределы своей хрупкой жизни, торопился, подхлестывал себя, боялся не успеть. За свою до обиды короткую жизнь он многое, очень многое успел, но субъективно был убежден, что им почти ничего не сделано. Паскаля называют "мучеником науки", но еще его можно назвать и "гением страдания". Трагизм его личного бытия усугублялся резко отрицательным отношением к социальной действительности абсолютистской Франции, о чем выше подробно говорилось. Таким образом, с разных сторон теснили Паскаля бедствия человеческой жизни и придали трагический характер его миросозерцанию.
Единственную
альтернативу светскому и стоицистско-
Иногда
считается, что "первое обращение"
к религии молодого Паскаля было
кратковременным и
Человек, подобно ангелам, не может не ощущать боли, продолжает Паскаль, но в несчастьях и страданиях язычник безутешен, так как не ведает их истинного смысла и значения, а христианин полагается на промысел Божий. Христианин не будет искать утешения ни в себе самом, ни в близких, ни в чем-либо тварном и временном на земле, но только в Боге, в Иисусе Христе. Ведь ни что сотворенное не является первой причиной того, что мы считаем несчастьями, которые посылаются нам Богом как "единственным властителем наших судеб". Отсюда нельзя смотреть на смерть как на дело случая или роковую природную необходимость, но как на таинство, предопределенное Господом "от века", по истечении времени, в такой-то год, такой-то день, такой-то час, в таком-то месте и таким-то образом. В свете учения Святого Духа, говорит Паскаль, смерть есть наказание за грех, она необходима для очищения от греха. Потому жизнь христианина — это постоянная жертва, могущая завершиться только смертью. Важно, чтобы эта жертва была принесена Богу, а не дьяволу, ибо грехопадение было жертвой дьяволу.
Информация о работе Вопрос Жизни и смерти в философии Блеза Паскаля