Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:37, диссертация
Жители западных стран искренне удивляются, обнаруживая, что восточные военные дисциплины характеризуются как «искусство» в том смысле, что все они являются как бы одной из форм проявлений души, т.е. внутренней сущностью человека. Этот аспект восточных единоборств нелегко понять тому, кто незнаком с культурой Востока, если он не удовольствуется рассмотрением этих дисциплин как фактов социальной деятельности, представляющих собой искусство, чисто физическое по своей природе. Европеец еще более удивится, когда узнает о «безыскусном искусстве», которое намного превосходит обычные физические возможности человека и может быть продемонстрировано великими мастерами восточных единоборств.
Человеку еще предстоит доказать, что он наделен достаточной гибкостью ума и способен полностью избавиться от предрассудков в отношении других представителей человечества. Он все еще придает большое значение совершенствованию первой из древнейших технологий: изготовлению оружия и боевых систем, используемых для уничтожения себе подобных. Это заставляет его придавать своим политическим организациям и промышленным предприятиям военный характер.
Были использованы диалектический, метафизический, герменевтический и сравнительный методы познания, а также были использованы следующие принципы познания:
- принцип соотношения объективности, субъективности и интерсубъективности;
- принцип целостности познания;
- принцип восхождения от абстрактному к конкретному и обратно;
- принцип соотношения детерменизма и индетерменизма;
- принцип развития.
Экспериментальный метод обучения и тренировки является общим в восточных единоборствах, так как он соответствует естественному образу человеческого мышления. В случае с воином в боевой обстановке возможное решение боевой задачи происходило на интуитивном уровне, и если оно давало хорошие результаты в бою, нужно было сохранить его как элемент тренировки.
Исходной базой разработки методики исследования явились концепции буддизма, дзэн (чань)-буддизма, даосизма, конфуцианства, являющиеся философской базой восточных единоборств.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Онтологическая концепция познания восточных единоборств.
2. Адаптированные к условиям современной науки подходы к изучению восточных единоборств как учения, как сложного комплекса знаний.
3. Содержание и определение исходных понятий, основных тенденций исследования и идейных истоков восточных единоборств.
Некоторые положения диссертации прошли апробацию на международной теоретической конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» в 1999 г., на заседании кафедры философии и методологии науки БГУ в 2001 г., на семинарах, проходивших на кафедре боевой и физической подготовки УЮИ МВД РФ на тему «Боевые приемы борьбы в органах внутренних дел» в 2002 г., на тему «Спортивно-массовая работа в органах внутренних дел» в 2003 г., на заседании кафедры философии и методологии науки БГУ в 2003г. и в 2004г.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использован комплекс методов теоретического и опытно-экспериментального исследования: анализ философской, психолого-педагогической и прикладной литературы по проблеме; работа в спортивном зале.
Научная новизна исследования состоят в определении методологических проблем онтологического познания и главных аспектов ведущих направлений развития восточных единоборств, в определении философии условий формирования единства духовно-нравственных концепций и религиозно-философских взглядов, лежащих в основе восточных единоборств, в синтезе восточного (чувственного) и западного (логического) способов познания:
- уточнено содержание понятия «восточные единоборства», которое трактуется не только как форма понятия «боевое искусство», но и как философское осмысление органического соединения онтологического и прикладного аспектов, возникшего на базе непосредственного и длительного взаимопроникновения по преимуществу даосской и буддийской философских традиций;
- определены и конкретизированы философско-мировоззренческие основания восточных единоборств, к которым отнесены даосизм, буддизм, йога, традиционные теории китайско-тибетской медицины, дзэн-буддизм, конфуцианство, китайское учение о биоритмах;
- доказано, что главным философским основанием становления и развития восточных единоборств является идея Пустоты, которая прослеживается главным образом в идее «второго рождения», заложенной в даосской, буддийской и конфуцианской системах воспитания личности;
- установлено, что восточные единоборства — это не просто искусства боя. Это стиль жизни, инструмент, позволяющий постигнуть цель и смысл существования;
- проанализированы принципы восточных единоборств, способные обогатить нашу собственную жизнь и жизнь других, окружающих нас людей, которые гласят: «Действуй, а не только рассуждай» и «Будь внимателен к происходящему в данный момент»;
- обосновано, что атмосфера восточных единоборств – это атмосфера дзэн и дао. Методика подготовки основана на интуиции. Интуиция несет в себе определенную степень того, что можно назвать суггестивизмом (подсказывание, внушение- лат.)
Практическая и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны конкретные направления изучения различных философских систем, лежащих в основе восточных единоборств.
Эти наработки могут быть использованы не только в онтологии, но и в истории философии, в социальной философии, в психологии, педагогике, социологии.
Развитие – и отдельного человека, и общества – неизбежно связано с разрушением целостности (следовательно, с потерей смысла жизни и духовной пустотой) и с попытками восстановления утраченного на новом уровне. Раньше мировые религии выполняли эту задачу, связывая людей общими символами вечности, воплощавшими единство и солидарность людей в рамках великих цивилизаций. Сегодня эти религии несут на себе отпечаток обособленности прежних цивилизаций друг от друга. Поэтому перед нами стоит проблема такой интерпретации великих традиций, чтобы они воспринимались как различные ипостаси Единого. Ведь вся история развития человечества проходит именно такой путь: возникновение людей в одном месте, расселение их по всему земному шару и появление множества различий между ними (антропологических, психологических, культурных), слияние в единую великую семью. Известно в то же время, что жизненный путь отдельной человеческой особи моделирует путь всего человечества
Восточные единоборства — это один из видов деятельности, который предоставляет возможность самопознания по всем категориям. Самая высокая ступень лестницы личных успехов — это следование честному самовыражению. Его достижение, требует от человека стать «мастером жизни» — результат строгой приверженности к духовной и интеллектуальной искренности.
Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на соответствующие исследования в области восточных единоборств, надежностью используемых методов исследования, репрезентативностью эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики предмета исследования.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи исследования, раскрывается научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава: «Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств», состоит из трех параграфов.
Уникальна культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, мировосприятие, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали, искусство и философия. время отсеивало то, что противоречило условиям жизни, здравому смыслу и складу национального характера. Все необходимое для сохранения и продолжения жизни народа, для сбережения его здоровья рождалось в повседневной будничной и праздной жизни или заимствовалось у народов, живущих по соседству.
Сегодня большой интерес представляют боевые искусства, основанные на философских взглядах Древнего Востока, рассматривающих мир как единство пяти первоэлементов: воды, дерева, огня, металла и земли. В диссертации подробно изложены философские концепции, лежащие в основе восточных единоборств.
Роль боевых искусств Востока заключается в том, что доверительное общение через нетрадиционные виды деятельности учителя и ученика становятся откровенным разговором его самим с собой, со своей совестью. Нетрадиционные средства в этом случае выступают фактором, оптимизирующим процесс формирования мировоззрения, моральных устоев личности, ее адекватного отношения к самосовершенствованию
Первый параграф: «Восточные единоборства как объект онтологии».
Перед человеком, серьезно практикующим восточные единоборства, рано или поздно встает вопрос о роли сознания. Ибо восточные единоборства – это психофизическая деятельность, то есть динамическое взаимодействие души и тела, психики и организма, сознательного и бессознательного.
Любая конкретная форма мышления не укладывается полностью в рамки строгой логичности или строгой ассоциативности. Однако можно сказать, что в науке господствует тенденция к слову-термину и к связи терминов по законам логики и математики. А в искусстве существенно преобладает тенденция к слову-образу и к свободной ассоциации образов, метафор, естественным путем сплетающихся в замысловатый узор.
Нетрудно увидеть, что китайская натурфилософия выводит эти противоречия из двойственности самого космоса, а физиология - из разграничения функций между правым и левым полушариями головного мозга.
ИНЬ
правополушарное левополушарное
созерцание действие
целостность атомизм
иррациональное рациональное
мифопоэтическое логическое
интеграция дифференциация
чувство разум
стихия организация
Суть восточного понимания роли индивидуального сознания в любой деятельности (не только боевой) в том, что просто технического знания приема боя недостаточно для того, чтобы стать настоящим мастером боевого искусства. Надо еще, чтобы сознание человека достигло определенного состояния, называемого по-японски «мусин» - «отсутствие разума». Такое состояние означает выход за пределы оппозиций «бытие-небытие», «жизнь-смерть», «я-не-я», «добро-зло».
С точки зрения современной философии состояние «мусин», это уровень нагляднодейственного мышления (или мышления, растворенного в действии), когда тело человека становится, так сказать, «автоматом» относительно его собственного сознания.
В отличие от Востока, рационализированный Запад всегда стремился использовать в боевых искусствах рефлексию. Ведь главной силой и достоинством человека всегда считалось на Западе наличие у него разума, позволяющего ставить цели, планировать пути их достижения и менять планы в случае неудачи.
Точный расчет, заранее отработанный трюк или финт, сложная, но выверенная до мелочей комбинация всегда отличали западных мастеров единоборств.
Итак, в общем смысле западный подход к подготовке сознания для поединка выражается в детальной регламентации возможных действий и неукоснительном выполнении заранее составленного плана.
Человек неразрывно связан с Вселенной (Космосом) и сам является микрокосмосом, то есть устроен на тех же принципах, что и Космос. А раз так, то разобравшись с устройством «внешнего» мира, можно судить о мире «внутреннем».
Развитие – и отдельного человека, и общества – неизбежно связано с разрушением целостности (следовательно, с потерей смысла жизни и духовной пустотой) и с попытками восстановления утраченного на новом уровне. Раньше мировые религии выполняли эту задачу, связывая людей общими символами вечности, воплощавшими единство и солидарность людей в рамках великих цивилизаций. Сегодня эти религии несут на себе отпечаток обособленности прежних цивилизаций друг от друга. Поэтому перед нами стоит проблема такой интерпретации великих традиций, чтобы они воспринимались как различные ипостаси Единого. Ведь вся история развития человечества проходит именно такой путь: возникновение людей в одном месте, расселение их по всему земному шару и появление множества различий между ними (антропологических, психологических, культурных), слияние в единую великую семью. Известно в то же время, что жизненный путь отдельной человеческой особи моделирует путь всего человечества.
При обучении восточным единоборствам видимые физические результаты не являются целью практики. Главное-это внутреннее, духовное развитие, происходящее на основании собственного опыта и интуиции.
Мастерство для бойца- это тот уровень знаний и навыков, который гарантирует отличный результат. Истинное мастерство в плане физических навыков и умений предполагает развитие внутренних качеств до определенной степени на подсознательном, не контролируемом сознанием интуитивном уровне. И наоборот, тренировка навыков выполнения каких-то упражнений способствует выработке умения владеть собой.
Здесь необходимо признать, что восточные единоборства состоят как из боевого искусства, то есть чисто физической дисциплины и разнообразных боевых техник в качестве ядра, так и из философии (особенно онтологии), которая одновременно лежит в его основе и связывает практикующего с высшим духовным сознанием.
Восточные единоборства прошли путь сквозь долгие века, знали спады и подъемы, солнечные и ненастные дни, но тем не менее дожили до нашего времени и не только продолжают развиваться, но и становится все более популярными, потому что восточные единоборства — это не просто техника ведения невооруженного поединка, как, например, бокс или борьба, а уникальный, не имеющий равных путь физического, нравственного, духовного воспитания и совершенствования.
Восточные единоборства практикуют не только ради здоровья или обучения самозащите, но также для развития ума. Даосские священники и буддистские монахи применяли восточные единоборства как философию, образ мышления, где практикуют образцы отступления перед превратностями судьбы, чтобы слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой. Частью восточных единоборств как дисциплины являются такие качества, как терпение и умение извлекать пользу из своих ошибок.
Информация о работе Восточные единоборства как онтологическое явление