Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:37, диссертация
Жители западных стран искренне удивляются, обнаруживая, что восточные военные дисциплины характеризуются как «искусство» в том смысле, что все они являются как бы одной из форм проявлений души, т.е. внутренней сущностью человека. Этот аспект восточных единоборств нелегко понять тому, кто незнаком с культурой Востока, если он не удовольствуется рассмотрением этих дисциплин как фактов социальной деятельности, представляющих собой искусство, чисто физическое по своей природе. Европеец еще более удивится, когда узнает о «безыскусном искусстве», которое намного превосходит обычные физические возможности человека и может быть продемонстрировано великими мастерами восточных единоборств.
Человеку еще предстоит доказать, что он наделен достаточной гибкостью ума и способен полностью избавиться от предрассудков в отношении других представителей человечества. Он все еще придает большое значение совершенствованию первой из древнейших технологий: изготовлению оружия и боевых систем, используемых для уничтожения себе подобных. Это заставляет его придавать своим политическим организациям и промышленным предприятиям военный характер.
Приобщение к классической боевой традиции, рекомендуется учащемуся по различным причинам, на какая бы ни была причина, к нему предъявляются следующие требования:
1) любовь к избранному виду;
2) сильное желание переносить строгую дисциплину;
3) беспрекословное подчинение своему учителю.
Что касается последнего, ученик должен обладать скорее самоотверженной, чем тупой преданностью. Мастер учит, но избегает «кормления своих подопечных с ложки». Ученик должен поглощать и переваривать атмосферу, созданную учителем, имитируя движения мастера настолько хорошо, настолько он может, и не должен ожидать лекции с записями на доске или презентации.
Вместе с ростом мастерства, в занятиях восточными единоборствами растет духовная глубина: постижение высшего смысла, философии жизни, познание духовности через физическое совершенствование. Благодаря постоянным тренировкам тела, духа и разума, размышлениям над сутью самого человеческого существования, появляется согласованность и взаимопроникновение с философскими основами восточных единоборств, боец находит гармонию между силовыми и духовными началами боевого искусства. Точно так же занимающийся восточными единоборствами обретает гармонию с самим собой и с окружающим миром.
Второй параграф: «Самосовершенствование человека в восточных единоборствах».
Восточные мудрецы утверждали, что Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной, следовательно, он может обладать всей ее мощью, но для этого ему нужно найти правильный способ, свой путь. Согласно учению, для человека существует пять возможностей достижения совершенства: путь монаха, путь мага, путь философа, путь йога, путь воина. Только для выбравшего свой путь и верно ему следовавшего доступно слияние с мировой гармонией, достижение внутреннего равновесия, т.е. обретение Дао.
Не победа над противником была конечной целью изучения восточных единоборств, но победа над самим собой, окружающим миром, природой, космосом.
Предназначение восточных единоборств – служить моделью поведения в мирской жизни и в духовной. Если же оно изучается для развлечения или из прихоти, невозможно достичь полного понимания того, что вы изучаете. Для достижения такой цели, как самосовершенствование, требуется усилие и время, причем спешка здесь не нужна.
В средние века восточные единоборства требовали от человека всей жизни. Их девизом было: «Все или ничего!» Старые мастера сравнивали боевые искусства с кипятком—стоит ослабить огонь в груди, как кипяток превращается в простую воду. Но сами по себе занятия восточными единоборствами не обязательно должны были превратить человека в сурового подвижника, которому чужды радости жизни. Пламя, возникшее из внутренней энергии, не сжигало—оно дарило тепло и свет. Самопознание в процессе освоения восточных единоборств обостряло и восприимчивость человека к прекрасному, к живой природе, к искусству. Изрядная часть трактатов и наставлений по кулачному бою представляют собой поэмы с красочными сравнениями и впечатляющими метафорами.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Повышение актуальности формирования концепции онтологического познания восточных единоборств, и через это — познание, в конечном итоге, окружающего мира.
2. Основные аспекты познания восточных единоборств заключаются в их направленности на познание, основанное на синтезе восточного (чувственного) и западного (логического) мышления.
3. Боевые искусства Востока представляют собой практически необъятный конгломерат различных подходов, концепций, систем и т.д.
Восточные единоборства изучаются от сознания к сознанию и от сердца к сердцу – это самый важный аспект для ученика, о котором он всегда должен помнить. Именно работа сознания определяет успех в овладении восточными единоборствами. Пока ученик не освободится от пагубного влияния эгоистических желаний в мыслях и не станет более требовательным к себе, он не достигнет успеха.
Следовать методикам нужно, но следовать осознанно, точно зная, что вы делаете, к чему это должно привести и как вы будете контролировать запланированный процесс. Ни один мастер не в состоянии достичь совершенства, слепо следуя правилам и инструкциям, — ведь их тоже кто-то когда-то придумывал.
Отказаться от творчества может только человек, заранее смирившийся с собственной неполноценностью и неполноценностью того, что собирается изучать.
Школы восточных единоборств принято разделять на «внешние» и «внутренние». Это разделение более глубоко и многозначно, чем полагают многие европейские и американские специалисты — например, Р. Хаберзетцер, считающий деление на «внешние» и «внутренние» стили аналогичным делению на «жесткие» и «мягкие». Однако дзю-до — «путь гибкости» и «дзю-дзюцу (джиу-джитсу) — «искусство гибкости» — типично «внешние» школы, а син-и-цюань, при выполнении комплексов которого трясутся стены и о животы адептов которого профессиональные бойцы ломают себе руки — тем не менее всеми признанный «внутренний» стиль.
Основой разделения школ служат различные методы работы с сознанием ученика: характерной чертой «внешних» школ можно считать создание своеобразной суровой «обучающей среды»: «внешнего» дисциплинарного каркаса, искусственно формирующего пригодную к выживанию в экстремальных ситуациях личность; «внутренние» же школы ставят перед собой цель раскрытия «истинной природы» конкретного человека, воспитание в нем самом определенных жизненных установок.
Никаких особых секретов в методике или технике нет ни у «внутренних», ни тем более у «внешних» школ. А объединяет их то, что в их основе лежит работа над одним и тем же, — телом, духом и сознанием человека.
Философия восточных единоборств сама по себе не является конечной целью для занимающегося, точно так же она и не является побочным продуктом занятий восточными единоборствами; она есть средство самопознания. Она является рецептом личного роста, исследованием свободы – свободы действовать естественно и эффективно не только в бою, но и в жизни. В жизни мы впитываем то, что полезно, и отвергаем то, что бесполезно, и добавляем к нашему опыту то, что подходит именно нам.
Следование тому, что называется Дао, явится освободительным процессом, в результате которого вы станете лучше, сможете развить межличностные отношения и станете жить на основе честности, целостности и понимания, что позволит всем нам ладить друг с другом и сосуществовать во все более усложняющемся и трудном мире Вселенной.
Широко распространенный в странах Востока интерес к «путям освобождения» продолжает расти, потому что мы распознаем в этих путях обычную мудрость первоначально живших народов.
Полагаться исключительно на физическую силу сегодня не только незаконно, но и опасно. В такой слабой философии полностью отсутствует эмоциональная и духовная защита, так необходимая в наше непростое время.
В заключении подведены краткие итоги работы, формулируются основные выводы и перспективы дальнейшего исследования по данной проблеме:
1.Уточнение принципов, методов и форм онтологического изучения восточных единоборств.
2. Проблема структруирования философско-мировоззренческих оснований восточных единоборств.
3.Соотношение онтологических и гносеологических аспектов познания восточных единоборств.
4. Разграничение метафизических и онтологических вопросов исследования восточных единоборств.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:
1. Восточный менталитет в боевых искусствах. // Материалы Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (26–28 сентября 1999г.) — Уфа: БГУ, 1999 г. (3с)
2. Восточные единоборства в современном мире // Вестник УЮИ МВД РФ. Научно-практический журнал.- №1. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2004г.(7с).
3. Основные уровни онтологического исследования восточных единоборств.// Проблемы развития мира, человека и общества: Традиции и современность. – Сборник научных работ. – Уфа: «Диалог», 2004г. – с 41-46.(6с)
4. Самосовершенствование человека в восточных единоборствах // Проблемы развития мира, человека и общества: Традиции и современность. – Сборник научных работ. – Уфа: «Диалог», 2004г. – с 64-69.(6с)
5. Гармония мира и человека в восточных единоборствах.// Вестник УЮИ МВД РФ. Научно-практический журнал.– Уфа: УЮИ МВД РФ, 2004г.(8с). – в работе.
6. Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.// Вестник УЮИ МВД РФ. Научно-практический журнал.– Уфа: УЮИ МВД РФ, 2004г.(7с). – в работе.
7. Восточные единоборства как объект онтологии.// Вестник УЮИ МВД РФ. Научно-практический журнал.– Уфа: УЮИ МВД РФ, 2004г.(6с). – в работе.
8. История развития рукопашного боя.//Реферат. – М: ВИПК МВД РФ, 2003г. – 25с.
2
Информация о работе Восточные единоборства как онтологическое явление