Возможна ли нравственность
без религии?
Я считаю, что действительно
настоящая религия – это
Доброе Сердце»
Тэнзин Гъяцо, Далай-лама
14-ый
Если добрый человек проповедует
ложное учение,
оно становится истинным.
Если дурной человек
проповедует истинное учение,
оно становится ложным.
«Лес чаньских изречений»
Слово религия составлено
из латинских корней: re («обратно», «назад»,
«вновь») и ligare («связывать»). Таким
образом, этимологически оно означает
«налаживание, или восстановление связи»
(с Богом). В латинском языке
слово religio, первоначально, что особенно
важно как с психологической,
так и с философской точек
зрения, служило для обозначения
внутреннего душевного состояния,
и только потом стало обозначать
также внешние проявления этих состояний,
связанные с обрядами и культом,
а со временем – и всю религиозную
культуру вообще.
В своей работе «Религия
и нравственность» (1893) Лев Николаевич
Толстой определяет религию как
откровение, данное свыше. Оно
(откровение), по его мнению, есть
наивысшая форма религии, тогда
как все остальные ее формы
находятся на более низком
уровне и преследуют сиюминутные,
посюсторонние интересы человека.
Откровение же, исходящее от Господа,
не только раскрывает перед
людьми более высокий смысл
их жизни, но и указывает
на то, каким образом на пути
служения Высшим силам человек
может и должен преодолевать
свой врожденный, природный эгоизм.
Что касается собственно
Откровения, то, как известно, Божественное
откровение свыше характерно
не только для так называемых
религий Книги (авраамических), но
и для многих разновидностей
индуизма, и даже в буддизме
Сутрами, то есть, непререкаемым
священным писанием, являются те
тексты, в которых записаны, по
преданию, слова самого Будды.
Что касается нравственности,
то мы бы определили ее как
состояние, в котором находится
душа по отношению к базовым
понятиям добра и зла. (Мораль
– это то, что принято считать
добром (и злом) в данном сообществе,
культуре, субкультуре, группе, и
т. д. А нравственность –
это, если можно так выразиться,
положение человека на внутренней
шкале, регулируемой исключительно
голосом совести, по отношению
к существующим внутри его
самости понятиям добра и зла.
Именно поэтому существует понятие
«высокая нравственность», –
соответственно, подразумевается, что
нравственность может быть и
«низкой».)
Значит ли это, что, говоря
о нравственности, мы неизбежно приходим
к вопросу о добре и зле?
Да, это так. Но что такое добро,
и что такое зло – это
уже более серьезный и сложный
вопрос. Очевидно, однако, что однозначный
ответ на вопрос о связи между
религией и нравственностью (а также
ее конфессиональной определенностью),
становится невозможным.
Нельзя отказать христианской
религии в возможности оказания
на человека, в первую очередь,
на его нравственность, глубокого
алхимического воздействия. Такой
преобразующий импульс, безусловно,
содержится в ней. В то же
время, нельзя отрицать того
факта, что в некоторых случаях
человек может быть глубоко
нравственным, исповедуя, с точки
зрения христианства, безнравственные
ценности (атеизм, буддизм, даосизм
и т.д.); верно также и то, что
в других случаях, человек,
исповедующий эти (христианские)
ценности, является в придачу
и глубоко безнравственным. Получается
весьма пестрая картина, которая
на эмпирическом уровне не
подтверждает тех стройности
и последовательности взаимоотношений
религии и нравственности, которые
выводятся в трактате Л. Н.
Толстого.
Эта пестрая картина
заставляет задуматься о многих
вещах. В первую очередь –
о взаимоотношениях ума и сердца.
В какой мере они связаны,
а в какой – находятся в
разладе, доходящем до трагических
противоречий? И все это может
уживаться в одном человеке…
Такие феномены, как святошество,
лицемерие, ханжество, указывают
на то, что между умом и сердцем
человека далеко не всегда
бывает единство.
Тезис об отсутствии
единства наносит сокрушительный
удар по всему стройному зданию
взаимоотношений религии и нравственности
и их прямой зависимости друг
от друга. Оказывается, нравственность,
идущая от сердца, не всегда
совпадает с умом и осознанными
установками. Действительно, когда
это совпадение присутствует, то
умственные построения обладают
такой мощной глубиной и наполненностью,
которая просто невозможна в
отсутствие внутреннего единства
(тогда слова становятся выхолощенными,
формальными и пустыми). Тезис
об отсутствии единства можно
назвать основополагающим в нашем
рассуждении. Вывод первый: разум
– это такая вещь, которая с
одинаковой готовностью может
служить как добру, так и
злу. Разум – совершенно «без-нравственная»
структура.
Из противоречия между
умом и сердцем, между душой и
разумом складывается весьма странная
и очень нелинейная картина –
гораздо более многомерная и
сложная, чем та, что открывается
первому взгляду. Если рассматривать
религию только как призыв Высшего
существа к человеку, исходящий из
Высшего существа, то тогда нераскрытым
остается вопрос: а что в человеческом
существе на этот призыв отзывается? И
самое главное – почему одни люди
на этот призыв отвечают, другие же остаются
к нему глухи? Получается, что у
одних имеется некая предрасположенность,
чтобы подхватить этот призыв, у
других же такой предрасположенности
нет. Кто-то рождается, как Александр
Свирский или Сергий Радонежский, удивительным
ребенком, а кто-то с малолетства
лжет и ворует, и никакая церковная
проповедь не в состоянии его
остановить. Есть и такие, кого проповедь
останавливает, но уже в позднем
возрасте или даже на смертном одре.
(Среди воцерковленных людей существует
мнение о том, что даже великие грешники,
покаявшись перед смертью, могут получить
отпущение грехов, несмотря на то, что
всю жизнь прожили во грехе, и попасть
в рай. Этот момент, конечно, спорный.)
Таким образом, все
богатство духовной и психической
жизни людей в русле религиозности
складывается из взаимодействия
между умом и сердцем, между
душой и разумом, в ходе которого
они то приходят к какому-то
единству, то расходятся. Часто низменным
частям души удается обмануть
разум, выхолостив и формализовав
его ценности и превратив все
те разумные положения, которые
должны служить в качестве
стимула к преображению духовной
и душевной жизни, в набор
пустых и практически бессмысленных
формальностей.
Такое положение вещей
было бы более или менее
понятным, если бы речь шла
только о высших положениях
разума, формализующихся и выхолащивающихся
низшими импульсами души. Но речь
идет также и о прямо противоположных
процессах, которые усложняют
картину и делают ее еще
более многомерной, а именно
– о тех ситуациях, когда,
наоборот, выхолощенные и формальные
положения разума (вроде призыва
строить коммунистический рай)
не мешают душе жить полноценной,
глубокой и истинно духовной
жизнью, не мешают человеку быть
существом одухотворенным, посвящать
себя благу других людей, жертвовать
собой во имя этого блага,
вопреки формальным бездуховным
принципам, господствующим в разуме.
Конечно, в такой ситуации людям,
живущим истинно духовной жизнью,
но при этом остающимся атеистами
идеологически, приходится нелегко,
их понимание добра и зла
все-таки глубоко материалистично,
им тяжело понять истинное
благо духовной сущности даже
самих себя, не говоря уж о
ближнем своем. Но это не
отменяет их жертвенности, и лучшие
советские фильмы 50-60 годов являются
тому подтверждением – люди
были способны на высокий духовный
импульс, на реализацию идеи
высокого служения.
Все это не просто
делает картину многомерной, но
ставит также некие существенные
вопросы. И самый важный из
этих вопросов – откуда берется
импульс к доброму и нравственному
в человеке, а также – откуда
берется импульс к злому, низкому
и безнравственному? Где начало
нравственности?
Самый главный вывод,
к которому приводит описанное
противоречие, это то, что все
богатство палитры духовной жизни,
с ним связанное, можно выразить
в следующем утверждении (глубоко
парадоксальном и противоречащем
основной идее работы Льва
Николаевича): нравственное начало
в человеке имеет самостоятельную
природу, самостоятельные причины
для своего возникновения, развития
и реализации, как минимум не
полностью зависящие от религиозного
призыва Высшего существа. Нравственное
начало в человеке не является
чем-то, целиком и полностью определяемым
религиозным рвением и интенцией.
Толстой справедливо указывает
на то, что многие люди живут,
ограничивая свое мировоззрение
интересами узкого круга, определенной
группы лиц. И выйти за рамки
этого узкого круга им мешает
ограниченное мышление, не расширенное
до вселенского призыва к любви,
содержащегося в христианстве. Но
даже внутри узких рамок человек
может быть либо великодушным
альтруистом, жертвующим своими
интересами, временем, силами ради
других людей, либо узколобым
эгоистом, пекущимся исключительно
о собственных интересах. Верно
и противоположное: под прикрытием,
под лозунгом всемирной космической
любви человек вполне способен
отстаивать корыстные, эгоистические
интересы.
Все это никоим образом
не умаляет ценности призыва
к нравственному самосовершенствованию,
содержащемуся в религии, которая,
действительно, несет в себе
такой потенциал и возможности. Религиозные
учения последовательно и точно указывают
на многие особенности заблуждений, ограничений
и вызываемых ими страданий, переживаемых
на тех или иных уровнях нравственного
развития. И – подчас афористично и лаконично,
подчас развернуто и подробно – говорят
о том, что необходимо в себе преодолевать,
куда стремиться, каким образом выстраивать
свою внутреннюю жизнь для того, чтобы
приближаться к большему совершенству
и гармонии с самим собой. При этом религиозный
призыв недвусмысленно указывает на то,
что между обоими противоположными стремлениями
– к нравственности и высшей морали, с
одной стороны, к эгоизму и оправданию
жизни посюсторонними ценностями, с другой,
– происходит постоянный поединок внутри
самого человека. Эта борьба выражается
порой в незаметных тенденциях и размышлениях,
вялотекущих процессах, происходящих
в человеческой душе, а подчас переходит
в критическую фазу острых схваток, когда
человек должен сделать мучительный выбор,
и мучителен он именно тем, что каждое
из начал крепко держит человека в своей
власти и стремится овладеть им целиком
и полностью. Сделав тот или иной выбор,
человек отождествляет себя с тем или
иным началом и принимает его сторону,
тем самым становясь его носителем и представителем
(«И лев станет человеком» ).
На поединке между
высшими и низшими стремлениями
в душе человека необходимо
остановиться подробнее. Всегда
ли мы можем определить, где
добро, а где зло? Внутренне,
интуитивно мы всегда это знаем
в глубине души, но самой этой
глубины мы очень часто не
чувствуем. Если при этом учитывать
тот факт (хорошо известный психотерапевтам
и писателям), что отсутствие контакта
с глубиной своей души очень
часто не ощущается людьми, тем
более становится понятно, насколько
легко превратить свое сознание
в фабрику подмен, перевертышей
и, выражаясь религиозным языком,
тонкого лукавства. У человека,
делающего добро, нет сомнений
и колебаний в том, что он
его творит. Но этих сомнений
нет и у человека, делающего
зло: он также уверен в том,
что творит добро. А причина
заключается в том, что он
бессознательно анестезирует в
себе тот пласт души, который
истинно знает, что делает его
хозяин, – следовательно, анестезия
в подобных случаях практически
всегда остается не замеченной.
Таким образом, внутренняя психологическая
ситуация может очень легко
получить тенденцию к коллапсу,
в котором личная, оторванная
от универсальной правды, истина,
подменяет правду собой, претендуя
на окончательное господство. И
чем натренированней интеллект,
тем тоньше, изощренней и правдоподобней
могут быть такого рода подмены,
тем труднее им противостоять
как самому человеку, так и
его окружению.
Таким образом, критерий
того, что есть добро, а что
есть зло, с одной стороны,
установить трудно, а с другой
– очень легко. Требуется способность
к прямому взгляду – взгляду,
не обусловленному ни своими,
ни чужими проекциями и не
следующему за ними. Что же
отвечает за прямоту взгляда?
Ответ и прост и сложен одновременно:
за нее отвечает именно нравственность,
иначе называемая совестью или
внутренней честностью.
Если непрямой взгляд
излучает то, что ему предложат
(не важно, кто – другой человек
или собственное бессознательное),
старательно изображая при этом
прямоту и доброту, то что
же в таком случае излучает
прямой взгляд? Следуя логике
рассуждения и правде жизни,
мы должны констатировать, что
продуктом излучения прямого
взгляда является не что иное,
как видение, создаваемое творческим
потоком, собственно, и излучаемым
прямым взглядом.
Вопрос о том, что есть
творческий поток, акт творчества, не
менее важен. Недостаточно смотреть
непредвзято – без потока творчества
непредвзятость ни к чему не приведет.
Творение – всегда создание чего-то
нового, а именно – нового смысла
(даже если по видимости это всего
лишь создание новой формы для старого
смысла). Как возможно появление нового
понимания без творчества?
Теперь определимся
с тем, откуда и куда этот
творческий поток идет. Вернемся
к началу – к состоянию,
когда мы, еще ничего не понимая,
просто чувствуем, что вот это
добро, а это зло. Что в
нас, какой уровень нашего сознания
это чувствует? Нижний, потому
что в этом чувстве нет ни
осознанности, ни понимания. Есть
просто непредвзятое ощущение
того, что это так. Нижний уровень
сознания – это тело, оно не
умеет ни рассуждать, ни осознавать,
да и творить оно тоже не
умеет. Зато умеет чуять –
нутром, – где правда, а где
ложь, где добро, а где зло.
Подобное интуитивное
различение хорошо показано в сцене
из фильма «Золотой ключик», где Лиса
Алиса пытается обмануть Кота Базилио
и убедить его, что раз «пять
на два не делится», то, следовательно,
делить нужно на пять, в результате
чего получается ответ «один», а, стало
быть, Коту положен один золотой; Базилио
же отвечает на это: «Обманула, запутала!..».
Этот живописный пример хорошо иллюстрирует
конфликт уровней сознания, несмотря
на то, что речь идет о «разборке»
двух эгоистов. То, как чутье Базилио
преодолевает лукавство Алисы, полностью
соответствует тому, как различаются
добро и зло внутри человека. Чутье
выступает в качестве изначального
импульса, которому еще надо суметь
последовать. Этот импульс возникает
именно на нижних этажах сознания, он представляет
собой некое ощущение – неосознанное,
туманное, неопределенное, но вместе с
тем мощное и могучее. Дальше он должен
начать подниматься – начинается
его сублимация и алхимическая возгонка,
которая заключается в том, что
в процессе своего подъема этот импульс
становится все более осмысленным,
изощренным, четким, дифференцированным
и глубоким.