Возможна ли нравственность без религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:25, статья

Описание работы

все богатство духовной и психической жизни людей в русле религиозности складывается из взаимодействия между умом и сердцем, между душой и разумом, в ходе которого они то приходят к какому-то единству, то расходятся. Часто низменным частям души удается обмануть разум, выхолостив и формализовав его ценности и превратив все те разумные положения, которые должны служить в качестве стимула к преображению духовной и душевной жизни, в набор пустых и практически бессмысленных формальностей.

Файлы: 1 файл

возможна ли нравственность без религии.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

 О том, что разъединяет  религии мира, сказано много. Зададимся  вопросом прямо противоположным:  а что религии мира объединяет? Если внимательно всмотреться,  становится понятно, что их  объединяет одно: расширение горизонтов  человеческого бытия через преодоление  границы, отделяющей жизнь от  смерти с помощью этих самых  горизонтов. Для любой религии  характерно прежде всего полагание  того, что человеческая душа продолжает  существовать в том числе и  после телесной смерти. Этот тезис  существует во всех религиях, начиная от самого примитивного  первобытного шаманизма и заканчивая  самыми развитыми религиями, такими, как христианство и буддизм.  Каковы бы ни были конфессиональные  противоречия между религиями,  объединяет их всех одно: человеческая  душа после смерти продолжает  свое существование. Это утверждение  обладает колоссальной ценностью,  значимостью и влиянием на  всю сферу человеческой жизни,  потому что через расширение  этих горизонтов, через преодоление  границы смерти ценность того, что происходит в этой жизни,  может достаточно сильно (если  не сказать, кардинально) измениться: все, что по материалистическим  убеждениями принято считать  ценным, с точки зрения духовных  горизонтов, преодолевающих завесу  смерти, становится весьма релятивным.

 Вот тут и обнаруживает  себя различие между идеализмом  и материализмом. Одно и то  же свойство безгреховной страстности  служит как почвой для взращивания  зла, так и опорой на пути  к добру: все зависит от того, с чем мы отождествляемся, и  самое главное – чем для  нас является граница между  жизнью и смертью. И таким  образом, первым и последним  ответом на вопрос: является ли  тенденция сознания тенденцией, ведущей к добру, или тенденцией, ведущей ко злу, будет ответ  на вопрос о первичности материи  или сознания. Посюстороннесть или  потустороннесть – этот выбор  имеет наиважнейший и наинасущнейший  духовный смысл. Потому что  если первична материя, значит, первично тело, значит – хорошо  все то, что имеет отношение  к телу, а следовательно, все  нравственные выборы внутреннего  типа должны быть отброшены.  Примат посюстороннести означает, что мы как живые существа  в своей самой глубокой и  сокровенной сущности не выходим  за рамки этой жизни, и поэтому  смерть будет для нас не  чем иным, как чертой, за которой  нас ждет полное и абсолютное  уничтожение. Безгреховная страстность  – это зависимость от тела  и от материального внешнего  мира, которую трудно игнорировать. И поэтому естественный ответ  на вопрос о том, что первично  и «кто главнее», естественно  выходящий из недр безгреховной  страстности, таков: окончательно  и бесповоротно человек зависит  от телесности, более того, он  этой телесностью является, она  для него первая, последняя и  главная инстанция и авторитет.  Эта глубинная сущность безгреховной  страстности, не осознаваемая  и оказывающая на нас колоссальное  влияние, может быть, тем не  менее, преодолена, потому что  человек, как существо духовное, в действительности, обладает возможностью  решать (= выбирать), от чего он  зависит окончательно – от  материального внешнего мира  или от мира духовного, внутреннего.  Окончательно – значит, в своих  окончательных выборах, которые  носят именно нравственный характер. Выбор же целиком и полностью  зависит от ответа на вопрос, чем для живого существа является  смерть.

 Мысль о смерти тела  при сохранении души обладает  довольно интересным и, прямо  скажем, кардинальным воздействием  на человеческое сознание. Она  (точнее, размышление о ней), с  одной стороны, довольно сильно  обесценивает все материальные  заслуги и достижения, связанные  с социальным статусом, а с  другой стороны (именно тем,  что она их обесценивает), она  существенно увеличивает ценность  заслуг, обретаемых при помощи  и в рамках нравственного начала  – внутренней честности, порядочности, мира и гармонии души – и  таким образом утверждает уже  в посюстороннем бытии примат  внутренней гармонии и самодостаточности  человека, независимости его от  внешних заслуг и обстоятельств.  В этом смысле любая религия  действует одинаково. Если мы  признаем сохранение жизни души, ее бытие в посмертном для  тела существовании, то тем  самым мы очень резко поднимаем  в цене заслуги нематериального  характера, те, которые остаются  с душой: нравственной чистоты,  преодоленных материальных соблазнов,  отсутствия компромиссов с совестью  и т.д.

 Сила воздействия такой  позиции, такого убеждения на  людей носит далеко не рациональный  и не рассудочный характер. Это  воздействие идет значительно  глубже рацио, имеет гораздо  более глубокие корни и особенности  распространения. Помимо процесса  мышления, оно охватывает сущность  души во всей ее глубине,  трансформируя ее и способствуя  переоценке всех ценностей и  устремлений, которыми душа охвачена  в обычном посюстороннем существовании.

 


Информация о работе Возможна ли нравственность без религии