Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:17, реферат
Для начала хотелось бы отметить, что это, прежде всего, стороны единой системы, источником развития которой выступает постоянная борьба между ними. Однако, активность общества, выражающаяся в его преобразовательной деятельности, определяет его роль как ведущей стороны этого противоречия. Тем не менее, взаимодействие между обществом и природой вбирает в себя множество вопросов и проблем, которые тесно связаны с рассмотрением многих сфер жизни общества.
ВВЕДЕНИЕ…………...….……………………………………...…………...………3
ГЛАВА I. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ…....4
1.1 Природа и культура………………………………………………...……..4
1.2 Естественная и искусственная среда………………………….…………8
ГЛАВА II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………10
2.1 Взаимодействие человека и природы…………….…………………….10
2.2 Сущность экологической проблемы……………………………………11
2.3 В поисках выхода из экологических трудностей…………...…………12
ГЛАВА III. ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА…….15
3.1 Живое и неживое………………………………………………...………15
3.2 Место биологии и философии в познании живого……………………17
3.3 Современные представления о живом…………………………..……..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….…………………………………………25
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Строительный факультет
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
ВВыполнил:
Проверил:
Рунге Полина Игоревна,
студентка группы СМ-1
Беззубова Ольга Владимировна,
доцент, канд.филос. наук
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………...….…………………………………
ГЛАВА I. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ…....4
1.1 Природа и культура………………………………
1.2 Естественная и искусственная среда………………………….…………8
ГЛАВА II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………10
2.1 Взаимодействие человека и природы…………….…………………….10
2.2 Сущность экологической проблемы……………………………………11
2.3 В поисках выхода из экологических трудностей…………...…………12
ГЛАВА III. ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА…….15
3.1 Живое и неживое………………………………………
3.2 Место биологии и
философии в познании живого………
3.3 Современные
представления о живом………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего реферата – взаимодействие общества, человека и природы, и для начала хотелось бы отметить, что это, прежде всего, стороны единой системы, источником развития которой выступает постоянная борьба между ними. Однако, активность общества, выражающаяся в его преобразовательной деятельности, определяет его роль как ведущей стороны этого противоречия. Тем не менее, взаимодействие между обществом и природой вбирает в себя множество вопросов и проблем, которые тесно связаны с рассмотрением многих сфер жизни общества.
Проблема взаимоотношения общества и природы - одна из актуальных проблем социальной философии. Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.
ГЛАВА I. ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОВСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далеких звезд, взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле… Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа – это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.
1.1 Природа и культура
Для уточнения смысла, вкладываемого в то или иное понятие, бывает полезно рассмотреть его вместе с таким понятием, которое противоположно ему. По отношению к понятию «природа» подобной противоположностью является понятие «культура». Под культурой понимается нечто освоенное, возделанное, преобразованное человеком; под природой же – то, что противостоит человеку, существуя по своим собственным, независимым от него основаниям и законам. Культура, стало быть, выступает как преобразованная человеком природа, а деятельность человека в этом смысле можно истолковать как превращение природного, естественного в культурное, искусственное. И в этом преобразовании природы заключена сама суть человеческого способа существования в мире.
Человек в своей деятельности противопоставляет себя природе. Одновременно с этим, однако, он является частью и порождением великой «матери-природы». «Человек, - писал Маркс, - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно вязана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы».
Природа для
человека – не только естественное
условие его существования и
не только поле для его преобразовательной
деятельности. На почве этого основного
отношения возникают и
Итак, человек, человеческое общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Такие противоречивые внутренние взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций человека по отношению к природе, возникающих в истории человеческой мысли.
Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и потому более низкое, чем культура. Такое отношение порождает позицию, обосновывающую необходимость подчинения природы человеку, господства над ней. Но возможна и другая позиция, когда природа, напротив, понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру, и человека. Согласно этой позиции, человеку надлежит учиться у природы, подчиняться ей.
Возможно, далее,
понимание природы как царства
слепых, стихийных сил, как хаоса,
неподконтрольного
В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыслился как одна из ее частей. У античных философов идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Этим, по существу, обосновывалась и задача научного познания природы, которая впервые была поставлена античными мыслителями и решалась ими в рамках натурфилософии, путем выдвижения умозрительных догадок.
Совершенно
другое понимание природы сложилось
в средневековой христианской культуре.
Здесь окружающая человека природа
рассматривалась как нечто
В эпоху Возрождения
отношение к природе меняется.
Человек вдруг открывает для
себя красоту и великолепие
В период становления
промышленного капитализма
Нельзя сказать, что подобные воззрения были общепринятыми – с ними не соглашались многие мыслители самых разных направлений. Тем не менее на протяжении долгого времени, вплоть до середины XX столетия, именно они были преобладающими и, пожалуй, именно они соответствовали реальной практике взаимоотношений общества и природы. Во второй половине XX века положение резко меняется. По мере того как научно техническая мощь человека. Неуклонно и быстро возрастая, становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов для того, чтобы убедиться в опасности неограниченного, бесконтрольного и непродуманного употребления этой мощи. В результате в отношениях человека к природе начинает оформляться и приобретать все более заметное место тот момент ответственности, о котором упоминалось ранее. В исторической перспективе мы имеем дело с глубочайшим изменением самого характера природопреобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления. Речь идет об ограничении элементов стихийности и, напротив, о возрастающей роли сознательности, организованности, сообразования целей деятельности с ее средствами и последствиями, т.е. о разумности и гуманности во взаимодействии общества и природы.
1.2 Естественная и искусственная среда
Естественная и окружающая среда охватывает гео- и биосферу, то есть те материальные системы, которые возникли и существуют вне и не зависимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности.
К. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т.д.) и естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть,, энергия падающей воды, ветра и т.д.). На ранних этапах развития общества наибольший интерес для людей представляли явления первой группы, однако в дальнейшем, по мере развития производительных сил, этот интерес переместился ко второй группе, ставшей одним из важнейших условий развития производства, а следовательно, и всего общества. Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания определяется, следовательно, не одной лишь природной компонентой, но и уровнем развития производства.
Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания – того, что Маркс называл «второй природой». Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания не сводится к данной вещественной основе. Человек может жить и действовать лишь в системе определенных общественных отношений.
По мере развития общества роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает, постепенно и неотвратимо наступает на естественную и, так сказать, поглощает ее. Однако естественная среда обитания представляет собой не только материальные условия жизнедеятельности человека и исходный объект производства, но и объект определенного эстетического и нравственного отношения. Каждое истолкование природы, возникшее в истории, отражало определенную ступень в развитии культуры и лежащих в ее основе общественных отношений. Поэтому обсуждение философского смысла природы требует анализа взаимосвязи не только природы и производства, но и учета эстетических, нравственных и социальных отношений и оценок природы.
ГЛАВА II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1 Взаимодействие человека и природы
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.
С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им «второй природой», человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая, скажем,
способы получения и
Подобного рода примеры можно множить до бесконечности, и каждый из них будет раскрывать все ту же тенденцию возрастающей зависимости человека от природы. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.