Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:15, курсовая работа
С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и не собственно природу — разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).
Введение…………………………………………………………………...3
Категория бытия. Иерархия и формы бытия…………………………....4
Проблема атрибутов бытия ( движение, пространство, время,
отражение, системность, развитие)………………………………….....12
Законы и категории бытия (законы и категории диалектики)……..…16
Заключение………………………………………………………………21
Литература……………………………………
Необходимое и случайное. Люди давно подметили, что события в природе и обществе совершаются с неумолимой силой («нельзя повернуть историю вспять»). Необходимость – это существенная черта закона. Она бывает, как и закон, внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерна для единичного объекта или множества объектов; как и закон, бывает динамической или статической.
Из правильного положения о причинной обусловленности природы и общества нередко делали неверные выводы, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Однако случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе. В окружающем мире и в жизни людей совершаются и необходимые, и случайные события, и отрицать случайность нельзя.
Неверно думать, будто явления могут быть только необходимыми либо только случайными. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса, ускоряя или замедляя его и сами превращаясь в необходимость.
Возможность, действительность и вероятность. В широком философском смысле действительность – это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Действительность в смысле непосредственного бытия – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность – это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, т.е. стать действительностью, при определенных условиях. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. В природе этот процесс происходит в целом стихийно. Совсем иное дело в человеческом обществе: историю делают люди, и многое зависит от их воли, сознания, активности.
Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Стопроцентная вероятность и есть необходимость, это полная достоверность события. Отсутствие вероятности – полная недостоверность, или невозможность события. Объективную связь между внутренними и внешними сторонами вероятности выражает закон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. То есть, каждое событие есть равнодействующая необходимых и случайных причин.
Противоречие. Диалектическое противоречие – это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность – это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. Понятие противоречия относительно, поскольку в мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенденций.
Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент необходим так же, как другой. Развитие предметов, таким образом, есть раздвоение противоречивого единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий. Про этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим.
Характер противоположностей зависит от специфики его сторон и условий, в которых разворачивается их борьба. Различают противоречия:
Отрицание и идея прогресса. Возникают, существуют миллиарды лет, а затем погибают звезды, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли. Возникают и исчезают виды растений, животных, поколения людей, нормы общественной жизни. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового, содержащего в себе свои противоречия. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен процесс развития.
Как условие развития, отрицание есть вместе с тем и утверждение: оно предполагает преемственность в развитии. Развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное. А удержание положительного и есть «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии, разумная традиция. Из старого удерживается то значимое, без чего невозможно дальнейшее развитие системы. Но развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Этим и обуславливается бесконечное многообразие форм существования материальных форм и явлений. Развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, но только уже в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда повторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.
Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы. Сущность прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего развития.
Заключение.
Из всего изложенного
логически следует вывод, что
поиск первоначал, первооснов бытия
никогда не был для философии
некой интеллектуальной самоцелью.
Он всегда движим острейшей практической
и мировоззренческой
Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятором жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. В процессе развития представления философов о бытии человека и мира пришли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но изыскания еще не завершены, поскольку нет одного, точно определенного, всеобъемлющего представления о том, что же такое реальность, жизнь, бытие.
Постижение категорий бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.
Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности внечеловеческих разновидностей бытия. Такая, казалось бы, человекомерная трактовка бытия оказывается при более пристальном рассмотрении отнюдь не антропоморфной. Дело в том, что современная наука, в том числе и философия, вышла на обоснование уникальности каждого индивида, а соответственно, и существования этого индивида, то есть бытия.
Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была. Философия – это история философии, это ее наследие за много веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.
Информация о работе Законы и категории бытия (законы и категории диалектики)