Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, реферат
Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие термина «диалектика».
- исследовать различные концепции развития диалектики.
- раскрыть сущность законов диалектики.
- раскрыть понятия философских категорий.
Введение……………………………………………………………………… ….3
1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития…………………………………………………………….…………….4
2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.......8
3.Законы диалектики……………………………………………….………….10
3.1. Закон перехода количественных изменений в качественные……..10
3.2. Закон единства и борьбы противоположностей………………………12
3.3. Закон отрицания отрицания…………………………………………...14
4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25
Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при
Президенте Российской Федерации».
Факультет экономики, управления и права
Кафедра философии и политологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ»
на тему «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ»
Нижний Новгород,
2011 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Историческое развитие
диалектики, как метода познания и развития…………………………………………………………
2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.......8
3.Законы диалектики……………………………………………….…
3.1. Закон перехода количественных изменений в качественные……..10
3.2. Закон единства и борьбы противоположностей………………………12
3.3. Закон отрицания отрицания……………
4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика, как наука, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения, структуру, принципы и ее историческое развитие. Данная тема является актуальной, так как развитие мира, общества, природы подчиняется законам диалектики.
Вершиной становления
Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие термина «
- исследовать различные
- раскрыть сущность законов диалектики.
- раскрыть понятия философских категорий.
Знание законов диалектики может помочь менеджерам в решении важных вопросов в управлении, а политикам – в управлении государством.
1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития.
Диалектика (греч. διαλεκτική — Искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
В письменах праславянской
Чтобы понять суть диалектики нужно рассмотреть историю ее развития от древнегреческих философов до Маркса, Энгельса и Ленина.
В эпоху античности существовало представление о противоречиях как свойстве самой природы. Это было отражено в философии Гераклита Эфесского (около 520-460 г.г. до н.э.). Он впервые обосновал всеобщность изменения в мире.
Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей - это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной.
В то же время идеи вечного изменения,
перехода противоположностей друг в
друга формировали
Движение является одним из всеобщих атрибутов материи. Развитие – это одна из форм движения или изменения, а именно развитие – это качественное и направленное изменение. Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики.
В историческом развитии диалектика прошла три основных этапа (формы):
1)метафизическая форма
2)диалектическая форма
3)материалистическая форма
1)Метафизическая форма понимает развитие, как количественные изменения, и развитие рассматривается не системно, то есть не принимается во внимание связь одних развивающихся предметов с другими.
Метафизика рассматривает вещи, явления и их умственные отображения, понятие отдельно одно от одного, как отделенные, между собой не связанные (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а также понятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил). Метафизика считает вещи и явления лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние разногласия - между разными предметами, а также противоречия формально-логические, что возникают вследствие непоследовательности мысли.
2)Диалектика же исходит из того, что все существующее может быть понятным лишь в развитии и что последний необходимо разглядеть как саморазвитие, которое порождается внутренними импульсами и охватывает не только постепенные изменения, эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового.
Наибольший вклад в развитие диалектики внес немецкий философ Г. Гегель (1770-1831). Основными его работами являются «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия истории» и др.
Гегель – философ – идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат её развития.
Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Он подчеркивал, что диалектика постигает мир в единстве противоположных определений в самодвижении, саморазвития.
Она учит о необъятной связи, которая объединяет между собой все вещи, явления, процессы. Эти связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать явление с них невозможно, поскольку это лишит нас глубокого и полного его понимания.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Заслуга Гегеля, по сравнению с
его предшественниками, состоит
в том, что он дал диалектический
анализ всех важнейших категорий
философии и сформировал три
основных закона: закон перехода количественных
изменений в качественные, закон
взаимопроникновения
Теория развития признает как внешние, так и внутренние разногласия, притом во внутренних усматривает главный импульс, движущую силу самодвижения, саморазвития существующего и поэтому обращает главное внимание, прежде всего на исследование этих разногласий.
3)Материалистическая диалектика является учением о главных законах развития природы, общества и познания, человеческого мышления, которое постигает мир. Философия материальности мира – одна из составных частей марксистского мировоззрения, создана Карлом Марксом (1813-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в конце 40-х годов 19 века. Она явилась результатом критического переосмысления достижений немецкой философии, а так же использование крупнейших открытий естествознания середины 19 века. Маркс и Энгельс рассмотрели законы диалектики Гегеля через призму материального мира.
В современном понимании - это образ мироощущения, теория и метод познания.
Объективная и субъективная диалектика.
Начиная с античных времен, разные мыслители вкладывали в понятие "диалектика" разное содержание: то, как теория развития, то, как теория познания (гносеология), а то, как наука об общих законах и формы движения мышления (диалектическая логика). Из этого можно сделать вывод, что диалектика развития объективной и диалектика субъективной реальности если и не совпадают, то в чем-то единые. Со временем диалектику объективной реальности начали называть объективной, а диалектику субъективной реальности - субъективной. Г. Гегель на идеалистической, а В.И. Ленин на материалистической основах обосновали, что диалектика как теория развития, теория познания, диалектическая логика единые и что их законы и соотносительные категории по смыслу совпадают, будучи разными за образом бытия.
К первой нужно зачислить диалектику древних (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.). Это была наивная, стихийная диалектика, которая объединялась с такими же наивными материализмом и идеализмом.
Потом пути материализма и диалектики
в этом разошлись. В ХVII-ХVIII ст. возникает
метафизический материализм, господствующими
становятся идеи механицизма (хотя иногда
в некоторых философских
Однако это имело временный характер, поскольку развитие природы и общественной жизни имеет диалектический характер. Диалектику начали интенсивно разрабатывать в немецкой классической философии, хотя и на идеалистической основе. Известно, что второй формой диалектики была идеалистическая диалектика классической немецкой философии (прежде всего философии Гегеля).
Существенные сдвиги в общественной
жизни, три больших открытия снова
вызвали необходимость
Таким образом, объективная диалектика на основе практики отображается в субъективной диалектике. Сначала субъективная диалектика имела неосознанный характер, однако со временем мысль человека стала предметом исследования. В XIX ст. создается диалектика как учение. Оно стало своеобразным итогом, логически целостным и последовательным синтезом всей истории теоретического освоения мира и одновременно историей познания мыслью самой себя, своих форм и законов, которые отображают формы и законы развития объективной действительности. В роле такого учения диалектика и является одновременно общей теорией развития, теорией познания и логикой.
В своей внутренней основе и мировоззренческой направленности она единая; в предметном выражении, средствах применения и формах выявления - и многомерная, и разная. Лишь система принципов, законов и категорий описывает развитие конкретно.
2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.
Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.