Основные категории и законы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, реферат

Описание работы

Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие термина «диалектика».
- исследовать различные концепции развития диалектики.
- раскрыть сущность законов диалектики.
- раскрыть понятия философских категорий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ….3

1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития…………………………………………………………….…………….4

2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.......8

3.Законы диалектики……………………………………………….………….10

3.1. Закон перехода количественных изменений в качественные……..10

3.2. Закон единства и борьбы противоположностей………………………12

3.3. Закон отрицания отрицания…………………………………………...14

4.Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления…………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 68.94 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская Академия Народного  Хозяйства и Государственной  Службы при

Президенте Российской Федерации».

Факультет экономики, управления и права

 

 

Кафедра философии и политологии

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

на тему «ОСНОВНЫЕ  КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород,

2011 г.

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………… ….3

 

1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития…………………………………………………………….…………….4

 

2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.......8

 

3.Законы диалектики……………………………………………….………….10

 

3.1. Закон перехода количественных  изменений в качественные……..10

 

3.2. Закон единства и борьбы противоположностей………………………12

 

3.3. Закон отрицания отрицания…………………………………………...14

 

4.Категории диалектики  как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие  формы мышления…………………………………………….17

 

Заключение……………………………………………………………………...23

 

Список литературы…………………………………………………………….25

 

 

Введение.

Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и  исчезающего приводит мир к новым  структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в  мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам  диалектики. Диалектика, как наука, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений  опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать  которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения, структуру, принципы и ее историческое развитие. Данная тема является актуальной, так как развитие мира, общества, природы подчиняется законам диалектики.

Вершиной становления диалектики стала философия Гегеля. Впервые  он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Гегелю удалось выявить общие  законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно  к развитию абсолютной идеи.

В данной работе были поставлены следующие задачи:

- дать понятие термина «диалектика».

- исследовать различные концепции  развития диалектики.

- раскрыть сущность законов  диалектики.

- раскрыть понятия философских  категорий.

Знание законов диалектики может  помочь менеджерам в решении важных вопросов в управлении, а политикам – в управлении государством.

1. Историческое развитие диалектики, как метода познания и развития.

Диалектика (греч. διαλεκτική — Искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии  и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

В письменах праславянской цивилизации  диалектика - Дивалетико – двоелётно  – действовать и мыслить противоположными категориями, диалектически.

Чтобы понять суть диалектики нужно  рассмотреть историю ее развития от древнегреческих философов до Маркса, Энгельса и Ленина.

В эпоху античности существовало представление  о противоречиях как   свойстве самой природы. Это было отражено в философии Гераклита Эфесского (около 520-460 г.г. до н.э.). Он впервые обосновал всеобщность изменения в мире.

Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений  как круговорота материи: да, все  в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние  вещей - это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной.

В то же время идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в  друга формировали представления  о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось  много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок  этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе  и человек, - это результат длившегося миллионы лет процесса.

Движение является одним из всеобщих атрибутов материи. Развитие – это  одна из форм движения или изменения, а именно развитие – это качественное и направленное изменение. Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики.

В историческом развитии диалектика прошла три основных этапа (формы):

1)метафизическая форма

2)диалектическая форма

3)материалистическая форма

   1)Метафизическая форма понимает развитие, как количественные изменения, и развитие рассматривается не системно, то есть не принимается во внимание связь одних развивающихся предметов с другими.

Метафизика рассматривает вещи, явления и их умственные отображения, понятие отдельно одно от одного, как отделенные, между собой не связанные (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а также понятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил). Метафизика считает вещи и явления лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние разногласия - между разными предметами, а также противоречия формально-логические, что возникают вследствие непоследовательности мысли.

  2)Диалектика же исходит из того, что все существующее может быть понятным лишь в развитии и что последний необходимо разглядеть как саморазвитие, которое порождается внутренними импульсами и охватывает не только постепенные изменения, эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового.

Наибольший вклад в развитие диалектики внес немецкий философ Г. Гегель (1770-1831). Основными его работами являются «Феноменология духа», «Энциклопедия  философских наук», «Философия истории» и др.

Гегель – философ – идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Абсолютная идея представляет собой настоящую  действительность, а реальный мир  – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат её развития.

Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную  форму. Он подчеркивал, что диалектика постигает мир в единстве противоположных определений в самодвижении, саморазвития.

Она учит о необъятной связи, которая  объединяет между собой все вещи, явления, процессы. Эти связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать  явление с них невозможно, поскольку  это лишит нас глубокого и  полного его понимания.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Заслуга Гегеля, по сравнению с  его предшественниками, состоит  в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий  философии и сформировал три  основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон  взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Теория развития признает как внешние, так и внутренние разногласия, притом во внутренних усматривает главный  импульс, движущую силу самодвижения, саморазвития существующего и поэтому  обращает главное внимание, прежде всего на исследование этих разногласий.

     3)Материалистическая диалектика является учением о главных законах развития природы, общества и познания, человеческого мышления, которое постигает мир. Философия материальности мира – одна из составных частей марксистского мировоззрения, создана Карлом Марксом (1813-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в конце 40-х годов 19 века. Она явилась результатом критического переосмысления достижений немецкой философии, а так же использование крупнейших открытий естествознания середины 19 века. Маркс и Энгельс рассмотрели законы диалектики Гегеля через призму материального мира.

В современном понимании - это образ  мироощущения, теория и метод познания.

Объективная и субъективная диалектика.

Начиная с античных времен, разные мыслители вкладывали в понятие "диалектика" разное содержание: то, как теория развития, то, как теория познания (гносеология), а то, как наука об общих законах и формы движения мышления (диалектическая логика). Из этого можно сделать вывод, что диалектика развития объективной и диалектика субъективной реальности если и не совпадают, то в чем-то единые. Со временем диалектику объективной реальности начали называть объективной, а диалектику субъективной реальности - субъективной. Г. Гегель на идеалистической, а В.И. Ленин на материалистической основах обосновали, что диалектика как теория развития, теория познания, диалектическая логика единые и что их законы и соотносительные категории по смыслу совпадают, будучи разными за образом бытия.

К первой нужно зачислить диалектику древних (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.). Это была наивная, стихийная диалектика, которая объединялась с такими же наивными материализмом и идеализмом.

Потом пути материализма и диалектики в этом разошлись. В ХVII-ХVIII ст. возникает  метафизический материализм, господствующими  становятся идеи механицизма (хотя иногда в некоторых философских учениях  все же проявлялась диалектика). Возникновение и развитие метафизического  материализма играли тогда положительную  роль.

Однако это имело временный характер, поскольку развитие природы и общественной жизни имеет диалектический характер. Диалектику начали интенсивно разрабатывать в немецкой классической философии, хотя и на идеалистической основе. Известно, что второй формой диалектики была идеалистическая диалектика классической немецкой философии (прежде всего философии Гегеля).

Существенные сдвиги в общественной жизни, три больших открытия снова  вызвали необходимость объединения  материализма с диалектикой, возвращение  к целостному, диалектического понимания  мира, но уже в другой форме, на грунте науки и общественного опыта. Так возникает третья форма диалектики (материалистическая, марксистская), объединенной со зрелым материализмом.

Таким образом, объективная диалектика на основе практики отображается в  субъективной диалектике. Сначала субъективная диалектика имела неосознанный характер, однако со временем мысль человека стала предметом исследования. В XIX ст. создается диалектика как учение. Оно стало своеобразным итогом, логически целостным и последовательным синтезом всей истории теоретического освоения мира и одновременно историей познания мыслью самой себя, своих форм и законов, которые отображают формы и законы развития объективной действительности. В роле такого учения диалектика и является одновременно общей теорией развития, теорией познания и логикой.

В своей внутренней основе и мировоззренческой  направленности она единая; в предметном выражении, средствах применения и  формах выявления - и многомерная, и  разная. Лишь система принципов, законов  и категорий описывает развитие конкретно.

 

2. Принцип развития как один из основных принципов диалектики.

 Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

Информация о работе Основные категории и законы диалектики