Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:59, доклад
Семнадцатый век был веком великих научных открытий, изменивших радикальным образом мировоззренческие установки западноевропейского общества на природу и общественную жизнь. Перемены в сознании были связаны, прежде всего, с развитием фундаментальных наук, таких, как механика, астрономия и математика. Они, по сути, определяли направленность развития всех других отраслей знания, в том числе и философии.
Гоббс подчиняет своему механистическому методу не только природу, но и изучение человека. С одной стороны, человек – сложное тело природы, а с другой – создатель искусственных социальных тел (общества, государства). Человек уподобляется, в изложении Гоббса, механизму, состоящему из различных частей со своими функциональными назначениями. Человек создан из страстей, потребностей, способностей и сил. От природы все люди равны, поскольку они все наделены потребностями, способностями, страстями. Никаких "сословных" различий в природе нет. Но бывают различия в воспитании и телесном устройстве. Из них возникают различия "в страстях", то есть в отношениях к тем или иным социальным вопросам и условиям жизни.
По природе своей люди эгоистичны, но не злы. Если они и озлобляются, то это следствие их взаимных столкновений, происходящих оттого, что "природа дала каждому право на все" (25. Т.1. С.305). Озлобленных, ожесточенных людей можно сравнить с дикими животными, которые не могут обуздать свои страсти. Ими движет инстинкт самосохранения, доведенный в жестоких социальных условиях до крайности. Хотя сам по себе инстинкт самосохранения – одно из величайших благ природы. Следуя закону природы – удалению от вреда, человек отталкивается от других людей, впадает в крайности и готов отнять у другого деньги, собственность и пр. для того, чтобы создать пользу для себя. Эгоистические страсти присутствуют в любом поступке любого человека, и отклонений здесь не существует. Человек в определенном смысле обречен на эгоизм и лишен свободы выбора поведения. Только разумное отношение друг к другу, способность разумно рассуждать помогают людям выбраться из животного состояния и погасить эгоизм и агрессию. В противном случае возникает состояние "войны всех против всех" как "естественное состояние" людей, вытекающее из природного равенства. (25. Т.2. С.163). Чтобы прекратить анархию и вражду, люди неминуемо должны были в прошлом прийти к соглашению, заключить общественный договор. Они передоверили часть своей свободы государству. Тем самым произошел процесс самоотчуждения людей от их естественной природы. Взамен государство обязалось следить за соблюдением всеобщего порядка и взяло на себя заботу о жизненном устройстве граждан и обеспечении их покоя. Всякий гражданин, забывший об этой функции государства и посягнувший на смену политической власти, нарушает общественный договор и поэтому должен рассматриваться как преступник.
Наиболее известные работы Спинозы (1632-1677): "Этика", "Основы философии Декарта", "Трактат об усовершенствовании разума".
Философия
Спинозы глубоко оригинальна
и сложна. Она развивалась как
способ преодоления дуализма Декарта
и как форма материалистической
интерпретации его
Для философствования
Спиноза избирает рационалистический
метод, пытаясь с его помощью
объяснить, что представляет собою
субстанция и каковы ее свойства. Прибегая
к декартовскому
Вторым свойством субстанции следует назвать самостоятельность, что выражается в независимости от какого-либо внешнего побудителя. Субстанция есть causa sui, то есть причина самой себя.
Тезисы
о существовании и
В качестве третьего свойства субстанции выступает бесконечность. Это значит, что субстанция вездесуща в пространственном и временном отношениях, и в этом проявляется ее совершенство и всемогущество. Бесконечность выступает как вечность. Вечность субстанции обладает у Спинозы важным смыслом. Вечность – это актуальная бесконечность, и она располагает субстанцию не в потоке времени, а как бы над ним. Потенциальная бесконечность свойственна тому, что находится в этом потоке (вещам, явлениям, фрагментам самого времени и т.д.). Иными словами, вещам присуща не вечность, а длительность. Когда бесконечность берется в целом, у нее появляются новые качества, которых не было у конечных отрезков времени, как бы ни были они велики. "Целое" бесконечности выходит за пределы суммы ее частей, потому что сумма их также конечна. Соответственно этому Спиноза противопоставляет вечность длительности, а пространственную бесконечность – протяженности геометрических структур и тел. Он как бы выводит субстанцию за пределы единичных отрезков времени и протяжения, за рамки отдельных тел и любых их конечных совокупностей.
Понятие "вечность" означало у Спинозы неизменность субстанции, в силу чего она не изменяется и не уничтожается, а вечно пребывает. Вечность не "движется", то есть не изменяется во времени, "а находится неподвижно", неизменно. Поскольку время есть поток, то вечность, а значит и субстанция, оказываются вне этого потока. Таким образом, Спиноза фиксирует факт несотворимости и неуничтожимости субстанции.
В целом позиция Спинозы мало чем отличается от философских установок древних философов, настаивавших на неизменности субстанции во всех, ей присущих качествах и свойствах. Но факты убеждают нас, что Вселенная необратимо изменима. Поэтому как в отношении древних философов, так и в отношении Спинозы можно говорить о присутствии фаталистической направленности и некоторой метафизической узости их концепций. Утверждая, что субстанция едина, Спиноза имеет, в частности, в виду, что природа всюду единообразна, ее законы и их действие всюду и всегда одни и те же.
Еще одно
качество субстанции заключается в
том, что, будучи единственной, субстанция
неделима, бесконечна и ничем не
ограничена. Рассуждения Спинозы
таковы: если бы субстанций было несколько,
то, спрашивается, одинаковыми или
же разными были бы их атрибуты? Если
бы они были одинаковыми, то обладатели
этих атрибутов, то есть субстанции, должны
все друг с другом совпасть; если
же они были бы разными, то тогда
получилось бы, что одной субстанции
"не хватает" того, что имеется
у другой, а это противоречило
бы факту всемогущества и
Кроме качеств, Спиноза наделяет субстанцию атрибутами. Он утверждал, что субстанция обладает бесчисленным числом атрибутов, в противном случае она не была бы ни единственной, ни совершенной. Бесконечная, совершенная субстанция должна обладать бесконечным числом неограниченных в себе, то есть неделимых и максимально "полных" качеств. Но из всего многообразия атрибутов мы можем познать только два атрибута – мышление и протяжение. Это происходит потому, что способности человека конечны, ограничены, и он не может познать бесконечного.
Но вокруг нас множество многообразных отдельных вещей и процессов. Спиноза называет их модусами. Но модусы не тождественны каждой отдельной вещи. Спиноза определял их как "состояния", зависимые от мирового субстанционального целого (107. Т.1. С.361). Вопрос заключается в том, чтобы объяснить, как они образуются из единой, "монолитной" субстанции. Спиноза прибегает к понятию "бесконечные" модусы. Последние являются посредствующим звеном между атрибутами и модусами и призваны устранить разрыв между субстанцией и отдельными вещами, относительно которых мы знаем только то, что они производны от субстанции как ее продукты. К ним Спиноза относил бесконечность, вечность и неизменность. Бесконечные модусы связывают субстанцию с отдельными вещами либо непосредственно, либо через модификации и комбинации атрибутов, или посредством комбинирования свойств модусов. Скажем, отдельный модус есть для атрибута протяженности то или иное конкретное протяжение, фигура, геометрическое тело, а для атрибута мышления – та или иная отдельная мысль, идея и разум отдельного человека.
Конечные модусы в отличие от бесконечных случайны в том смысле, что они не сами определяют свое существование. Однако все модусы без исключения необходимо полагаются к своему бытию и определяются субстанцией, так что "в природе вещей нет ничего случайного" (107. Т.1. С.387). Поэтому случайности в мире нет, все совершается только по необходимости, совпадающей с каузальной детерминацией. Всякая причинно-следственная связь абсолютно необходима. В результате этого предопределение "простирается" на всю природу и на каждую вещь в особенности и исключает всякую случайность" (107. Т.1. С.70), все будущее однозначно определено своим прошлым состоянием. Это предопределение не есть "предначертание свыше", оно вытекает из механических законов природы, которые "везде и всегда одни и те же".
Бесконечные
модусы делимы и слагаются из частей
в отличие от атрибутов. Вереница
бесконечных модусов
Составной частью учения Спинозы о модусах является учение о человеке как о сложном модусе. Человек состоит из модуса-тела и модуса-души. Душа находится в зависимости от тела. Так, совершенное тело имеет и более совершенную душу. Распадение тела приводит к распадению души. Наша духовная индивидуальность гибнет со смертью тела. Сущность души раскрывается через движение, то есть через собственные развитие и познание.
В целом проблема атрибутов и модусов в учении Спинозы приобретает характер отношений между разными уровнями природы: "природы порождающей" (natura naturans) и "природы порожденной" (natura naturata). Natura naturans это весь наш мир, – субстанция с ее атрибутами. "Под порождающей природой мы разумеем существо, которое мы понимаем ясно и отчетливо..., то есть бога" (107. Т.1. С.107). Но бог Спинозы, как было уже отмечено выше, не религиозный бог, а логический, то есть причина, к которой можно свести все причины событий, явлений мира. Диалектической противоположностью ей является natura naturata, то есть весь наш мир как совокупность всех модусов во всех их связях и опосредованиях. Эти две природы составляют единый мир, они связаны и взаимообусловлены. Они различны, но могут существовать только в единстве. Так в канву рассуждений Спинозы вплетаются диалектические элементы.
В соответствии со своей онтологией Спиноза называет главным объектом познания "бога" – природу. Познание бога как первейшей причины всего сущего невозможно через эмпирический путь. Познание бога возможно либо через мистическое откровение, либо через логическое допущение. Поскольку бог Спинозы не религиозный бог, то и познание природы-бога в его интерпретации приобретает рационалистический характер. Все природные связи предстают как логические и вполне доступные разуму и познанию. Поскольку нам логически понятно, что есть некая первая причина, то и движение от оснований к выводам позволяет во всей цельности раскрыть движение от причин к следствиям. Коль скоро сущность души представляет собою знание объектов, то всякое сознание есть объективное знание чего-либо, и проблема субъективности знания теряет принципиальное значение. Истинный метод познания состоит " в одном лишь познании чистого разума... его природы и законов" (107. Т.1. С.530).
Как человек познает окружающий мир? Будучи единством всех простых и в том числе главных модусов (души и тела), он обладает идеями, которые способны выражать производящие причины вещей. Именно такие идеи являются истинными.
Движение
к истинам понималось Спинозой не
в смысле отражения вещей в
идеях ума. В познавательном процессе
происходит, согласно Спинозе, как бы
соединение ума с вещами, усвоение
внешнего мира человеком. Достигается
этот процесс через чувственное
и рациональное познание. Однако чувственное
познание, по мнению Спинозы, обычно ведет
к субъективным ассоциациям и
неотчетливым "универсалиям". Большая
часть наших чувственных
К "хорошим" универсалиям Спиноза относил понятия, полученные при помощи рациональной интуиции. К ним он относил понятие субстанции, "самоочевидные определения" и простейшие следствия из них (например, положения математики). Интуиция является критерием истинности знания. Признак истинности состоит в самом факте его выдвижения. "...тот, кто имеет истинную идею, вместе с тем знает, что имеет ее, и в истинности вещи сомневаться не может" (107. Т.1. С.440). Здесь отчетливо прослеживается влияние картезианских идей о врожденной интуиции. Но идеи Спинозы отличаются от декартовских тем, что интуиция у Спинозы не связана ни с какими врожденными идеями. Его рациональная интуиция ориентирована на всемогущество определений: определения природы интуитивно истинны.
Информация о работе Западноевропейская философия Нового времени