Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:08, контрольная работа
Венский психиатр Йозеф Брейер, занимавшийся изучением проблемы лечения истерии, натолкнул Фрейда на мысль о том, что душевные расстройства напрямую связаны с травматическими переживаниями, испытанными психикой больного. Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства.
Введение 2
Зарождение и развитие школы фрейдизма:
Часть 1. Развитие психологического анализа___________________________3
Понятие анализа_________________________________________________3
Психологический анализ__________________________________________4
Оно, Я и Сверх-Я__________________________________________6
О роли бессознательного в жизни человека.
Часть 2. «Бессознательное» в психоанализе___________________________8
Бессознательное представление______________________________________8
О роли общества, религии и культуры в жизни человека:
Часть 1. Концепция зарождения культуры 9
Эволюция «культуры» 9
Основа концепции 11
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 12
Путь к культуре 12
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 13
Культура как регулирующий фактор социальных отношений 15
«Культурные запреты» 16
Культурный процесс в современном обществе 18
Культура и личность 19
Список литературы 22
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Факультет Экономики и управления
Предмет: Философия
Тема: Зигмунд Фрейд
Выполнил:
Студент группы: ЗЭУ - 143
Шлапаков М.А.
Проверила
Преподователь:
Ангеловская М.А.
г. Челябинск
2013 г.
Введение
Признание
проблемы — половина успеха в ее разрешении.
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в
Фрейберге в Моравии, маленьком
городке в нынешней Чехословакии. Фрейд
учился в университете Вены и всегда был
способным студентом, но несколько раз
переходил с одного факультета на другой.
В конце концов, Зигмунд Фрейд остановил
свой выбор на медицине. Фрейд стал проводить
научные исследования, изучая нервную
систему человека. Это привело его к изучению
болезней нервной системы и возможных
способов их лечения. Он экспериментировал
с гипнозом, изучал кокаин как терапевтическое
средство, а в 1896 году занялся частной
практикой как специалист по заболеваниям
нервной системы. В том же году, в возрасте
30 лет, он женился на Марте Бернейз.
В 90-х гг. Фрейд потерял отца, а вскоре после
его смерти познакомился и подружился
с Вильгельмом Флиссом, крупным берлинским
специалистом по болезням уха, горла и
носа. Они очень привязались друг к другу,
часто обменивались письмами. В конце
XIX в. психология и психиатрия переживали
определённый кризис. Новые научные методы
лечения и исследования соседствовали
с широко распространённым гипнотическим
внушением и месмеризмом, классификация
психических расстройств отличалась неопределённостью,
так как не было устоявшейся теории этого
рода заболеваний. Венский психиатр Йозеф
Брейер, занимавшийся изучением проблемы
лечения истерии, натолкнул Фрейда на
мысль о том, что душевные расстройства
напрямую связаны с травматическими переживаниями,
испытанными психикой больного. Несмотря
на то, что большинство учёных считали
сновидения либо набором механических
воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным
набором фантастических образов, Фрейд
развивал точку зрения других исследователей
о том, что сновидение есть зашифрованное
сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие
у больных в связи с той или иной деталью
сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии
расстройства. Осознавая происхождение
своего заболевания, пациенты, как правило,
излечивались.
Часть 1. Развитие психологического анализа
Понятие анализа
Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.
Зигмунд Фрейд
Рассматривая проблемы формирования психологического анализа, мы исходим из представлений об анализе как способе познания. Психологический анализ есть специфический метод рационального познания, основанный на изучении продуктов психической деятельности. При изучении психологического анализа как метода познания необходима опора на логико-философские знания, на принципы материалистической логики, такие как принцип объективности, единства теории, эксперимента и практики, принцип системности и целостности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности и т. д.
Термин «анализ» был введен Аристотелем и связан с логическими знаниями, которые выступают как учение о словесном выражении, то есть рассуждении вообще. В логике анализ ограничивается строгими силлогистическими, то есть доказательными рассуждениями. Анализ и синтез —логические операции. Их разделение прослеживается у Лейбница, Юма и др. У И. Канта смысл термина «анализ» изменяется и становится частью его трансцендентной философии, содержащей начало рассудочного знания. Анализ толкуется как расчленение самой способности рассудка, то есть гносеологический анализ рассудочного познания. Позитивисты истолковывали аналитические истины как основанные на конвенциально устанавливаемых правилах языка, не содержащих знание о мире.
Широкое толкование понятие анализа рассматривает его через операцию разделения, разложения целого на части, систему на ее элементы, а также обоснования правомерности того или иного деления. Проблема анализа как способа познания имеет принципиальное значение. Это создало предпосылки возникновения в XX в. аналитического направления в философии — аналитической философии, а также аналитической психологии.
Без аналитического метода невозможен процесс формализации, а значит, и целый спектр познания, основанный на систематизации, когда рассматривается, как выделенные элементы не только взаимодействуют, но и координируют друг друга.
Психологический анализ
Тайна человеческой души — заключена в психических драмах детства.
Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет…
Зигмунд Фрейд
Анализ есть свойство сознания выделять, вычленять и изучать особенности взаимодействия элементов, объединяющихся в систему. Как свойство сознания оно само по себе интересно для психологии, но поскольку сознание есть психологическое явление, то его структура, функции и особенности функционирования служат объектами психологического изучения. Психологии, выделившейся из недр философии, необходимо более четко определять специфику психологического анализа. Это важнейшая научная задача, которая в той или иной степени выполняется, оказывая воздействие на гуманитарное знание и практику воспитания и обучения.
В психологии анализ — метод изучения, опирающийся на различные единицы, которые различаются по качеству и размеру. Например, анализ составляющих психических процессов восприятия или памяти, опознания или воспроизведения. Единицей психологического анализа может быть судьба человека с момента его рождения до последнего дня жизни, а также его значение для жизни следующих поколений. За единицу психологического анализа можно принимать определенный отрезок времени, например, встречу собеседников или раздумья над своей судьбой. Это может быть определенный этап в решении проблемы и т. д. При этом вычленяются определенные психологические составляющие, их происхождение, формы существования и особенности изменения.
Школа Фрейда, безусловно,
сделала крупный вклад в
Первоначально в трактовке
его основателя психоанализ являлся
«одним из методов лечения нервнобольных»
Таким образом, психоанализ возник как один из методов психотерапевтического лечения больных. Г. Гринвальд во введении к сборнику «Знаменитые случаи из практики психоанализа» пишет, что поучительно и логично представлять историю психоанализа посредством описания случаев из психоаналитической практики, поскольку в них, как и во всяком искреннем произведении, отчетливо обнаруживается стремление понять человеческую природу, которое является корнем психоанализа как такового. Какие бы изящные теории не ткались психоаналитиками, истинность и ценность этих теорий основывается на результатах, полученных в консультационном кабинете.
Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения,
называя его хаосом, котлом, полным бурлящими возбуждениями
Зигмунд Фрейд
Фрейд был неудовлетворен результатами, получаемыми в ходе лечения невроза физиологическими методами, которые практиковались врачами его времени. Он обратился за возможным решением к психологии (кстати сказать, что редко делают даже современные психиатры и психотерапевты), вследствие чего и возникли теория сознания и метод лечения его расстройств. После этого Фрейд стал рассматривать психические заболевания как результат борьбы между потребностью индивида удовлетворить свои инстинктивные желания и запрещением, налагаемым обществом на их удовлетворение. Осуждение обществом этих инстинктивных побуждений, по его мнению, было столь сильным, что индивид часто не мог себе позволить даже осознавать их и тем самым переводил их в обширную бессознательную часть психической жизни.
Эту бессознательную часть психической жизни Фрейд обозначил как Оно, или бессознательное. Еще одна область — предсознательное — была названа Сверх-Я. Это так называемое «скрытое сознание, которое пытается контролировать Оно. Рациональная часть сознания получила название Я, которое и стремится решить непрекращающийся конфликт между Оно и Сверх-Я.
Психическое заболевание, согласно Фрейду, и есть результат неудачи стремлений Я разрешить этот конфликт. Лечение заключалось в том, чтобы попытаться довести до сознания пациента ту подчас страшную борьбу, которая неистовствовала между Оно и Сверх-Я, чтобы усилить способность Я разрешить конфликт.
Оно – резервуар либидо. В нем преобладает стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей, сексуальных влечений. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установок. В Оно все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль.
В отличие от Оно, представляющего собой неукротимые страсти, Я является олицетворением здравого смысла и благоразумия. Я – сфера сознательного. Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью. По своему происхождению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека.
Сверх-Я или Я-идеал не являются той частью личности, которая связана всецело с сознанием. Напротив, в понимании Фрейда эта часть личности уходит своими корнями в Оно и, следовательно, оказывается не менее бессознательной, чем Оно. Собственно говоря, по своему происхождению Сверх-Я непосредственно связано с эдиповым комплексом. Если быть более точным, то можно сказать, что возникновение Сверх-Я обусловлено переходом эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью. Словом, с прохождением эдиповой стадии психосексуального развития, с разрушением эдипова комплекса в рамках человеческого Я формируется специфическая инстанция. Она имеет как бы два лика, связанные с подражанием и запретом. Ребенок стремится быть таким же сильным, умным, взрослым, как отец; в то же время инфантильное Я накапливает силы для внутренних запретов, цель которых – вытеснение бессознательных влечений.
Суть классического метода Фрейда заключалась в перенесении массивов бессознательного в сознание путем использования свободных ассоциаций, толкования сновидений и интерпретацией отношений между аналитиком и пациентом по мере их развития в процессе анализа.
Часть 2. «Бессознательное» в психоанализе
Бессознательное представление
Представление — или всякий другой психический элемент в определённый момент может быть в наличности в моем сознании, а в последующий может оттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизмененным снова всплыть, как мы говорим, в нашей памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, мы вынуждены принять, что представление сохранялось в нашей душе и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде,
сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительно этого, мы не можем делать никаких предположений.
В этом пункте
мы можем встретить
память. И так мы назовем представление, имеющееся в нашем сознании и нами воспринимаемое — «сознательным», и только таковое заслуживает смысла этого выражения — «сознательное»; наоборот, скрытые представления, если мы имеем основание признать, что они присутствуют в душевной жизни, как это наблюдается в памяти, мы должны обозначить термином «бессознательные».
Следовательно,
бессознательное представление
которого мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее
признать на основании посторонних признаков и доказательств.
Культура родилась из культа.
Бердяев
С чего же начинается культурная история по Фрейду? Для ответа на этот вопрос 3игмунд Фрейд первоначально характеризует «докультурное» состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий Фрейд описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы - жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями.