Зарождение и развитие школы фрейдизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Венский психиатр Йозеф Брейер, занимавшийся изучением проблемы лечения истерии, натолкнул Фрейда на мысль о том, что душевные расстройства напрямую связаны с травматическими переживаниями, испытанными психикой больного. Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства.

Содержание работы

Введение 2
Зарождение и развитие школы фрейдизма:
Часть 1. Развитие психологического анализа___________________________3
Понятие анализа_________________________________________________3
Психологический анализ__________________________________________4
Оно, Я и Сверх-Я__________________________________________6
О роли бессознательного в жизни человека.
Часть 2. «Бессознательное» в психоанализе___________________________8
Бессознательное представление______________________________________8
О роли общества, религии и культуры в жизни человека:
Часть 1. Концепция зарождения культуры 9
Эволюция «культуры» 9
Основа концепции 11
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 12
Путь к культуре 12
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 13
Культура как регулирующий фактор социальных отношений 15
«Культурные запреты» 16
Культурный процесс в современном обществе 18
Культура и личность 19
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Shlapakov_MA_143_Philosophia.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Культурный  процесс в современном обществе

Культурный  процесс представляет собой такую модификацию жизни, которая возникает под  влиянием Эроса и по требованиям Ананке. Задачей  культурного процесса является объединение одиночек в сообщество либидонозно  связанных друг с другом людей. Но если пристально  посмотреть  на  соотношение культурного развития человечества и  индивидуального  процесса  развития или воспитания индивида, то мы решим, что они сходны  по своей природе, если вообще не представляют собой один и тот  же  процесс развития разнородных объектов. Конечно, культурное развитие человеческого рода есть абстракция более высокого порядка, чем  развитие  индивида. Поэтому его труднее изобразить наглядно, а при поиске аналогий  возможны натяжки и  преувеличения, искажающие общую картину.  Но  при однородности  целей не  удивляет сходство средств осуществления: здесь - включения индивида в ряды  человеческой массы, там - установление из множества коллективов их единства. Огромное значение имеет одна отличительная черта обоих процессов.  Программа принципа удовольствия в индивидуальном  развитии  крепко  держится главной цели - достижения счастья. Вхождение в сообщество или приспособление к нему суть необходимые условия достижения этой цели, хотя не будь этих условий, идти к ней было бы  легче.  Иначе  говоря,  индивидуальное развитие предстает как продукт наложения двух стремлений: именуемого «эгоистическим» стремления к счастью и стремления к объединению с другими, именуемого «альтруистическим». Оба эти наименования  не  идут  далее поверхностных характеристик. В  индивидуальном  развитии  подчеркивается эгоизм стремления к счастью; другое стремление, «культурное», как правило, довольствуется здесь ролью ограничителя. Иначе при  культурном  процессе, где главенствует цель - создать единство из множества  индивидов; хотя еще сохраняется цель «осчастливить» индивида,  она оттесняется на задний план. Отсюда можно сделать вывод, что сотворение огромного человеческого  сообщества достигается тем успешнее, чем меньше заботы о  счастье  индивида. Таким образом, индивидуальное развитие имеет особые  черты,  которые  не повторяются в культурном процессе  человечества.  Первый  процесс  имеет целью вхождение индивида в сообщество только там, где  он  совпадает  со вторым. Подобно тому, «как планета вращается не только вокруг собственной оси, но и вокруг центрального тела, отдельный человек, следуя по  своему собственному жизненному пути, принимает участие и в развитии человечества».  У каждого человека сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к единению людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга  место под солнцем процессы индивидуального  и  культурного  развития.  Но  эта борьба прямо не вытекает из  непримиримого  антагонизма  двух  первичных влечений, Эроса и Смерти. Эта борьба допускает  согласие  человека  с обществом в культуре будущего, сколь бы этот раздор не  отягощал  сегодняшнюю жизнь индивида.

Культура и личность

В каждом человеке намешано всего понемножку,

а жизнь выдавливает  из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

 

Братья Стругацкие

 

Систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе «Я и Оно» (1923). В ней 3игмунд Фрейд дополняет "принцип удовольствия", влечение к Эросу стремлением к смерти (Танатос) как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно (id) — глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. Я (Ego) — сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной). Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре.

Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями личности. Данная структурная схема — универсальный способ объяснить поведение, деятельность человека современной и архаической культуры, нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, «навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти». Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру) — религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах.

Эпилог

Иногда  сигара - всего лишь сигара.

Зигмунд Фрейд

Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции  массу недостатков, прежде всего  недопустимость сведения всего многообразия культуры к особенностям индивида, да еще и патологическим; несоответствие ряда положений Фрейда фактам антропологических исследований (даже его исходная "циклопическая" семья — это плод воображения Аткинсона); пансексуализм как ведущий объяснительный принцип, который отвергнут даже последователями Фрейда как несостоятельный. Список противоречий и недостатков культурологии Фрейда можно продолжать.

Но хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической концепции культуры 3. Фрейда не заслоняли его несомненных  достижений. В качестве последних  хотелось бы выделить: расширение предмета исследований культурологов, вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения (стереотипы сексуального поведения, ранний период детства, сны, эмоциональная сфера личности); выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры; создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая стала основой для осуществления межкультурных исследований направления «Культура-и-личность»; исследование компенсаторной, психотерапевтической функции культуры; формирование направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транскультурной психиатрии.

Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и правоверных последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм. Значительное место постулаты фрейдизма, правда в модернизированной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей направления «Культура-и-личность» (психологическая антропология). Самостоятельную психоаналитическую концепцию культур разработал К. Юнг. Обновленный вариант психоаналитической теории культур создал Э. Фромм. Но все же самым известным продолжателем дела Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении культур был Г.Рохейм.

 

 

Список литературы

 

  1.  «Тотем и табу», Новый век, Москва, 2001 г.
  2. «Недовольство культурой», Олимп, Москва, 1997 г.
  3. «Я и Оно», Олимп, Москва, 1997 г.
  4. Сборник сочинений Зигмунда Фрейда, Новый век, Москва 1995 г.
  5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия», 2003, полная версия.



Информация о работе Зарождение и развитие школы фрейдизма