Жизнь философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Сократ (около 470-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т.н. сократического метода (МАЙЕВТИКА (греческого maieutike, букв - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.). Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты).
Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Файлы: 1 файл

контрольная филисофия.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

Введение

Сократ (около 470-399 до н. э.), древнегреческий  философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем  постановки наводящих вопросов - т.н. сократического метода (МАЙЕВТИКА (греческого maieutike, букв - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое  в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.). Был обвинен  в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и  приговорен к смерти (принял яд цикуты).

 

Излагал свое учение устно; главный  источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих  эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

 

Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий  философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал  в Афинах школу. Идеи (высшая среди  них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего  преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала  до ее соединения с телом. Любовь к  идее (Эрос) - побудительная причина  духовного восхождения. Идеальное  государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и  наметил развитую неоплатонизмом схему  основных ступеней бытия. В истории  философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной  любви и политический утопист (эпоха  Возрождения).

 

Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).

Все в  Сократе замечательно - наружность, нравственная физиономия. Его положение, цели, метод исследования, жизнь  и смерть. Сам Сократ ничего не писал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль…

1. Жизнь Сократа как воплощение единства слова и дела

 

 

Сократ - великий античный мудрец, "олицетворение  философии", как назвал его К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого  познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Образ жизни  Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический  финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой  Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с  половиной тысячелетий дошла  до наших дней.

Сократ  привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью  и учением. В отличие от платных  учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком…

 

Сократ родился в знаменитые Фаргелии - в месяце Фаргелион (май - июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469 г. до н.э.) и был родом из дема (территориального округа) Алопеки, входящего в состав Афин и расположенного на расстоянии получасовой ходьбы от города.

По роду своей деятельности отец Сократа  Софрониск был то ли квалифицированным  каменотесом, специализировавшимся на обработке мрамора для скульптурных работ, то ли ничем не выделявшимся скульптором. Во всяком случае, имея в  виду отношение своего отца к художественной деятельности, Сократ в шутку говорил, что его род восходит к Дедалу - предку всех скульпторов. Мать Сократа  Фенарета была повивальной бабкой.Сократ был в семье вторым ребенком.

Как и  остальные афинские дети, Сократ получил  общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое "мусическое и гимнастическое воспитание". Под "мусическим" воспитанием  подразумевалось не только общее  музыкальное образование (умение играть на флейте и кифаре, пение и пляска), но и литературно-словесное - изучение языка (письмо и чтение), заучивание наизусть и комментирование текстов  эпических, лирических и трагических  поэтов (Гомера, Гесиода, Пиндара и  др.). В программу начального образования  входило также обучение счету (арифметика и начала геометрии). Особое место  в греческой школе, которую дети начинали посещать с семи лет, занимала гимнастика. Гимнастика (бег, метание  диска и дротика, борьба и т.п.) была предметом серьезных занятий  с 12-13 -летнего возраста, что диктовалось  государственной необходимостью: гражданин  полиса обязан был в любой момент выступить в поход и с оружием  в руках защищать отечество. Вместе с тем внимание к физической культуре объяснялось также заботой государства  о воспитании гармонически (духовно  и телесно) развитого гражданина полиса. Сократ был сведущ в науках (в частности, в математике, астрономии и метеорологии).

Когда Сократу  исполнилось 18 лет, в отношении, его, как и других его сверстников, решался весьма существенный вопрос о наделении гражданскими правами и официальном признании гражданином Афинского государства.

Молодые годы Сократа совпали с блестящим  расцветом афинской демократии и  афинского искусства, с веком  создания Парфенона, с веком Перикла, Фидия, Аспазии (жены Перикла), и поэтому  Сократ как бы затерялся в этой блестящей эпохе.

Это было время, когда начинал свою блестящую  политическую карьеру Перикл. В соответствии с законом, предложенным им и принятым народным собранием (451\450 г. до н.э.), гражданином  Афин признавался лишь тот, чьи оба  родителя - афинские граждане. Статус полноправного  гражданина Афин предоставлял много  значительных (политических, правовых, материальных, морально-религиозных  и т.п.) льгот его обладателю и  выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.

Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой  Сократ, подобно другим своим сверстникам, принес, обязательную в Афинах, гражданскую  присягу, верной которой он оставался  в течении всей своей жизни, вплоть до ее трагического финала.

 

 

Метод и принципы философии Сократа.

 

 

Предметом философии, ее основной задачей и  главной целью Сократ сделал познание "естества человека", первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: "познай самого себя", начертанного на храме Аполлона в Дельфах, автором которого по традиции считался спартанец Хилон, Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское  проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес  Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек  и его место в мире стали  центральной проблемой этики  Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов).

Знакомство  молодого Сократа с основными  течениями тогдашней философии  сыграло, конечно, плодотворную роль в  становлении и развитии его собственных  представлений.

Сократ  сконцентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками  о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего  нуждается, - познание самого себя и  своих дел, определение программы  и цели деятельности ясное осознание  того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание (осознание) этого, согласно Сократу  делает людей благородными.

Сократовская  философия имеет дело не с бытием, но со знанием о бытии. И это  знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие  по концепции Сократа - это результат  одних лишь мыслительных усилий познающего субъекта, не просто субъективный феномен человеческого мышления, но некая умопостигаемая объективность разума.

Одно  из фундаментальных положений Сократа  состоит в следующем: одно дело - это инструмент, который используют, но совсем другое - "субъект", который  пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы  субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым  является тело. Стало быть, на вопрос: " Что есть человек ? " - невозможен ответ, что "это тело", скорее, это "то, чему служит тело", то есть душа. Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Сократовское положение о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания - "я знаю, что ничего не знаю" - как раз и фиксирует отношение человеческого познания к божественному разуму. Философ стоит между богом и людьми, мудростью и невежеством. Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке предстает как любовь к божественной мудрости. Отсюда ясно, почему Сократ не упускал случая аттестовать свое философствование в качестве посильной службы богам. Знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считал Сократ, чурается знаний и руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами. Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к богу. Таковы условия и границы возможной и допустимой автономии человеческого познания. Четко было обозначено Сократом и единственное верное, по его мнению, направление усилий человека - познание и действование на основе знания.

Эта сократовская концепция знания и познания существенно  отличается и от широко распространенной тогда традиционно-мифологической веры, которая отвергала всякое суетное мудрствование о богах, и от модной позиции софистов с их скептическим отношением к богам и субъективизацией истины, отрицанием объективных критериев человеческого познания и социально-политического поведения. Позиция софистов, опиравшихся на чувственное познание, была для Сократа в принципе столь же неприемлемой, как и подход Анаксагора. Еще более нелепой представлялась ему трактовка индивидуального ощущения в качестве критерия истины. Такие взгляды развивал, в частности, прославленный глава софистов Протагор, с которым Сократ встречался и беседовал.

Человек по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной  души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному  знанию: подобное познается подобным. Кроме того душа - хранительница  знаний, приобретенных ею ранее в  вечных странствиях в этом и том  мире; человеческое же познание - это, по сути дела, воспоминание души о прежних  знаниях. Однако подобной гносеологической ролью значение души в сократовском учении не исчерпывается. Положение  о бессмертии души занимает ведущее  место в моральной философии  Сократа, определяя смыл и место  в моральной философии Сократа, определяя смысл и цели человеческого  бытия в мире, его жизни и  смерти. Сократовское обращение к вопросам о целесообразном устройстве мира, космической гармонии, божественно предопределенной всеобщей связи явлений и т.п. преследовало прежде всего этические интересы и было нацелено на выявление направлений и границ целесообразной траты человеком своих познавательных усилий.

Истинное  познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры  для его повседневной жизни, Поэтому  ценность всякого познания - природных  людских и божественных явлений  и отношений - в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, "каков он по отношению к пользованию собой как человеком" (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).

Философски  возвысив разум и признав за ним  универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические  и земные дела. Знание в трактовке  Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и надлежащего критерия человеческого  поведения.

Для Сократа  знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность "дела", а "дело" - ценность знания. Отсюда и его уверенность в  том, что истинные знания и подлинная  мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и  других проявлений добродетели. С точки  зрения Сократа, нельзя назвать философом  того, кто обладает знаниями и мудростью, но судя по его образу жизни, лишен  добродетели.

Что обсуждал Сократ со своими собеседниками? Принципы и методы мышления. Он обратил взор человека на его внутренний, духовный мир. И, прежде всего, он хотел показать людям, что путь к высшей реальности лежит через самопознание, познание своего духовного "я". Сократ поставил во главу угла философии - а его философия была не отвлеченной, а жизненной - знаменитое изречение, которое было начертано на фронтоне Дельфийского святилища: "Познай самого себя". Сократ был добродушный собеседник, открытый, немножко лукавый. Он говорил: "Я никого не учу, я просто с вами тоже ищу истину". Это было так и не так. Он, конечно, учил, но метод его был акушерский, он так себя и называл: "Я - акушер. Истина сидит внутри вас, только надо ее родить, я вам помогаю ее родить". При всей его шутливости он относился к серьезным вещам абсолютно серьезно, что и доказал во время суда и казни. Итак, он приходил в тенистый портик - там приятно было сидеть в жару под каменными сводами - и начинал беседу на какую-нибудь тему. Сначала это был незатейливый спор, а потом вдруг собеседник попадал в железный капкан его логики. Здесь Сократ был несравненным. По существу начало нашей логики, рациональной логики, к которой мы привыкли, идет от Сократа. (А. Мень). Поэтому Ницше проклинал его как человека, загубившего дух Греции. Поэтому русский философ Лев Шестов, иррационалист, считал появление Сократа грехопадением античной мысли. Но ясная мысль и логика - это отнюдь не враги человека, это инструмент, великий и прекрасный, только надо знать, где и когда им уместно пользоваться. Сократ отнюдь не делал его универсальным инструментом. Он часто говорил: "Я ощущаю в себе с юных лет не только голос рассудка, но и голос какого-то существа". Он называл это существо "даймонион". (На самом деле "даймонион" - не "демон", а "божество".) Так что не думайте, что речь идет о сатанинском начале. Это был некий дух. Говоривший в нем. "Никогда, - настаивал Сократ, - этот "даймонион" не подсказывал мне, что я должен делать, но он меня предупреждал, чего я не должен делать".

Информация о работе Жизнь философов