Жизнь философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Сократ (около 470-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т.н. сократического метода (МАЙЕВТИКА (греческого maieutike, букв - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.). Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты).
Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Файлы: 1 файл

контрольная филисофия.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

Платон не раз ссылается  на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном  крепостничестве в идеальном  государстве Платона.

В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением  вечному и абсолютному миру идей.

Разделение умственного  и физического труда у Платона  абсолютизировано и увековечено  на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в  виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского  кастового строя.

Аскетически строй свое идеальное  государство Платона, однако мало кто  обращает внимание на слова Платона  о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или  женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.

Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми  его мирными обычаями и со всеми  его войнами, есть только бесконечное  художественное самоутверждение: «Надо  жить, играя», - говорит Платон.

Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победить врагов в битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.

В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты  действительного, реального античного  полиса - далекие от намеченного  идеала. Сам того не замечая и  не желая, Платон обнажает классовое  происхождение и классовую тенденцию  своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность  высших рабовладельческих классов  и низших классов, резко обособленных друг от друга.

Недостаточно обосновано у Платона созерцание идей, которое  является профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного  свода с его вечно правильными, механически и геометрически  размеренными движениями? Общественные отношения, возникающие по законам  геометрии или астрономии, являются отношениями чертежника к его  чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно  называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственного  содержания, утопия Платона в конечном счете отражает рабовладельческую  основу эпохи разложения греческих  полисов.

Платон остался до конца  верен строгим и суровым идеалам  старой Греции, в спартанско-критском духе.

В идеальном государстве  Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов  не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего  совершенства оказывается у Платона  не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все  общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его  назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит  об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».

 

 

Заключение

Трагический финал Сократа придал всей его  жизни, его словам и делам, учению и личности уникальную цельность  и завершенность, неувядаемую привлекательность. Конец, как говорится, делу венец. Насильственная смерть обрамила все сократовское особым ореолом неподдельности и высокой  правды. Она оказалась одной из тех сократовских загадок, интерес  к которым пережил античность, средневековье, новое время и  сохранился до наших дней. Став исходным пунктом духовного шествия Сократа  сквозь века, смерть его всколыхнула  афинян и приковала к себе их внимание. Обсуждали и сократовские слова  о возмездии, которое постигнет  его обвинителей. Вскоре после сократовской казни, сообщает Диоген Лаэртский, афиняне, раскаявшись в содеянном и  считая себя введенными злоумышленно в заблуждение, приговорили Милета к смерти, а остальных обвинителей - к изгнанию. Сократу же была сооружена  Лизиппом бронзовая статуя, которая  выставлялась в афинском музее Помпейон. В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что афиняне, не ведая, что делать с одним философом и его домогательствами по поводу их образа жизни, в будущем окажутся перед лицом многих его учеников, которых он опекал.

В действительности, его сограждане избежали этой участи, и далеко не все его ученики  оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая на экзамен  жизни ближних, опровергая фальшивые  мнения. Было однако много бесстрашных  попыток разрушить схемы традиционной морали, за которые цеплялись обвинители Сократа. Верно также и то, что  ни один философ ни до Сократа, ни после не имел столько непосредственных учеников и такого многообразия ориентаций мысли, тех, кто находился под его влиянием.

Диоген  Лаэртский в своей книге "Жизнеописания  философов" среди друзей Сократа  называет имена: Ксенофонта, Эсхила, Антисфена, Аристотеля, Евклида, Федона и, конечно, Платона как наиболее выдающегося. Если исключить Ксенофонта и Эсхила, которые не были собственно философами (первый, скорее - историк, второй - литератор), другие пятеро - основатели философских школ.

Особо выдающуюся роль для всемирно-исторических судеб  духовного наследия Сократа сыграла  школа Платона. Организованная им в  387 г. до н.э. в зеленом пригороде Афин знаменитая Академия просуществовала более 900 лет, до 529 г. до н.э., когда была закрыта императором Юстинианом. От платоновской Академии влияние Сократа тянется в Лицей Аристотеля, к перипатерика. А мировой платонизм и аристотелизм стали ведущими течениями философской мысли на протяжении всего последующего духовного развития.

Воззрение Платона на государство  и на роль в нем личности имеет  все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически  она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона  со стороны некоторых государственных  и общественных деятелей.

Платон был объявлен буржуазными  историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской  наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом  потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и  исторически, и политически не признавался  советскими историками результатом  исследования, а более того, такая  формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.

Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную  для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность  индивида государством. Поняв эту  связь, Платон превратил ее в норму  задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975               2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 1993

3. Платон. Сочинения в  4-х томах. М.: Мысль, 1964

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.

2. Энциклопедический словарь.  Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.

3. Интернет-ресурсы:

4. http://www.newacropol.ru/

5. http://www.wikiznanie.ru/

6. http://www.gumer.info/

7. Нерсесянц В.С. Сократ., М. "Наука", 1984. (серия "Научные биографии").

8. Кессиди Ф.Х. Сократ. М. "Мысль", 1988. (серия "Мыслители прошлого").

9. Льюис Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа., Мн., Из-во "Галаксиас", 1997 - 208 с. (серия "История Философии в биографиях").




Информация о работе Жизнь философов