Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:36, реферат
Сократ (около 470-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т.н. сократического метода (МАЙЕВТИКА (греческого maieutike, букв - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.). Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты).
Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Платон не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве в идеальном государстве Платона.
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей.
Разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизировано и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского кастового строя.
Аскетически строй свое идеальное государство Платона, однако мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победить врагов в битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.
В утопии Платона не только
выражены представления философа об
идеальном государственном
Недостаточно обосновано у Платона созерцание идей, которое является профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с его вечно правильными, механически и геометрически размеренными движениями? Общественные отношения, возникающие по законам геометрии или астрономии, являются отношениями чертежника к его чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственного содержания, утопия Платона в конечном счете отражает рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.
Платон остался до конца
верен строгим и суровым
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».
Заключение
Трагический
финал Сократа придал всей его
жизни, его словам и делам, учению
и личности уникальную цельность
и завершенность, неувядаемую привлекательность.
Конец, как говорится, делу венец. Насильственная
смерть обрамила все сократовское особым
ореолом неподдельности и высокой
правды. Она оказалась одной из
тех сократовских загадок, интерес
к которым пережил античность,
средневековье, новое время и
сохранился до наших дней. Став исходным
пунктом духовного шествия
В действительности,
его сограждане избежали этой участи,
и далеко не все его ученики
оказались в состоянии
Диоген Лаэртский в своей книге "Жизнеописания философов" среди друзей Сократа называет имена: Ксенофонта, Эсхила, Антисфена, Аристотеля, Евклида, Федона и, конечно, Платона как наиболее выдающегося. Если исключить Ксенофонта и Эсхила, которые не были собственно философами (первый, скорее - историк, второй - литератор), другие пятеро - основатели философских школ.
Особо выдающуюся роль для всемирно-исторических судеб духовного наследия Сократа сыграла школа Платона. Организованная им в 387 г. до н.э. в зеленом пригороде Афин знаменитая Академия просуществовала более 900 лет, до 529 г. до н.э., когда была закрыта императором Юстинианом. От платоновской Академии влияние Сократа тянется в Лицей Аристотеля, к перипатерика. А мировой платонизм и аристотелизм стали ведущими течениями философской мысли на протяжении всего последующего духовного развития.
Воззрение Платона на государство
и на роль в нем личности имеет
все черты реакционной
Платон был объявлен буржуазными
историками предтечей теорий социализма
и коммунизма, что отрицалось советской
наукой. То, что на Западе называли платоновским
коммунизмом, в СССР называли коммунизмом
потребления, в отличие от теории
научного коммунизма, то есть коммунизма
производства. Коммунизм Платона - и
исторически, и политически не признавался
советскими историками результатом
исследования, а более того, такая
формула считалась
Но в этой утопии есть
и положительная черта. С редким
реализмом Платон понял характерную
для античного полиса связь единичного
с целым, зависимость личности от
более широкого целого, обусловленность
индивида государством. Поняв эту
связь, Платон превратил ее в норму
задуманного им проекта идеального
общественно-политического
Список использованной литературы:
1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975 2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 1993
3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964
1. Большая советская
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.
3. Интернет-ресурсы:
4. http://www.newacropol.ru/
5. http://www.wikiznanie.ru/
6. http://www.gumer.info/
7. Нерсесянц В.С. Сократ., М. "Наука", 1984. (серия "Научные биографии").
8. Кессиди Ф.Х. Сократ. М. "Мысль", 1988. (серия "Мыслители прошлого").
9. Льюис Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа., Мн., Из-во "Галаксиас", 1997 - 208 с. (серия "История Философии в биографиях").