Жизнь и философия конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:10, реферат

Описание работы

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………3
1 ЖИЗНЬ КОНФУЦИЯ……………………………………………………………...5
1.1 ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ………………………………………………………….5
1.2 ЗРЕЛОСТЬ………………………………………………………………………..8
1.3 НА СЛУЖБЕ У ПРАВИТЕЛЯ ЦАРСТВА ЛУ……………………………….12
1.4 ГОДЫ СТРАНСТВИЙ…………………………………………………………13
2 ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ……………………………………………………17
2.1 ЧТО ТАКОЕ КОНФУЦИСТВО. ПИСМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………...17
2.2 СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ КОНФУЦИЯ………………………………………18
2.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПО КОНФУЦИЮ……………………………..19
2.4 КУЛЬТ СЕМЬИ И КЛАНА……………………………………………………19
2.5 КОНФУЦИАНСКО ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ………………...…20
3 ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ЕГО УЧЕНИКАМИ…………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

философия .docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………3

1 Жизнь Конфуция……………………………………………………………...5

1.1 Детство и юность………………………………………………………….5

1.2 Зрелость………………………………………………………………………..8

1.3 На службе у правителя царства Лу……………………………….12

1.4 Годы странствий…………………………………………………………13

2 ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ……………………………………………………17

2.1 ЧТО ТАКОЕ КОНФУЦИСТВО. ПИСМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………...17 
2.2 СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ КОНФУЦИЯ………………………………………18

2.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПО КОНФУЦИЮ……………………………..19

2.4 КУЛЬТ СЕМЬИ И КЛАНА……………………………………………………19

2.5 КОНФУЦИАНСКО ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ………………...…20

3 ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ЕГО УЧЕНИКАМИ…………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о  конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

По конфуцианским принципам  в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично  вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словами  Конфуция.

Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в  книге "Лунь Юй" (6 в. до н.э.), название которой принято переводить как "Беседы и суждения". В основном она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных высказываний Конфуция. Свой жизненный путь он сумел описать в нескольких строчках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал  традиции. Его путь от учебы через  познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному  соблюдению норм поведения, которые  он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность этических, духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе.

В течение многих веков  трактовка учения Конфуция не раз  менялась, придавая ему порой самые  причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах  справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между  людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение Конфуция –  то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют  наставником Китая.

 

 

1 ЖИЗНЬ КОНФУЦИЯ

1.1 Детство  и юность

Уже в древности, встречаясь с незнакомцем, китаец спрашивал  не "Кто ты?", а "Чей ты?". Поэтому в начале следует уделить внимание предкам Конфуция. Они в далекие времена принадлежали к разряду гунов и чжухоу (т.е. высшей знати). Из них следует упомянуть четырех: Вей-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу и Кун Фуцзя.

Праправнук Му Цзинфу, отец Конфуция, Шу Лянхе унаследовал воинственность своего предка и, служа Лу в качестве военачальника продемонстрировал недюженную доблесть, но в отличие от основателя рода не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он остался аристократом (дафу), но низшего ранга и с весьма скромным достатком - управляющий небольшой административной единицей без права передачи ее по наследству. Шулян Хэ пользовался общественным уважением, но его личная жизнь, по представлениям той эпохи, складывалась неудачно, так как все его дети были девочками. После девятой девочки он взял наложницу, родившую ему долгожданного сына. Однако мальчик родился увечным и был крайне болезненным. Тогда 66-летний воин решил еще раз испытать судьбу. Его новой жене было не более 20 лет. Этот брак считался дважды «варварским» — из-за разницы в возрасте супругов, которая, согласно обычаю, не должна была превышать 10 лет, и из-за преклонного возраста мужа, так как жениться после 64 лет считалось неприличным. Тем не менее он стал счастливым и для супругов, и для человечества. Когда подошло время родов, Шу Ленхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. И там 27 августа 551 г. до н.э. родился здоровый крепкий мальчик, которого назвали Цю и дали прозвище Чжун-ни. Эго и был Конфуций (в странах с иероглифической письменностью он более известен как Кун Цю или Чжун-ни). Человек, прославившийся как певец ритуала, родился в браке, нарушавшем нормы ритуала.

Священный холм навеки стал присутствовать в имени и прозвище просветителя китайской нации. Впоследствии слава Конфуция коснулась и его - пещере дали два имени -Кун лин тун("пещера,в которой обитает дух холма") и Фу цзы тун ("пещера наставника"). Она сохранилась до наших дней.

Сам мальчик унаследовал  родовую фамилию Кун. В Китае  и сопредельных странах с иероглифической  письменности Конфуций известен как  Кун Цю или Чжун Ни. Мальчику не исполнилось и двух лет, как скончался любящий его отец. Социальный статус вдовы дафу, "прославившегося храбростью и силой", был достаточно высок.

Материальное же обеспечение  оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: "В детстве я  был беден, поэтому приходилось  заниматься многими презрительными делами" (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т. п.). Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как  обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли  не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние  передавалось и ребенку. Он часто  расставлял подносы для жертвоприношений.

Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами:

мальчик рос веселым и  жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием  траурных церемоний, обостренным восприятием  несправедливости, особенно со стороны  родственником, и чувством особой любви  к родителям. Зерна будущей концепции  почитания родителей были заложены в нем матерью.

Нелегкий физический труд закалил Цю приучил к невзгодам. Хотя судьба и нанесла ему ряд тяжких ударов в детстве и юности, она как бы компенсировала умом, отменным здоровьем и силой." Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цуней (1.91 м), все звали его верзилой. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере.

В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью исскуствами" (лю и): выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим "искусствам" придавалась особая значимость.

В 19 лет Конфуций берет  в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков-Сун, что без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.

Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. Луский правитель Чжаогун видимо в память о заслугах Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа - символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев). Он расчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.

Не довольствуясь случайными Конфуций поступил на службу в дом Цзи - один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами ( сказалось, видимо , его умение считать и вести деловые книги), затем стадами, принадлежавшими Цзи.

В каком возрасте (20 или 26-27 лет ) начал служить Конфуций и сколь долго длилась эта служба, неизвестно.

В древних трактатах значительно  большее внимание уделено одной  из характерных черт молодого Конфуция - он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался  исчерпывыющего ответа. Он также интересовался государственным устройством как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли (правил поведения).

 

 

1.2 Зрелость 

Размышляя на склоне лет  о пройденном пути и как бы подводя  итог прожитому, Конфуций разделил свою жизнь на несколько периодов:"Учитель сказал:"В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят я познал Волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала." Но к тридцати годам он встал на ноги не только в материальном смысле, но и в духовном.

К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний  мудреца. "Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция - его общение с  людьми". Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории"(Шу цзина), "Книги стихов"(Ши цзина), "Книги перемен"(И цзина), "Весны и осени"(Чунь-цу), "Книги о ритуалах"(Ли цзи), "Книги и музыке"(Юе цзи). Начиная с ханьского периода(2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

К тридцати годам созрели  основы этики - философские концепции  будущего учения Конфуция.

1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

2. Суть второй концепции  - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала  целый комплекс проблем, связанных  с системой управления и прежде  всего с нормами взаимоотношения  главы государства и чиновничества.

3. Третья концепция известна  как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.

4. Рассуждая о проблеме  власти, Конфуций считал, что все  дела должны решаться на основе  принципа справедливости, т.е., по  существу соединил воедино такие  отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".

5. Пятая концепция касается  отношения человека к той вере, которую он исповедует:" Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непреклонной приверженности этой доктрине.

6. К этому времени сформировались  его начальные представления  о Воле Неба, пока еще непоследовательно  выразившие его критическое отношение  к повсеместно распространенной  тогда вере в духов.

Нетрудно заметить, что  большинство концепций было связано  с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом  и в политическом плане.

Конфуций ощущал веление  времени и, когда он на склоне лет, подводя итоги своей жизни, сказал, что модель управления государством и обществом, модель человеческих взаимоотношений  была им в основном уже создана.

Теперь надо было изложить ее правителю и изложить так, чтобы  она ему понравилась. Это было трудно, т.к. можно было одновременно прогневать высшую аристократию. Он отлично понимал и не в впадал в уныние потому, что не "занимал высокого поста", и хотел совершенствоваться, чтобы доказать людям, что достоен его. Он пытался умерить нетерпение и начинает с малого – открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления.

Среди учеников тридцатилетнего  Конфуция уже на начальном этапе  выделились своими знаниями Янь Лу, Цзэн Дянь, Цзы Лу и др.

Наиболее преданным оказался Цзы Лу, прошагавший с ним весь жизненный путь и торжественно похоронивший Учителя с соблюдением всех этических норм.

В 517 г. до н.э., в жизни Конфуция произошел крутой поворот. Потерпев поражение в борьбе с мощными аристократическими родами, правитель Лу Чжао-гун был вынужден бежать в соседнее царство Ци. Конфуций не пожелал оставаться в охваченном беспорядками Лу и последовал за Чжао-гуном.

Его давно влекло процветающие царство Ци. Правда, возможность сделать там карьеру во многом зависела от отношения крупнейшего политического деятеля Ци- Янь Ина, но Конфуций надеялся показать себя достойным соратником или оппонентом.

На политическом небосклоне эпохи Чуньцю Янь Ин являл собой фигуру яркую и необычную. Став первым советником при циском царе Мин-гуне (581-554), он сохранил эту должность при его сыне Чжуан-гуне(553- 548) и внуке Цзин-гуне (547-490). В делах управления Янь Ин был наиболее последовательным и страстным приверженцем принципа "хе".

Информация о работе Жизнь и философия конфуция