Жизнь и философия конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:10, реферат

Описание работы

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………3
1 ЖИЗНЬ КОНФУЦИЯ……………………………………………………………...5
1.1 ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ………………………………………………………….5
1.2 ЗРЕЛОСТЬ………………………………………………………………………..8
1.3 НА СЛУЖБЕ У ПРАВИТЕЛЯ ЦАРСТВА ЛУ……………………………….12
1.4 ГОДЫ СТРАНСТВИЙ…………………………………………………………13
2 ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ……………………………………………………17
2.1 ЧТО ТАКОЕ КОНФУЦИСТВО. ПИСМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………...17
2.2 СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ КОНФУЦИЯ………………………………………18
2.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПО КОНФУЦИЮ……………………………..19
2.4 КУЛЬТ СЕМЬИ И КЛАНА……………………………………………………19
2.5 КОНФУЦИАНСКО ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ………………...…20
3 ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ЕГО УЧЕНИКАМИ…………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

философия .docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

Беглецы из Лу, наделенного  обостренным чувством справедливости и уже немало повидавшего в  жизни, не могло не поразить наличие  у первого советника таких  особо ценимых им качеств, как  самостоятельность, простота, скромность, добропорядочность, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и самое  главное- подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека.

Формируя в последствие  образ цзынь-цзы ("совершенно-мудрого"), Конфуций многое заимствовал у первого советника Ци, особенно его приверженность принципу "хе".

В царстве Ци Конфуций прожил более двух лет, после чего вынужден был вновь вернуться в Лу. Со второй попытки ему удалось добиться аудиенции Цзин-гуна и высказав свои соображения, получил в кормление уезд Ниси. Но он видимо каким-то образом задел интересы крупной аристократии и поэтому нового повышения он никогда не увидел бы. Поэтому ему опять пришлось вернуться в Лу. В 37 лет находится в своем родном царстве. Начинается еще один период в его жизни, закончившийся в 501 году, когда Конфуций наконец получает долгожданную официальную должность. Этот 14-летний период скудно освещен в источниках. Сообщения о двух беседах видимо не аутентичны.

Например, в одном эпизоде  дело обстояло следующим образом. Ближайшие  слуги семьи(вассалы) Цзи после бегства Чжао-гуна выступили против своего хозяина. Оба привлекали на свои стороны учеников Конфуция и оба пытались добиться расположения самого Учителя. Одному из них он вежливо отказал, а о желании сотрудничать с другим рассказал своему ученику Цзы Лу. Но тот упрекнул его в нарушение своих собственных принципов например "правитель должен быть правителем". Которым он пытался ограничить власть политиков достигших власть не праведным путем. Конфуций в конце концов отказал тому, кому сначала хотел довериться. И еще раз подкрепил свою философию еще одним. Он предложил концепцию, смысл которой заключался в том, что истинное (стабильное) правление может вестись только Сыном Неба, а в случае же если оно исходит не от него, то власть утрачивается в течение нескольких поколений.

Итак, отказавшись от службы у новоявленного царя, Конфуций с  большой энергией приступил к  редактированию древнекитайских памятников и занятиям со своими учениками, отдавая  им все свое время: "Слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная  с дафу и ниже, стали допускаться нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому Конфуций отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши цзина", "Шу цзина", а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям". Наконец его учение стало настолько известным, что на государственных экзаменах в 501 году его учение цитировал почти каждый абитуриент.

Вскоре в конце того же 501 года до н.э. луский правитель Дин-гун(509-490 гг. до н.э.) назначил Конфуция начальником уезда Чжунду.

 

1.3 На службе  у правителя царства Лу

В общей сложности Конфуций прослужил всего 4 года(501-497 гг. до н.э., последовательно поднимаясь по служебной  лестнице. То был реальный шанс для Конфуция претворить в жизнь свое Учение, такой возможности у него уже не будет.

Деятельность Конфуция-чиновника  в Китае, досконально известная  в Китае, рассматривается как  неотъемлемая часть самого Учения, т.к. личный пример в нем играет решающее значение, тем более если речь заходит о самом Конфуции.

Данные о деятельности Конфуция на посту управляющего уезда  Чжунду весьма лаконичны: "Прошел год с тех пор, как Дин-гун назначил Кун-цзы управляющим Чжунду и с четырех сторон все стали подражать ему".

Во время своего правления  Учитель использовал свое Учение. Он назначал людей на повинность, учитывая их физические способности, тем самым  он внедрял принцип "и" (справедливости) в ведение государственных дел. Тем самым он улучшил моральный  климат в народе: "исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам". Конфуций в веренной ему административной единице все земли поделил на равнинные, горные, заболоченные и холмистые. Это было сделано не по его прихоти, а по необходимости изменить налоговую систему на более справедливую. Неизвестно то количество территории, которая была в ведении Конфуция, но тем не менее деяния Кун-цзы вошли в народную память.

В возрасте 52 года Конфуций был назначен на должность да сыкоу. Это был один из высших постов в чиновничьей иерархии, он заведовал уголовными делами и политическими преступлениями. У него были, по сути, функции верховного прокурора. Это делало его ближайшим советником царя. Это также был высший и последний взлет его стремительной карьеры и на ней он пробыл около 3 лет. Он был очень активен на этом посту. За это время он проявил себя как умелый и опытный политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья. Не всегда он полностью следовал букве своего Учения, хотя те случаи, когда он был чрезмерно жесток, исследователям кажутся не аутентичными. Во всяком случая он старался придерживаться Учению, но как это было сказано не всегда это было возможным, но тем не менее его называли "мужем без пороков" и враги и друзья.

В общем его правление было довольно успешным и поэтому странен тот факт, что ему пришлось покинуть свой пост в самый расцвет своей карьеры. Из разных источников можно выделить разные интерпретации тех событий, но основным мотивом является то, что Конфуций был вынужден покинуть свой пост из-за того, что его хозяин, правитель царства Лу, поступил вразрез с основными этическими и ритуальными нормами, что и стало причиной отставки Конфуция.

 

1.4 Годы странствий

У Конфуция не было вначале  четко разработанного плана скитаний по царствам. Им владела одна лишь мысль - очень хотелось реализовать хотя бы основные разработки, связанные  с его представлениями об истинном правлении. На пути его ждали неожиданные  встречи, неприятности и теплые приемы.

Конфуцию ко времени исходу из Лу (497 г. до н.э.) исполнилось 55 лет. Это  был уже умудренный опытом мыслитель, уверенный, что его знания, частично реализованные в Лу, пригодятся правителю  какого-нибудь государства.

Сначала Учитель направился в Вей и пробыл там 10 месяцев. Но после анонимного доноса был вынужден покинуть Вей и направится в Чэнь. Но по дороге он был схвачен крестьянами, которые приняли его за притеснявшего их аристократа. Он держался с достоинством и вскоре был вызволен вейскими аристократами. Потом, не рискнув ехать в Цзинь, где недавно были казнены два мыслителя, он вернулся в Вей. Там к нему обращался за советами местный правитель. Но из-за дальнейших разногласий с ним был вынужден покинуть Вей. Он направился в Сун, а потом в Чэнь, где получил ничего не значащий пост и скромное жалование. Но вскоре из-за опасности, надвигающейся войны покинул Чэнь и направился на юг в Чу.

По дороге произошел, эпизод раскрывающий видение Конфуция своего Учения. Он спросил у учеников по поводу того, что Учение пока не может  реализоваться на практике "Почему мы оказались в столь безвыходном  положении ? " и также сказал "А не на неправильном ли пути?". На это Цзы Гун ответил, что по его мнению "Учение чересчур сложно для восприятия простых людей, а для государственных мужей там слишком высокие требования, поэтому люди и не идут по Дао-Пути". И он предложил снизить требования, чтобы люди поняли и последовали за ним. Но Конфуций возразил, что Дао-Путь это больше чем набор требований для совершенного государственного мужа, а идти по нему значит совершенствовать свой дух и приближаться к Воле Неба. И не страшно, что люди не понимают всех его положений. Это высказывание подтверждает то, что Учитель придерживался идеализма, говоря о духовной субстанции Дао-Пути, вездесущей и первичной, как об идеале человеческого совершенства и его гармонии с природой.

В Чу он провел несколько встреч с первым советником Чу Шэ-гуном. Беседы эти касались быстрейшего достижения стабильности в государстве и обеспечения процветания страны. Признаком такого состояния государства Кун-цзы считает такое состояние, когда "ближние радуются, а дальние жаждали прийти".

После визита к Ше-гуну Конфуций со спутниками возвратился в Вей. Последнее прибытие в Вей было ознаменовано выдвижением концепции чжен мин (исправление (упорядочение) имен). Этим он хотел подчеркнуть необходимость периодических преобразований, как залог оздоровления общественных нравов. Краткий смысл концепции заключалась в том, чтобы человек в государстве соответствовал своему месту в нем.

Особое внимание к этой концепции объяснялось внутриполитической ситуацией в Вей, где власть была получена незаконно и Чу-гун, незаконный правитель Вей, чтобы укрепить власть попытался привлечь на должность главного советника Конфуция. Жажда претворения в жизнь своего Учения и принцип чжен мин составили дилемму для Учителя и он предпочел Единство в своем Учение и демонстративно отказался от должности, сохранив верность Учению. После этого он занялся преподавательской деятельностью.

Через пять лет ему предложили вернуться в родное Лу (видимо, за него хлопотали его ученики, занявшие высокие посты в Лу). За год до этого скончалась его жена.

В соответствие с тем, что  Конфуций говорил о своей жизни ("лишь в 60 я научился отличать правду от неправды") он вернулся в Лу более  опытным человеком, чем когда  он покинул его. Он объяснил нежелание  пользоваться Дао-Путем, нерадивостью чиновников. Он предложил государю Лу "возвеличить прямых над кривыми  чиновниками", и , когда государь и его приближенные являют собой пример следования традиций, то и народ становится верно-преданным и становится на путь самосовершенствования. Советы Учителя были выслушаны, но, как и ожидалось никаких практических шагов не последовало. Но Конфуций и не ожидал иного.

Конфуций занялся преподаванием. Преподавание он проводил в школах, набор в которые проводился по принципу ю цзяо у лей(не различая происхождение)."Кун-цзы учил четырем вещам: вень-письменным памятникам, син - действиям в жизни, чжун- преданность учению и синь-правдивость".

В последние годы жизни  он также написал летопись "Чунь-цю" и отредактировал Шесть Канонов, вошедших в классику китайской культуры и сильным образом повлияли на национальный характер китайцев.

В 482 г. до н.э. скончался его сын. Эта беда ускорила смерть Учителя и у себя в доме, в постели, не вставая, 7 дней, он скончался в 479 г. до н.э. на 73 году жизни.

Учителя похоронили у реки Сышуй. В его могилу положили и вещи Учителя. Это место стало местом паломничества и самым священным местом в Китае более чем на 2000 лет...

 

 

2 ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ 

2.1 ЧТО ТАКОЕ КОНФУЦИСТВО.  ПИСМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Конфуцианство явилось прагматичным ответом на запросы окружающего  мира. Оно пытается выработать ряд  форм нравственного поведения, позволяющих  людям достойно приспособиться к  тому положению, в котором они  оказываются. Посредством такого рода нравственного поведения человек  затем пытается обрести понимание  духовной природы самого окружающего  мира.

Конфуцианство располагает  рядом письменных источников, составляющих основу его верований. Прежде всего, к ним относят так называемые «пять канонов» (кит. “У цзин”). Некоторые из них, а возможно, и все, были написаны ещё до Конфуция. Среди них «Книга перемен» («Ицзин»), «Книга песен» («Ши цзин»), летопись «Вёсны и осени» («Чунь цю»), «Книга исторических писаний» («Шу цзин») и «Записки о правилах благопристойности» («Ли цзи»). Сюда присовокупят ещё так называемое «Четверокнижие» («Сы шу»), куда входят «Изречения» (Лунь юй), «Мэн-цзы» и 2 главы «Ли цзи» в качестве самостоятельных текстов: «Великое учение» («Да сюэ») и «Учение о середине» («Чжун юн»).

«Ицзин» была написана задолго  до Конфуция, но он дал её толкование. Сама книга предлагает способы предсказания грядущих событий. Бросаются стебли растений или монеты, и на основе того, как они упали, строятся гексаграммы (фигуры из 6-и прерывистых и сплошных чёрточек). Книга истолковывает получившиеся образы, помогая людям решить неясные  для них вопросы.

 

 

2.2 СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ КОНФУЦИЯ

В своей основе конфуцианство  занято вопросами стабильности и  целостности общества. Конфуций огромное внимание уделяет поведению людей. Он сконструировал некий эталон, объект для подражания (цзюнь-цзы). Этот высокоморальный  эталон должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувство  долга. Понятие гуманности (жень) трактовалось Конфуцием весьма широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и  т.п. Жень – это высокий, почти  недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние, по мнению философа. Однако и одной гуманности недостаточно для настоящего цзюнь-цзы. Он должен был обладать чувством долга (и), продиктованным внутренней убеждённостью, что следует поступать так, а  не иначе. Долг – это моральное  обязательство, которое гуманный человек  в силу своих добродетелей накладывает  на себя сам. Обусловлено чувство  долга никак не может быть расчётом. Здесь очень важны знания, и  потому в понятие «и» включались стремление к знаниям, обязанность  учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд  других понятий, включая верность и  искренность (чжэн), благопристойность  и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении  в школу и назначения на службу – всегда и во всём существовали фиксированные и обязательные для  всех правила поведения.

 

 

 

 

2.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК  ПО КОНФУЦИЮ

Информация о работе Жизнь и философия конфуция