Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:10, реферат
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………3
1 ЖИЗНЬ КОНФУЦИЯ……………………………………………………………...5
1.1 ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ………………………………………………………….5
1.2 ЗРЕЛОСТЬ………………………………………………………………………..8
1.3 НА СЛУЖБЕ У ПРАВИТЕЛЯ ЦАРСТВА ЛУ……………………………….12
1.4 ГОДЫ СТРАНСТВИЙ…………………………………………………………13
2 ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ……………………………………………………17
2.1 ЧТО ТАКОЕ КОНФУЦИСТВО. ПИСМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………...17
2.2 СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ КОНФУЦИЯ………………………………………18
2.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПО КОНФУЦИЮ……………………………..19
2.4 КУЛЬТ СЕМЬИ И КЛАНА……………………………………………………19
2.5 КОНФУЦИАНСКО ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ………………...…20
3 ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ЕГО УЧЕНИКАМИ…………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
«Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник - чиновником», т.е. пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, се будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из 2-ух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения на верхи и низы должны служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций откровенно презирал, но только знания и добродетели, а точнее – степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы.
Плата за обучение была символическая
– «связка сушёного мяса», т.е. всё
казалось очень просто, но на деле обстояло
гораздо сложнее: сословие чиновников
было отделено от простого народа труднопреодолимой
преградой – грамотностью, которая
и определяла социальное положение
и имущественный ценз человека на
протяжении всей истории Китая. Удачливые
выходцы из низов, овладев грамотой,
могли сделать карьеру и
Конечной и высшей целью управления провозглашались интересы народа.
2.4 КУЛЬТ СЕМЬИ И КЛАНА
Конфуций говорил, что
лучше всего сплочения общества
можно достичь посредством
Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных – от далёких предков к отдалённым потомкам – интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причём это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не стояла. Любовь – на гораздо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга. Любовь могла придти после брака, а могла и не придти. Мужчины из состоятельных семей могли компенсировать её отсутствие выбором себе наложниц по вкусу – этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному.
Постоянная тенденция к росту семьи.
2.5 КОНФУЦИАНСКО ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Начиная с эпохи Хань (она длилась с III в. До н.), конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привел к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями
3 ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ЕГО УЧЕНИКАМИ
Учитель сказал: — Тут главное вовремя остановиться и почувствовать, насколько ты мультифрукт.
Учитель сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.
Учитель говорил: — Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.
Учитель сказал: — Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
Учитель сказал: — Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.
Учитель сказал: — Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.
Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?
Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.
В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.
Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке не вставал посередине и проходил, не наступая на порог. Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и ноги у него будто подгибались, и слов ему, похоже, не хватало. Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его лицо выражало облегчение и он казался удовлетворённым. Спустившись с лестницы, спешил вперёд, растопырив руки, словно крылья, и с благоговейным видом возвращался на своё место.
Он не садился на циновку, постланную криво.
Учитель сказал: Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ не повинуется.
Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях не спросил.
Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. — А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.
Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.
Кто-то спросил: — Что если за зло платить добром? Учитель ответил: — А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.
Учитель сказал: — Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.
Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.
Учитель сказал: — Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем.
Учитель сказал: — Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.
Высказывания Конфуция учат людей терпимому, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, должен показывать подчиненным и воспитанникам образец поведения.
На вопрос правителя:
«Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?»
Мудрец ответил:
«Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру. Мораль простолюдина подобна траве. Трава клонится туда, куда дует ветер.»
В трудах Конфуция практически
не рассматриваются богословские, метафизические
вопросы, но считается допустимой вера
в духов и нравственно
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.- 2002г.
2) Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск – 1998г
3) Таранов П.С. Анатомия мудрости 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Симферополь – 1997г.
4) Переломов Л.С."Слово Конфуция", ТПО "Фабула", Москва,1992.
5) Малявин В.В. "Конфуций", "Молодая гвардия", Москва,1992.
6) http://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия
7)(введение) http://referat.yabotanik.ru/
8) http://referat.yabotanik.ru/