Жизнь и философия конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:10, реферат

Описание работы

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………3
1 ЖИЗНЬ КОНФУЦИЯ……………………………………………………………...5
1.1 ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ………………………………………………………….5
1.2 ЗРЕЛОСТЬ………………………………………………………………………..8
1.3 НА СЛУЖБЕ У ПРАВИТЕЛЯ ЦАРСТВА ЛУ……………………………….12
1.4 ГОДЫ СТРАНСТВИЙ…………………………………………………………13
2 ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ……………………………………………………17
2.1 ЧТО ТАКОЕ КОНФУЦИСТВО. ПИСМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………...17
2.2 СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ КОНФУЦИЯ………………………………………18
2.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПО КОНФУЦИЮ……………………………..19
2.4 КУЛЬТ СЕМЬИ И КЛАНА……………………………………………………19
2.5 КОНФУЦИАНСКО ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ………………...…20
3 ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ЕГО УЧЕНИКАМИ…………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

философия .docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

«Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник - чиновником», т.е. пусть всё  в этом мире хаоса и сумятиц  станет на свои места, се будут знать  свои права и обязанности и  делать то, что им положено. Упорядоченное  таким образом общество должно состоять из 2-ух основных категорий, верхов и  низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения на верхи и  низы должны служить не знатность  происхождения и тем более  не богатство, которое Конфуций откровенно презирал, но только знания и добродетели, а точнее – степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы.

Плата за обучение была символическая  – «связка сушёного мяса», т.е. всё  казалось очень просто, но на деле обстояло гораздо сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа труднопреодолимой  преградой – грамотностью, которая  и определяла социальное положение  и имущественный ценз человека на протяжении всей истории Китая. Удачливые  выходцы из низов, овладев грамотой, могли сделать карьеру и оказаться  наверху. Но в принципе это ничего не меняло: получив образование и  конфуцианское воспитание, человек  становился опорой того порядка, к неизменности которого призывало само учение.

Конечной и высшей целью  управления провозглашались интересы народа.

 

2.4 КУЛЬТ СЕМЬИ И КЛАНА

Конфуций говорил, что  лучше всего сплочения общества можно достичь посредством укрепления положения семьи и всяческого поощрения уважительного отношения  к старикам и родителям.

Семья считалась сердцевиной  общества, интересы семьи намного  превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась  лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных – от далёких предков  к отдалённым потомкам – интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причём это считалось настолько  нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не стояла. Любовь – на гораздо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся  категорией высокого морального долга. Любовь могла придти после брака, а могла и не придти. Мужчины  из состоятельных семей могли  компенсировать её отсутствие выбором  себе наложниц по вкусу – этому  жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному.

Постоянная тенденция  к росту семьи.

 

2.5 КОНФУЦИАНСКО ВОСПИТАНИЕ  И ОБРАЗОВАНИЕ

Начиная с эпохи Хань (она  длилась с III в. До н.), конфуцианцы  не только держали в своих руках  управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские  нормы и ценностные ориентиры  стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически  это привел к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был  знаком со всей суммой конфуцианских  истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов действовал так, как это  было санкционировано конфуцианскими традициями

 

 

3 ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ, ЗАПИСАННЫЕ ЕГО УЧЕНИКАМИ

Учитель сказал: — Тут  главное вовремя остановиться и  почувствовать, насколько ты мультифрукт.

Учитель сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление  Неба; в шестьдесят мой слух обрел  проникновенность; с семидесяти лет  я следую желаниям сердца, не нарушая  меры.

Учитель говорил: — Кто  постигает новое, лелея старое, тот  может быть учителем.

Не печалься о своём  несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: — Благородный  муж постигает справедливость. Малый  человек постигает выгоду.

Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с  ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Учитель сказал: — Кто  не меняет путь отца три года после  его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: — Древние  предпочитали промолчать, стыдясь, что  могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?

Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая  из всех, но давно уже редка среди  людей.

В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и  в храме предков он говорил  красноречиво, хотя и мало.

Когда входил в дворцовые  ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке  не вставал посередине и проходил, не наступая на порог. Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и  ноги у него будто подгибались, и  слов ему, похоже, не хватало. Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его  лицо выражало облегчение и он казался удовлетворённым. Спустившись с лестницы, спешил вперёд, растопырив руки, словно крылья, и с благоговейным видом возвращался на своё место.

Он не садился на циновку, постланную криво.

Учитель сказал: Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение  тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ не повинуется.

Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях  не спросил.

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. — А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Князь Великий из удела  Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.

Кто-то спросил: — Что  если за зло платить добром? Учитель  ответил: — А чем же за добро  платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Учитель сказал: — Человек  способен сделать путь великим, но великим  человека делает не путь.

Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.

Учитель сказал: — Кто  не признает судьбы, тот не может  считаться благородным мужем.

Учитель сказал: — Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.

Высказывания Конфуция учат людей терпимому, доброму отношению  друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, должен показывать подчиненным и воспитанникам  образец поведения.

На вопрос правителя:

«Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения  к этим принципам?»

Мудрец ответил:

«Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру. Мораль простолюдина подобна траве. Трава клонится туда, куда дует ветер.»

В трудах Конфуция практически  не рассматриваются богословские, метафизические вопросы, но считается допустимой вера в духов и нравственно необходимой  вера в загробную жизнь. Эта вера нужна потому, что она укрепляет нравственность человека. Учение Конфуция поддерживает необходимость правил выражения сыновней почтительность и развивает древние культовые обряды почитания умерших предков.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1) Гусейнов А.А., Апресян  Р.Г. Этика. М.- 2002г.

2) Зеленкова И.Л. Основы  этики. Минск – 1998г

3) Таранов П.С. Анатомия  мудрости 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Симферополь – 1997г.

4) Переломов Л.С."Слово  Конфуция", ТПО "Фабула", Москва,1992.

5) Малявин В.В. "Конфуций", "Молодая гвардия", Москва,1992.

6) http://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия

7)(введение) http://referat.yabotanik.ru/kulturologiya/religiya-drevnego-kitaya-konfucij-i-ego/2421/2309/page1.html

8) http://referat.yabotanik.ru/filosofiya/filosofskie-vozzreniya-konfuciya/73134/69168/page3.html

 

 

 

 


Информация о работе Жизнь и философия конфуция