Жизнь и филосовское направлени Николая Кузанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................3
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.....5
1.1 Начало пути..........................5
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского....6
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский.................8
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского...........9
1.5 Философия в творчестве Кузанского...............10
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.............12
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............12
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"...........13
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"............14
2.4 Проблема бесконечности и новая космология............16
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога.........................18
2.6 Познание...........................19
2.7 Вера и знание..........................22
2.8 Интуиция и бесконечность познания...............22
ВЫВОДЫ.............................25
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК........................27

Файлы: 1 файл

Реферат по фил лена.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом

виде". Если бог "есть все во всем", но "в свернутом  виде", то это же "все",

будучи "развернуто", существуя "в развернутом виде в мирской твари", - "есть

мир".

Подобно тому,  как  линия  есть  развертывание  точки, время  - развертывание

мгновения,  движение - развертывание покоя, так и весь мир предстает как

развертывание собственной  сущности,  свернутой в боге, как  раскрытие или

развитие (термин evolutio также  встречается в сочинениях  Кузанца  в качестве

синонима "развертывания) заключенной в боге развития бытия.  В учении о

"развертывании"  заключена онтологическая основа  диалектического представления

о "совпадении противоположностей" в бытии бога и мира [2, с. 48].

Понимаемое как  развертывание  творение не может быть временным:  "Поскольку

творение есть бытие бога,  никто  не подвергает сомнению,  что оно -

вечность",  оно "не могло в самом бытии находиться в вечности" [4,  с.  64].

Но в таком случае и сам акт творения,  не будучи временным,  не будучи

творением "из ничего", становится проявлением заключенной в боге

необходимости, а не проявлением  божественной воли, как  учила религия

откровения.

Поэтому, сославшись на мнение "благочестивых авторов" о том,  что бог создал

мир,  "чтобы дать узреть свою доброту". Кузанец сопоставляет с этим суждением

свое положение о том,  что бог создал мир "потому,  что он - сама абсолютная

максимальная необходимость" [3, с. 59].

     2.4  Проблема  бесконечности и новая космология

Вселенная, существующая  как вечное развертывание божественного  первоначала,

лишь в нем, едином максимуме, "существует  в степени максимальной и

наиболее совершенной"; "во множестве",  т.  е. вне  максимума, она "существует

лишь ограниченным образом" [3, с. 60]. Но эта "ограниченность" -  лишь

показатель отличия  Вселенной от бога. Представление  о Вселенной в философии

Николая Кузанского подвергается самому радикальному пересмотру.

Схоластической  картине  мира,  где сотворенный во времени  конечный мир

ограничен сферой неподвижных  звезд  и  небом  эмпиреев, где  "перводвигатель"

отождествляется с богом христианской религии,  Николай Кузанский

противопоставляет свое учение о космосе,  отвечающее  его  пантеистическим

представлениям о боге и мире.

Если бог есть "окружность и центр, так как он везде и  нигде",  то мир не

имеет самостоятельного, ограниченного от бога существования,  а стало быть, и

замкнутой фигуры с самостоятельной  окружностью и центром  в  духе  томистской

и аристотелево-птолемеевой  космологии.  Ибо  нигде в космосе "вне бога

нельзя отыскать точной,  равно отстоящей от  различных  точек,  окружности,

потому что он один бесконечное равенство" [4, с.100].

В результате  такого  уподобления  природного космоса  богу мир "имеет свой

центр повсюду,  а  окружность  нигде". Мир  не бесконечен,  так  как в таком

случае он был бы равен  богу, но он не имеет и границ, "ибо если бы он имел

центр и окружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и конец,  и

сам был бы завершен в  отношении чего-то  другого" [4,  с. 97]. Так из

принципа зависимости  мира от бога Кузанец выводит его  безграничность: мир не

может быть обособлен  от божественного  "свернутого"  начала даже в своем

пространсвенно-физическом существовании.  Из этого следует  важнейший вывод

для космологии, что "Земля  не есть центр мира" и  что  "окружность  его  не

является  сферой  неподвижных звезд".

В космологии Николая  Кузанского Земля лишается своего привилегированного

положения центра Вселенной:  не Земля, а бог "является и центром  земли,  и

всех сфер,  и всего  того, что  есть  в мире".  Поэтому бессмысленно

приписывать Земле неподвижность,  равно как и полюсам, замыкающей мир

небесной сферы фиксированных  звезд:  "Нельзя найти для звезд  середины, равно

отстоящей от полюсов" [2, с. 81].

Однако, отвергая неподвижность  и центральное положение Земли, Николай

Кузанский не отдавал  предпочтения какой-либо иной схеме движения небесных

тел.  Но расшатывая традиционное представление о мире,  он открыл путь к

десакрализации космологии.  Тем  самым геоцентризм лишался  своего

теологического оправдания.

В то же время космология Николая Кузанского не просто умозрительная

концепция, оторванная от астрономических исследований  и  наблюдений.  Она

имела как философское,  так и научное обоснование. Им был выдвинут ряд

плодотворных идей, в  частности о движении Земли, о  том, что небесные тела

движутся не по правильным окружностям.  Космология  Кузанского вела к

признанию материального  единства земной и "небесной" субстанции:  и Земля,  и

другие небесные тела  признавались одинаково "благородными".

Разрушая старое - и  религиозное, и свойственное древним  неоплатоникам -

иерархическое представление  о мире, Кузанец видит в боге не "нисхождение", не

"опускание" божества  до низшей материальной ступени  бытия,  а проявление

божественного могущества.  Поэтому мир рассматривается  им  в качестве

прекраснейшего  божественного творения:  "...  по красоте и стройности вещей,

которые мы лицезреем, искусство  и превосходство бога поражают нас" [3,  с.

61]. Мир прекрасен, и  "даже тленность" всего земного  "не есть действительное

доказательство" недостатка благородства.  Это последнее положение особенно

важно:  временное и  тленное,  оказавшись результатом  "развертывания" вечного

первоначала,  получает свое оправдание. Красота мира, проявляющаяся  в

"универсальной   связи"  всего  сущего,  выявляет  внутреннюю стройность

творения. Бог, говорит Кузанский, "пользовался при сотворении  мира

арифметикой,  геометрией,  музыкой и астрономией, всеми  искусствами, которые

мы также применяем, когда исследуем соотношение  вещей, элементов и движений"

[4, с. 106].

Гармония мира находит  свое выражение и в  человеке  - величайшем из

божественных творений,  в существе,  которому суждено  познать бога и

созданный им прекрасный мир. Антопология  и  гносеология  Николая Кузанского

теснейшим образом связаны  с его пантеистической онтологией и космологией.

     2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие

     природы  и бога

Человеческая природа  рассматривается Кузанским в  качестве высшего и наиболее

значительного божественного  творения:  она "помещена над всеми  творениями

бога". Как будто  поставленный на определенной ступени  иерархии человек

оказывается обожествленным  и уже потому вне иерархическим существом:

природа его "заключает  в себе умственную и  чувственную  природу и стягивает в

себе всю Вселенную:  она есть микрокосм,  малый мир,  как называли ее с

полным основанием  древние" [4, с. 119].

Характерное для всего сущего совпадение противоположностей находит свое

отражение и в человеческой природе. Соотношение "свернутого" в боге максимума

и  "развернутой  в космосе ограниченной бесконечности  отражается и "малом"

мире" человеческой природы. "Она такова, - утверждает Кузанский,  -  что,

будучи  возведена  в соединение с максимальностью,  становится полнотой всех

всеобщих и отдельных  совершенств таким образом, что  в человечестве все

возведено в высшую степень" [5, с. 55].

Но эта  "полнота  совершенства" есть на что иное,  как божественность.  Она

может быть свойственна  лишь человеческой  природе  в  целом,  а не отдельному

человеку.  Человек, поднявшийся  до "соединения с максимальностью",  "был бы

человеком так же,  как и богом, и богом так  же, как и человеком", он может

мыслиться только в качестве богочеловека [3, с. 63].

Подобное соединение божественной и человеческой  природы  возможно только в

"сыне божием",  богочеловеке - Христе.  Так учение  Николая Кузанского о

человеке  сливается  с его христологией. Христология Николая Кузанского

неразрывно связана  с его учением "о свертывании  и  развертывании"

божественного начала,  о совпадении противоположностей - бесконечного

максимума и конечной природы - с пантеистическими тенденциями  его философии.

Совершенная, абсолютная человеческая  природа  Христа есть "свертывание"

человеческой природы,  подобно тому, как космос в "свернутом" виде содержится

в боге. Поскольку сущность  человека  воплощена  во Христе, то человек

бесконечен; поскольку  эта сущность ограничена в каждом отдельном  индивиде,

человек конечен. Следовательно, по Кузанскому, человек - конечно-бесконечное

существо [2, с. 98].

Тенденция к  отождествлению  Иисуса  с  человечеством позволяет  Кузанцу при

анализе микрокосма сместить акцент  с идеи  сотворенности  человека,  что

было присуще церковному  учению,  на идею творческой активности человека.

Человек в представлении  философа не столько творение, сколько  творец; именно

в этом видит Кузанец  уподобление  человека  богу.  С особой  силой эта мысль

выражена в рассуждениях о свойствах человеческого ума, способного подняться к

бесконечному постижению мира на путях его познания.

     2.6  Познание

Совершенно в  духе  передовых  мыслителей Возрождения  Кузанец видит цель  в

познании,  духовном  освоении  мира: "Всякий  разумный  дух стремится к

познанию.  Ибо познание есть жизнь ума,  та цель, к которой  он стремится..."

[2, с. 99]. Возможность познания  заложена в самой природе человеческого

разума. "Благородное  подобие бога", человеческий ум именно  в своей

познавательной  деятельности осуществляет свое предназначение.  Если бог

"развертывает" из  себя  мир, то  человеческий  разум развертывает из себя

"предметы рассудка" [2, c. 103]. Это, однако, не означает, что по Николаю

Кузанскому, в человеческом разуме уже заключены заранее готовые понятия,  что

знание предшествует  ощущению  внешнего мира. "Развертывание" не есть и

субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - по самой

человеческой природе - способности суждения. Осуществить  эту способность,

"развернуть" ее  человек может только при   соприкосновении с миром природы  -

этой божественной книги, в которой бог раскрыл себя человеческому знанию.

Ум человека,  единый по своей природе,  обладает способностями [5, с. 56],

низшей из которой  является ощущение с воображением. Эти способности

принадлежат единому  по своей природе уму или духу.

Начало процесса  познания невозможно без чувственного пробуждения.  На основе

ощущений с помощью  рассудка  разум составляет  себе  понятие о вещах.

Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в

человеческом  организме  некоего  жизненного  "духа" - телесной субстанции,

связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с

разумной способностью человека [3, c. 65].Воображение служит посредствующей

ступенью между  ощущением  и рассудком.  Рассудок есть проявление активной

Информация о работе Жизнь и филосовское направлени Николая Кузанского