Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:47, реферат
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.
ВВЕДЕНИЕ.............................3
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.....5
1.1 Начало пути..........................5
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского....6
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский.................8
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского...........9
1.5 Философия в творчестве Кузанского...............10
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.............12
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............12
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"...........13
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"............14
2.4 Проблема бесконечности и новая космология............16
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога.........................18
2.6 Познание...........................19
2.7 Вера и знание..........................22
2.8 Интуиция и бесконечность познания...............22
ВЫВОДЫ.............................25
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК........................27
будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом
виде". Если бог "есть все во всем", но "в свернутом виде", то это же "все",
будучи "развернуто", существуя "в развернутом виде в мирской твари", - "есть
мир".
Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время - развертывание
мгновения, движение - развертывание покоя, так и весь мир предстает как
развертывание собственной сущности, свернутой в боге, как раскрытие или
развитие (термин evolutio также встречается в сочинениях Кузанца в качестве
синонима "развертывания) заключенной в боге развития бытия. В учении о
"развертывании"
заключена онтологическая
о "совпадении противоположностей" в бытии бога и мира [2, с. 48].
Понимаемое как развертывание творение не может быть временным: "Поскольку
творение есть бытие бога, никто не подвергает сомнению, что оно -
вечность", оно "не могло в самом бытии находиться в вечности" [4, с. 64].
Но в таком случае и сам акт творения, не будучи временным, не будучи
творением "из ничего", становится проявлением заключенной в боге
необходимости, а не проявлением божественной воли, как учила религия
откровения.
Поэтому, сославшись на мнение "благочестивых авторов" о том, что бог создал
мир, "чтобы дать узреть свою доброту". Кузанец сопоставляет с этим суждением
свое положение о том, что бог создал мир "потому, что он - сама абсолютная
максимальная необходимость" [3, с. 59].
2.4 Проблема
бесконечности и новая
Вселенная, существующая как вечное развертывание божественного первоначала,
лишь в нем, едином максимуме, "существует в степени максимальной и
наиболее совершенной"; "во множестве", т. е. вне максимума, она "существует
лишь ограниченным образом" [3, с. 60]. Но эта "ограниченность" - лишь
показатель отличия Вселенной от бога. Представление о Вселенной в философии
Николая Кузанского подвергается самому радикальному пересмотру.
Схоластической картине мира, где сотворенный во времени конечный мир
ограничен сферой неподвижных звезд и небом эмпиреев, где "перводвигатель"
отождествляется с богом христианской религии, Николай Кузанский
противопоставляет свое учение о космосе, отвечающее его пантеистическим
представлениям о боге и мире.
Если бог есть "окружность и центр, так как он везде и нигде", то мир не
имеет самостоятельного, ограниченного от бога существования, а стало быть, и
замкнутой фигуры с самостоятельной окружностью и центром в духе томистской
и аристотелево-птолемеевой космологии. Ибо нигде в космосе "вне бога
нельзя отыскать точной, равно отстоящей от различных точек, окружности,
потому что он один бесконечное равенство" [4, с.100].
В результате такого уподобления природного космоса богу мир "имеет свой
центр повсюду, а окружность нигде". Мир не бесконечен, так как в таком
случае он был бы равен богу, но он не имеет и границ, "ибо если бы он имел
центр и окружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и конец, и
сам был бы завершен в отношении чего-то другого" [4, с. 97]. Так из
принципа зависимости мира от бога Кузанец выводит его безграничность: мир не
может быть обособлен от божественного "свернутого" начала даже в своем
пространсвенно-физическом существовании. Из этого следует важнейший вывод
для космологии, что "Земля не есть центр мира" и что "окружность его не
является сферой неподвижных звезд".
В космологии Николая Кузанского Земля лишается своего привилегированного
положения центра Вселенной: не Земля, а бог "является и центром земли, и
всех сфер, и всего того, что есть в мире". Поэтому бессмысленно
приписывать Земле неподвижность, равно как и полюсам, замыкающей мир
небесной сферы фиксированных звезд: "Нельзя найти для звезд середины, равно
отстоящей от полюсов" [2, с. 81].
Однако, отвергая неподвижность и центральное положение Земли, Николай
Кузанский не отдавал предпочтения какой-либо иной схеме движения небесных
тел. Но расшатывая традиционное представление о мире, он открыл путь к
десакрализации космологии. Тем самым геоцентризм лишался своего
теологического оправдания.
В то же время космология Николая Кузанского не просто умозрительная
концепция, оторванная от астрономических исследований и наблюдений. Она
имела как философское, так и научное обоснование. Им был выдвинут ряд
плодотворных идей, в частности о движении Земли, о том, что небесные тела
движутся не по правильным окружностям. Космология Кузанского вела к
признанию материального единства земной и "небесной" субстанции: и Земля, и
другие небесные тела признавались одинаково "благородными".
Разрушая старое - и религиозное, и свойственное древним неоплатоникам -
иерархическое представление о мире, Кузанец видит в боге не "нисхождение", не
"опускание" божества
до низшей материальной
божественного могущества. Поэтому мир рассматривается им в качестве
прекраснейшего божественного творения: "... по красоте и стройности вещей,
которые мы лицезреем, искусство и превосходство бога поражают нас" [3, с.
61]. Мир прекрасен, и
"даже тленность" всего
доказательство" недостатка благородства. Это последнее положение особенно
важно: временное и тленное, оказавшись результатом "развертывания" вечного
первоначала, получает свое оправдание. Красота мира, проявляющаяся в
"универсальной связи" всего сущего, выявляет внутреннюю стройность
творения. Бог, говорит Кузанский, "пользовался при сотворении мира
арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией, всеми искусствами, которые
мы также применяем, когда исследуем соотношение вещей, элементов и движений"
[4, с. 106].
Гармония мира находит свое выражение и в человеке - величайшем из
божественных творений, в существе, которому суждено познать бога и
созданный им прекрасный мир. Антопология и гносеология Николая Кузанского
теснейшим образом связаны
с его пантеистической
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога
Человеческая природа рассматривается Кузанским в качестве высшего и наиболее
значительного божественного творения: она "помещена над всеми творениями
бога". Как будто поставленный на определенной ступени иерархии человек
оказывается обожествленным и уже потому вне иерархическим существом:
природа его "заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в
себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с
полным основанием древние" [4, с. 119].
Характерное для всего сущего совпадение противоположностей находит свое
отражение и в человеческой природе. Соотношение "свернутого" в боге максимума
и "развернутой в космосе ограниченной бесконечности отражается и "малом"
мире" человеческой природы. "Она такова, - утверждает Кузанский, - что,
будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех
всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все
возведено в высшую степень" [5, с. 55].
Но эта "полнота совершенства" есть на что иное, как божественность. Она
может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному
человеку. Человек, поднявшийся до "соединения с максимальностью", "был бы
человеком так же, как и богом, и богом так же, как и человеком", он может
мыслиться только в качестве богочеловека [3, с. 63].
Подобное соединение божественной и человеческой природы возможно только в
"сыне божием", богочеловеке - Христе. Так учение Николая Кузанского о
человеке сливается с его христологией. Христология Николая Кузанского
неразрывно связана с его учением "о свертывании и развертывании"
божественного начала, о совпадении противоположностей - бесконечного
максимума и конечной природы - с пантеистическими тенденциями его философии.
Совершенная, абсолютная человеческая природа Христа есть "свертывание"
человеческой природы, подобно тому, как космос в "свернутом" виде содержится
в боге. Поскольку сущность человека воплощена во Христе, то человек
бесконечен; поскольку эта сущность ограничена в каждом отдельном индивиде,
человек конечен. Следовательно, по Кузанскому, человек - конечно-бесконечное
существо [2, с. 98].
Тенденция к отождествлению Иисуса с человечеством позволяет Кузанцу при
анализе микрокосма сместить акцент с идеи сотворенности человека, что
было присуще церковному учению, на идею творческой активности человека.
Человек в представлении философа не столько творение, сколько творец; именно
в этом видит Кузанец уподобление человека богу. С особой силой эта мысль
выражена в рассуждениях о свойствах человеческого ума, способного подняться к
бесконечному постижению мира на путях его познания.
2.6 Познание
Совершенно в духе передовых мыслителей Возрождения Кузанец видит цель в
познании, духовном освоении мира: "Всякий разумный дух стремится к
познанию. Ибо познание есть жизнь ума, та цель, к которой он стремится..."
[2, с. 99]. Возможность познания
заложена в самой природе
разума. "Благородное подобие бога", человеческий ум именно в своей
познавательной деятельности осуществляет свое предназначение. Если бог
"развертывает" из себя мир, то человеческий разум развертывает из себя
"предметы рассудка" [2, c. 103]. Это, однако, не означает, что по Николаю
Кузанскому, в человеческом разуме уже заключены заранее готовые понятия, что
знание предшествует ощущению внешнего мира. "Развертывание" не есть и
субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - по самой
человеческой природе - способности суждения. Осуществить эту способность,
"развернуть" ее
человек может только при
соприкосновении с миром
этой божественной книги, в которой бог раскрыл себя человеческому знанию.
Ум человека, единый по своей природе, обладает способностями [5, с. 56],
низшей из которой является ощущение с воображением. Эти способности
принадлежат единому по своей природе уму или духу.
Начало процесса познания невозможно без чувственного пробуждения. На основе
ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах.
Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в
человеческом организме некоего жизненного "духа" - телесной субстанции,
связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с
разумной способностью человека [3, c. 65].Воображение служит посредствующей
ступенью между ощущением и рассудком. Рассудок есть проявление активной
Информация о работе Жизнь и филосовское направлени Николая Кузанского