Жизнь и учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:11, реферат

Описание работы

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

Содержание работы

1. Введение.
2. Детство и юность великого мудреца.
3. Качества учителя.
4. Ранняя слава.
5. Миссия учителя.
6. Суть учения.
7. Учение Конфуция о государстве.
8. Кончина великого мудреца.
9. Заключение.
10. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат- Культурология.docx

— 42.19 Кб (Скачать файл)

Самарская государственная  сельскохозяйственная академия

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: «Философии и истории»

Жизнь и учение Конфуция

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент А-2-4

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Кинель 2011

ПЛАН РЕФЕРАТА:

1. Введение.

2. Детство и юность великого мудреца.

3. Качества учителя.

4. Ранняя слава.

5. Миссия учителя.

6. Суть учения.

7. Учение Конфуция о государстве.

8. Кончина великого мудреца.

9. Заключение.

10. Список использованной литературы. 

                    

Введение.

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве  и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском  произношении звучит как Кун-цзы  или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних  книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом  наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня  можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

По конфуцианским принципам  в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично  вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словами  Конфуция.

Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге «Лунь Юй» (6 в. до н.э.), название которой принято переводить как "Беседы и суждения". В основном она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных высказываний Конфуция. Свой жизненный путь он сумел описать в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе.

В 30 лет я обрел самостоятельность.

В 40 – сумел освободиться от сомнений.

 В 50 лет я познал  волю Неба.

В 60 лет научился отличать правду ото лжи.

В 70 лет – я стал следовать  желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал  традиции. Его путь от учебы через познание «воли Неба» к «свободному следованию желаниям сердца» и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе.

В течение многих веков  трактовка учения Конфуция не раз  менялась, придавая ему порой самые  причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах  справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между  людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение Конфуция –  то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют  наставником нации.

Детство и юность великого мудреца.

В тысячелетней истории мировых  цивилизаций есть немало великих  личностей. Но среди всех великих  людей прошлого и настоящего найдётся не так много тех, которые посвятили  бы всю свою жизнь установлению и  распространению норм морали и нравственности в обществе, что их окружало. Их единицы. И одним из этих немногих людей  был Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под  именем Конфуция. Восток и выходцы  из него всегда будоражили ум западного  человека своей таинственностью  и загадочностью, однако, позволю  себе предположить, что, кроме Конфуция, никто другой не был так понятен  для нас своими взглядами и  поведением, сутью своего учения.

Конфуций родился в 551 г. до нашей эры на территории современного Китая, в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик всё же родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, Шулян Хэ решился на третий брак, и его женой согласилась стать  молодая девушка из рода Янь, которая  считала, что этим поступком выполнит волю своего отца, завещавшего ей выйти  замуж за достойного человека. Этот брак считался дважды «варварским» — из-за разницы в возрасте супругов, которая, согласно обычаю, не должна была превышать 10 лет, и из-за преклонного возраста мужа, так как жениться после 64 лет считалось неприличным. Тем не менее он стал счастливым и для супругов, и для человечества: 27 августа 551 г. до н.э. родился здоровый крепкий мальчик, которого назвали Цю и дали прозвище Чжун-ни. Эго и был Конфуций (в странах с иероглифической письменностью он более известен как Кун Цю или Чжун-ни). Человек, прославившийся как певец ритуала, родился в браке, нарушавшем нормы ритуала.

Видения, которые посещали третью жену Шулян Хэ после её свадьбы  и зачатия сына, предвещали появление  из её лона великого человека. По свидетельствам исторических документов, рождению этого  необыкновенного ребёнка сопутствовало  множество чудесных обстоятельств. Более того, согласно традиции древней  науки физиогномики, на теле Конфуция при рождении имелось 49 знаков его  будущего величия.

Детство Конфуция оказалось  трудным. Ему было чуть более двух лет, когда он лишился любящего отца. Молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Её постоянные внимание и забота, а также чистота её личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребёнка. Социальный статус вдовы дафу, «прославившегося храбростью и силой», был достаточно высок. Материальное же обеспечение оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами» (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т. п.). Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование.

Мальчик рос веселым и  жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя в своих детских забавах древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих: маленький Конфуций был далёк от игр, свойственных его ровесникам, а главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами.

В 7 лет Конфуция отдали в  школу. Нелегкий физический труд закалил Цю, приучил к невзгодам. Хотя судьба и нанесла ему ряд тяжких ударов в детстве и юности, она как бы компенсировала умом, отменным здоровьем и силой. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере.

В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью искусствами" (лю и): выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим "искусствам" придавалась особая значимость. Всеми ими Конфуций очень быстро овладел в совершенстве.

В 17 лет он оказался без  матери. В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков – Сун. Через год после женитьбы у Конфуция родился сын.

Качества учителя.

Все его современники признавали, что Конфуций родился с беспредельной  восприимчивостью к учению. Его рано пробудившийся разум заставлял  его читать и, самое главное, усваивать  все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нём говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». Интересно, что по окончании школы из всех учащихся только Конфуций сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным отличным результатом.

В 17 лет он уже занимал  должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно  о чём я должен заботиться», —  говорил Конфуций. Позже в его  ведение поступил и скот царства  Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были в то время главные  слова мудреца. Выполняя возложенные  на него обязанности, Конфуций говорил: «Не беспокойся о том, что не занимаешь  высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». Таков был принцип жизни этого  человека.

В древних трактатах значительно  большее внимание уделено одной  из характерных черт молодого Конфуция - он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался исчерпывающего ответа. Он также интересовался государственным устройством, как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли (правил поведения).

 

Ранняя слава.

 В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом своего княжества. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение императора Китая посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем некой древней общемировой традиции, каковым его считали многие современники.

К тридцати годам он завершил образование и открыл собственную  школу, основанную на традиционных учениях, в которой центральное место занимали мораль, ритуал и изучение древних текстов, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности.

Процесс обучения составляет для Конфуция немаловажную часть  Ритуала. Конфуций вновь и вновь  подчеркивает необходимость учения, это становится важнейшим моментом его проповеди. Именно с учением  он связывает совершенствование  человека, а точнее, "выявление  человеческого в человеке". Пустые раздумья без изучения канонов губительны. Внутри себя все равно не найдешь того, чем обладала "высокая древность", поэтому ей следует целенаправленно обучаться.

Конфуций одним из первых открывает бесплатные школы, подчеркивая  благотворительно-возвышенный характер своего обучения. Интересно, что Учитель  не передает информацию, в нашем  понимании он, ничему, собственно не учит. Он не расскажет, как надо жить. Он существует в этом мире как нравственный ориентир, как указатель Пути. Сам  указатель еще не гарантирует, что  человек сумеет дойти до конца  Пути, но это уже залог того, что  дорога выбрана верно.

Метод обучения Конфуция кажется  странным. Он говорит ни о чем, всю  жизнь проводит в беседах, а не в чтении лекций. Он заставляет ученика  соучаствовать в работе своей  мысли, требует от него живого сопереживания, добивается передачи знаний "от сердца к сердцу". Конфуций часто учит на примерах древности, рассказывает о  великих мудрецах прошлого. Своей  целью Учитель ставит воспроизведение  древних порядков в современной  жизни.

Что примечательно, Конфуций отличался немалым терпением  и даже снисходительностью к людям, в том числе и к своим  ученикам. Он прекрасно знал, с кого можно требовать "великого действа", а кто не способен даже на малое.

Конфуций всегда хотел  видеть своих учеников «целостными  людьми», полезными государству  и обществу, поэтому учил их различным  областям знания, основывающимся на разных канонах. В отношениях же со своими учениками Конфуций был прост  и твёрд: «Почему тот, кто не задаёт себе вопросы «почему?», заслуживает  того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»  «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А  тот, кто по одному углу не может  выявить соотношения трёх углов, — я для того не повторяю», —  говорил великий учитель, желая  учить тех, кто стремился к  получению знания.

Миссия учителя.

Конфуций быстро получил  признание как учитель. Но это  само по себе не могло его удовлетворить. Он считал, что добродетель неразрывно связана с политикой, знания должны вести к процветанию государства, а наиболее достойным поприщем для  ученого человека является сановная деятельность. Со временем слава о гении Конфуция распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он на 51-ом году жизни поступил на службу к правителю родного царства Лу и  занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве.

Конфуций оказался блестящим  чиновником и советником, много сделал для процветания своего государства. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности.

Однако его деятельность стала предметом интриг со стороны  соседей и обузой для царя, не лишенного порочных склонностей. Клевета и наветы на Конфуция привели к тому, что правитель Лу перестал внимать его советам и бросил вызов своему строгому сановнику, демонстративно нарушив одну из ритуальных норм, на страже которых тот должен был стоять. Конфуций оказался перед выбором — или смириться со своеволием правителя, или в знак протеста оставить свой пост. Он выбрал второе: вместе с десятками учеников покинул родное царство и отправился в путешествие по стране, равно наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Информация о работе Жизнь и учение Конфуция