Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:11, реферат
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.
1. Введение.
2. Детство и юность великого мудреца.
3. Качества учителя.
4. Ранняя слава.
5. Миссия учителя.
6. Суть учения.
7. Учение Конфуция о государстве.
8. Кончина великого мудреца.
9. Заключение.
10. Список использованной литературы.
Конфуций провел 14 лет в изгнании, скитаясь по разным китайским государствам. У Конфуция не было четко разработанного плана скитаний по царствам. Им владела одна лишь мысль - очень хотелось реализовать хотя бы основные разработки, связанные с его представлениями об истинном правлении. На пути его ждали неожиданные встречи, неприятности и теплые приемы. Конфуцию ко времени исходу из Лу (497 г. до н.э.) исполнилось 55 лет. Это был уже умудренный опытом мыслитель, уверенный, что его знания, частично реализованные в Лу, пригодятся правителю какого-нибудь государства.
По дороге произошел, эпизод раскрывающий видение Конфуция своего Учения. Он спросил у учеников по поводу того, что Учение пока не может реализоваться на практике «Почему мы оказались в столь безвыходном положение?» и также сказал «А не на неправильном ли пути?». На это Цзы Гун ответил, что, по его мнению «Учение чересчур сложно для восприятия простых людей, а для государственных мужей там слишком высокие требования, поэтому люди и не идут по Дао-Пути». И он предложил снизить требования, чтобы люди поняли и последовали за ним. Но Конфуций возразил, что Дао-Путь это больше чем набор требований для совершенного государственного мужа, а идти по нему значит совершенствовать свой дух и приближаться к Воле Неба. И не страшно, что люди не понимают всех его положений. Это высказывание подтверждает то, что Учитель придерживался идеализма, говоря о духовной субстанции Дао-Пути, вездесущей и первичной, как об идеале человеческого совершенства и его гармонии с природой.
В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой. За год до этого скончалась его жена.
Суть учения.
К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. «Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция - его общение с людьми». Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению «Книги истории» (Шу цзина), «Книги стихов» (Ши цзина), «Книги перемен» (И цзина), «Весны и осени» (Чунь-цу), «Книги о ритуалах» (Ли цзи), «Книги и музыке» (Юе цзи). Начиная с ханьского периода(2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.
Идеалом учения Конфуция было создание и сохранение гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию, свою социальную роль. Гармоническое общество должно быть построено на идее преданности (чжун) — гармонии в отношениях между начальником и подчинённым, старшим и младшим, сильным и слабым, направленной на сохранение человеческого общества. Желая свести к минимуму конфликты в обществе, Конфуций первым сформулировал золотое правило этики.
Однажды во время скитаний Конфуций с учениками оказался в ситуации, когда им надо было перейти реку. Конфуций послал одного из учеников к находившимся неподалеку ханьским отшельникам, чтобы узнать у них, где находится брод. Стоит ли, ответили отшельники, искать брод, когда вся Поднебесная охвачена потопом? И вместо того чтобы держаться за Конфуция, который хочет уйти от определенных людей, не лучше ли последовать учениям тех мужей, которые вообще избегают мирской суеты? Ученик передал эти слова Конфуцию. Тот сказал, что человек не может сбиться в одну стаю со зверями и птицами, и если он уйдет от людей, то с кем он останется?
Очень мудрый
ответ. У человека свой удел,
даже если он очень тяжелый.
Мудрость состоит не в том,
чтобы ставить несбыточную
Отношения
между людьми наполняются
На вопрос
своего ученика: «Можно ли всю
жизнь руководствоваться одним
словом?» Конфуций ответил: «
Конфуцием здесь сформулирован принцип, который, как уже отмечалось, значительно позже и в другой, европейской, культурной традиции получил название золотого правила нравственности. Выше, лучше этого правила человечество пока ничего не придумало.
Великий учитель также вывел пять достояний благородного человека (цзюнь-цзы), к развитию которых должен стремиться каждый, желающий достичь успеха в своей жизни:
1. «Жэнь» — человеколюбие.
Следовать «Жэнь» значит
2. «И» — справедливость.
Хотя следование нормам морали
и нравственности из
3. «Ли» — соблюдение норм морали и нравственности, церемоний и обрядов. В более общем смысле «Ли» — это любая деятельность, направленная на создание и поддержание идеального общества.
4. «Чжи» — здравый смысл,
благоразумие, мудрость, рассудительность
— умение просчитать следствия
своих действий, посмотреть на
них со стороны, в перспективе.
5. «Синь» (иероглиф сердца)
— искренность, доброе
Но самое главное то, что, разбирая, какой смысл вкладывал Конфуций в понятия морали и нравственности, можно увидеть, что для него знание и добродетель всегда были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения Конфуция. Подобно Сократу, Конфуций не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «книжным червём», зарывшимся в своё учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа, цивилизованного человека. Поэтому в случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.
Учение Конфуция о государстве.
Учение Конфуция не содержит
главы, специально посвященной устройству
государства, как нет разделов о
человеке, либо об обществе. Конфуций не
видит государство в
Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общество и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и жень («человеколюбие») и прежде всего любовь к ближнему, сяо- сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой «семейства». Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим за насаждение закона силой.
В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. «Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным».
В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как «благородного чиновника». Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток «новой крови» из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы «пахари возделывали землю, а способные управлять управляли». Представление о «благородном чиновнике» Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): «Он обладает четырьмя дао (сферы деятельности, направления в деятельности, качества) благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ проявляет чувство доброты, используя народ проявляет чувство справедливости». Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Два последних касаются взаимоотношений «благородного чиновника» с народом. Третье дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей Учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, а народ потеряет сыновья чувства к такому правителю(чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.
Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание четырех перечисленных дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.
Также для получение права называться цзынь-цзы надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).
У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция «исправление (упорядочение) имен» и «правитель должен быть правителем». По сути, вторая есть прямое следствие первой.
«Исправление имен» - одно из важнейших положений Конфуция о принципах управления государством. Государь должен быть мудрейшим из совершенно мудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.
В общем конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжение многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.
Кончина великого мудреца.
В последние годы жизни Конфуций написал летопись "Чунь-цю" и отредактировал Шесть Канонов, вошедших в классику китайской культуры и сильным образом повлияли на национальный характер китайцев. Также провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого — Ши цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и другие книги. Ученики же Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь юй» («Беседы и суждения»), которая впоследствии стала особо почитаемой книгой конфуцианства.
В 482 г. до н.э. скончался его сын, а в 481 г. до н.э.- самый любимый ученик Цзы Лу. Эти беды ускорили смерть Учителя и у себя в доме, в постели, не вставая, 7 дней, он скончался в 479 г. до н.э. на 73 году жизни. Свою смерть он предсказал ученикам заранее.
После его ухода один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом». Знаменательно, что, много и долго рассуждая о морали, нравственности и вопросах преданности в устройстве общества, Конфуций никогда не любил много говорить о себе самом и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках
Учителя похоронили у реки Сышуй. В его могилу положили и вещи Учителя. Это место стало местом паломничества и самым священным местом в Китае более чем на 2000 лет...
Заключение.
Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.
Высказывания Конфуция учат