Жизнь, научное и философское творчество Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:02, доклад

Описание работы

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в немецком прусском городе Кенигсберге (сейчас город Калининград Русского Федеративного Государства) хилым от рождения мальчиком. После окончания гимназии 17-летний Иммануил поступил в Кенигсбергский университет, где кроме предусмотренных программой дисциплин изучал под руководством профессора Мартина Кнутцена лейбнице-вольфианскую философию и творчество Исаака Ньютона

Файлы: 1 файл

гносеология канта.docx

— 21.91 Кб (Скачать файл)

Жизнь,  научное  и философское творчество

Иммануила  КАНТА (1724-1804)

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в немецком прусском городе Кенигсберге (сейчас город Калининград Русского Федеративного Государства) хилым от рождения мальчиком. После окончания гимназии 17-летний Иммануил поступил в Кенигсбергский университет, где кроме предусмотренных программой дисциплин изучал под руководством профессора Мартина Кнутцена лейбнице-вольфианскую философию и творчество  Исаака Ньютона. После окончания университета (1745) Кант  9 лет работает воспитателем недорослей в различный семьях состоятельных людей княжеств Германии. В 1746 году умирает отец Канта. В 1755 году Иммануил возвращается в Кенигсберг и в родном городе проводит весь остаток своей долгой жизни. Его принимают на работу в Кенигсберский университете, в котором он проходит все ступени своего продвижения по службе от ассистента (15 лет)  до профессора и ректора Университета. Здесь он читал курсы лекций по метафизике (так назывался тогда курс философии), логике, математике, механике, физике, географии, антропологии и общей истории природы.

Творческую деятельность Иммануила Канта исследователи разделяют на две части. Первая из них -  это период Ранний, Научный, Дофилософский или Докритический. Это время посвящено Кантом исключительно научным трудам, которых ученый написал немало. Конечно, Кант вошел в историю человечества, прежде всего благодаря своим философским работам, как Философ. Но если бы он не написал ни одного философского произведения, имя его осталось бы вписанным в историю развития научных знаний. Кантом написаны сочинения по всем темам читаемых и перечисленных нами выше курсов лекций. В 1747 году двадцатитрехлетний ученый опубликовал свой первый научный труд: "Мысли об истинной оценке живых сил" (Gedanken von der wahren Schatzung der lebendigen Krafte). В 1775 году была опубликована докторская диссертация "Об огне" (De Igne) и работа на латинском языке "Новое объяснение первых основ метафизического знания" (Principiorum Primorum Cognitionis Metaphysicae Nova Dilucidatio). В это же время он написал ряд работ по физике, астрономии и математике, в которых изложил свое новое учение о происхождение Солнечной системы. В них он попробовал осуществить мысль Декарта, в свое время сказавшего: "Дайте мне материю, и я вам покажу, как произошла Вселенная". Впоследствии французским математиком Пьером Симоном Лапласом (1749 - 1827) мысли Канта были подтверждены математическим расчетами и вошли в историю под названием Канто-лаплассовской теории происхождения Солнечной системы. Кант раскрыл сущность приливов/отливов и доказал тормозное действие Луны  на вращение Земли вокруг своей оси и так   далее.

Второй период в жизни  Иммануила Канта названо периодом философской деятельности или Критическим период. Он открывается публикацией классических  философских произведений, название основных из которых начиналось со слова "Критика". В 1781 году - на 57-м году своей жизни! - он публикует свою первую знаменитую работу: "Критика чистого разума" (Kritik der reinen Vernunft). Потом, в 1785 году, была опубликована его работа "Основоположения к метафизике нравов" (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten), в 1790 -  его знаменитые "Критика практического разума (Kritik der praktischen Vernunft) и "Критика способности суждений"(Kritik der Urtheilskraft); в 1793 году - "Религия в пределах только разума" Кант написал ряд других философских работ.

Умер Кант  в восьмидесятилетнем возрасте 12 февраля 1804 года. 

 

2. Место гносеологии в системе  философии Канта.

Кант определял философию, как  науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейшие  вопросы:

1.     1.     Что я могу знать?

2.     2.      Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать? 

3.     3.      На что я могу надеяться?

Кант  начал писать свои философские произведения после 55-летнего возраста. До этого  времени он глубоко изучил взгляды  своих философских предшественников. Особое влияние на него оказало творчество Декарта, Юма и учение Лейбнице-Вольфианской школы, безраздельно господствовавшей в то время во всех университетах Западной Европы. В результате он пришёл к необходимости дать свой ответ на актуальные в то время проблемы философских знаний. Такой проблемой, по мнению Канта, была, прежде всего, теория познания. Свои собственные взгляды он решил изложить в виде критического рассмотрения взглядов на познание своих предшественников. Отсюда название его основных философских произведений начинаются со слова «Критика» а) чистого разума, б) практического разума и в) способностей суждения.

Прежде  чем начать что-либо познавать, писал  Кант,  надо исследовать сам инструмент познания и его возможности: исследовать  особенности и возможности человеческого  сознания во всех его аспектах. Современники говорили, что Кант «предлагает наброситься  на Истину с кольями и дрекольями». Потом Гегель, критикуя исходные позиции  Канта, с ехидцей замечал, что «исследование познание возможно только в процессе познания и рассмотреть так называемый инструмент познания значит не что иное, как познавать его. Но желать познавать до того, как познаем, так же несуразно, как мудрое намерение того схоласта, который хотел научиться плавать прежде, чем броситься в воду».

Канта в отличие от своих предшественников поставил себе задачу создать научную, теоретически и практически доказуемую, теорию познания.  «Метод познания должен быть научным в противоположность "естественному" методу, которым здоровый человеческий рассудок владеет сам по себе. Научный метод не преследует ни догматических (Вольф), ни скептических (Юм) целей…  Этот путь есть максима, согласно которой ничего не следует принимать за истину, кроме как только после полной проверки принципов». (Размышления о метафизике - Reflexionen zur Metaphysik, XV111, 293).

  Кант считает, что есть два пути к созданию научной теории познания. Первый заключается в том, чтобы сопоставлять предметы природы с нашими идеями и представлениями, принимая за эталон предметы природы;  а второй – в том, чтобы при таком сопоставлении эталоном считать наши идеи и представления. «Доныне полагали, - пишет он, -  что всё наше познание должно соответствовать предметам ... Быть может, стоит поэтому попытаться, не выполним ли мы задачу метафизики лучше, если предположим, что предметы должны соответствовать нашему познанию».

Итак, исходный принцип философии  Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания, сознание человека и его возможности.

Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, воспринимает только  "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" (“вещь в себе", "Ding an sich", -  то, чем вещь, явление являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий)

Познание, по Канту,  проходит три ступени. Первой, начальной, среди  них ступенью познания является чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант полностью разделяет взгляды Давида Юма), а с другой стороны - присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания.

Априорными, не взятыми  из опыта, формами чувственного созерцания, по Канту, является Пространство и Время.

Восприятия пространства и времени, по Канту, не приобретается  человеком из своего опыта, а даны ему до всякого опыта. Сознание только пользуется уже наличными априорными формами созерцания для того, чтобы  по этим, априорным, признакам упорядочивать  наше восприятия  чувствами окружающей действительности и группировать их одно после одного, благодаря априорности  времени, или одно рядом с другим, благодаря априорности пространства. Именно благодаря априорно присущим нам форм чувственного созерцания у  нас есть возможность само чувственное  созерцание, - возможен чувственное  познание. Таким образом, в своем  проявлении Пространство и Время  являются продуктом активности сознания.

Следующей, второй, ступенью нашего познания является познание рациональное. Они выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. На уровне предыдущего, чувственного созерцания, человек имеет дело с чувствами, благодаря которым в сознании человека образуются представления, другими словами, - конкретно-чувственные образы предметов и явлений. А рациональное познание совершается не при помощи чувств, а уже с помощью рассудка, который начинает оперировать конкретно-чувственными образами вне зависимости от наличествующего в данный момент чувственного восприятия предметов и явлений. Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия. Понятия, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений.

Каким же образом рассудок из накопленных  чувственным созерцанием  представлений  "добывает" знание сущности предметов и явлений? Кант считает, что это совершается  благодаря врожденным особенностям рассудка. Эти врождённые особенности  он назвал априорными для рассудка. Последние, по мысли философа, не приобретаются человеком из опыта или путем обучения, а заложены в рассудке априорно. Эти априорно врожденные человеческому рассудку элементы Кант назвал категориями чистого рассудка, другими словами -  всеобщими и необходимыми категориями научного мышления. Таких категорий, по мнению Канта, 12, которые объединяются между собой в  четыре группы: категории Количества (единичного, всеобщего и особенного), категории Качества (наличия, отсутствия и ограничения), категории Отношения (субстанции/акциденции, причины/следствия, взаимодействия) и категорий Модальности (возможность/невозможность, существования/несуществования, необходимость или случайность).

Если говорить на уровне чувственного созерцания, то категории  чистого рассудка, по Канту, "обнаруживают" в наших чувственных представлениях те или иные признаки, определенным образом "сортируют " эти признаки и уже   по априорным критериям "связывают" между собой наши представления и понятия. В результате это становится возможным наше логическое (рассудочное) мышление. Если бы этих априорных категорий чистого рассудка у нас не было, то не было бы и логического, рассудочного, мышления, не было бы и никакого познания.

Кантовские категории  чистого разума сыграли большую  роль в развитии не только философской  мысли, но и в развитии интеллектуальной культуры вообще. Прежде всего, следует  подчеркнуть, что учением об априорности  чистого разума Кант положил плодотворное начало развитию категорий всей немецкой классической философии, вершина категориального  аппарата которой достигнута в философии  Гегеля. Сам Кант уже определил  основную группу категорий философского мышления, указал на диалектическое противоречие/взаимозависимость  этих категорий внутри каждой из их четырех групп. В работах Канта уже просматривается гегелевский подход к рассмотрению диалектики развития природы, мышления и общества: тезис (единичное, наличие, возможность...) - антитеза (множественное, отсутствие, невозможность...) - синтез (всеобщность, взаимодействие...). Это - во-первых. А во-вторых,  категории чистого рассудка положены в основу кантианской логики, сторонники которой плодотворно разрабатывают ее, кантианскую логику, и в наши дни. 

6. Познание чистого  разума в гносеологии Канта.

Третьим, наивысшим уровнем  познания, по Канту, является познание чистого разума. На этом уровне человек пытается познать то, что никаким образом не доступно познанию ни путем чувственного созерцания, ни средствами чистого рассудка (путем рассуждения, логического мышления). Это истины самого высокого, абсолютного порядка. К ним Кант относит три группы идей: 1. Психологические идеи чистого разума (о душе человека, ее смертности и бессмертию), 2. Космологические идеи чистого разума (идеи о Космосе, его бесконечности, начале и конце) и 3. Теологические идеи чистого разума (идеи о Боге, его существовании и сущности). Совокупность всех этих идей Кант называет антиномиями чистого разума. Философ доказывает, что с одинаковыми основаниями наш рассудок может доказывать, что у человека есть душа, и что этой души у человека нет; что душа человека смертна и что она бессмертна; что материя делима до бесконечности и что деления материи до бесконечности нет; что Космос имеет начало и конец, ограничен в пространстве и что Космос бесконечен в пространстве и времени; что в материальном мире господствует необходимость, и что в мире господствует случайность; что Бог существует, и что Бог не существует. Кант считал,  что в области проблем чистого разума не может быть  доказательных и для всех убедительных решений.


Информация о работе Жизнь, научное и философское творчество Иммануила Канта