Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:43, реферат
Научное значение трудов великого русского ученого физиологаИ.П. Павлова (1849 — 1934 гг.) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод "хронического" опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904).
Допавловские, павловские методы исследования ВНД. Современные методы изучения функций ВНД
Динамика нервных процессов в коре больших полушарий
Динамический стереотип и его значение в образовании различных двигательных навыков.
Типы ВНД по И.П. Павлову. Влияние занятий спортом на формирование типов ВНД
I и II сигнальные системы, значение их в спортивной практике
Фазовые состояния и нарушения взаимодействия между возбуждением и торможением
Развитие рефлекторной теории И.П. Павлова в концепции функциональной системе П.К.Анохина
Список литературы
Из их
же различных комбинаций складывается
четыре типа высшей нервной деятельности.
Первый – сильный, неуравновешенный,
соответствует холерическому
Отдельно стоит отметить, что эти типы нервной деятельности Павлов считал общими у человека и животных. Но вместе с тем, им же была предложена классификация специфически человеческих типов нервной деятельности, основанная на соотношении двух сигнальных систем и невозможная у животных.
В эту классификацию вошли три типа ВНД - Художественный с преобладанием первой сигнальной системы, Мыслительный с преобладанием второй, и промежуточный – Средний.
В тренировочном процессе нужно учитывать тип темперамента спортсмена, чтобы делать акцент на его сильные стороны и преодоления слабых. Спортивные психологи выявили различия между типами ВНД в спортивной деятельности охарактеризовав каждый из них.
После того
как тренер-наставник
Типы ВНД, о которых говорилось выше, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.
Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.
Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.
Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.
Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.
Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работы мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы.
Речь может участвовать в регуляции деятельности различныx органов с помощью слова. Словесные раздражители являются физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние.
Вторая
сигнальная система допускает
Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты).
Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей.
Здоровая нервная система в бодром состоянии характеризуется нормальным взаимодействием (балансом) между процессами возбуждения и торможения, благодаря чему обеспечивается правильное соотношение величины ответных реакций со значением и физиологической силой раздражителей.
Можно сказать, что лучшим пожеланием и тостом, может быть то самое ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ.
Когда организм оказывается в трудных условиях (например, при переутомлении, заболевании, решении ответственных или особенно трудных задач), баланс между возбуждением и торможением нарушается и в нервной системе возникают фазовые состояния. Признаками развития этих состояний являются неустойчивость структуры и нарушение закона силы в условно- рефлекторных реакциях.
Закон силы заключается в том, что реакции организма на раздражители средней величины оказываются больше, чем на слабые раздражители, а реакции на сильные больше, чем на средние. Например, на слабый световой раздражитель реакция является наименьшей, на средний – несколько большей, и на сильный – самой большой.
Эта разница
реакции при разной физической интенсивности
раздражителей, часто наблюдаемая
в опытах на животных, не всегда имеет
место в человеческой практике. У
людей интенсивность реакции
в основном связана со смысловым
значением раздражителей, в особенности
при словесных сигналах. Тихо сказанное
слово, например несущее информацию
об опасности, имеет значительно
большее значение, чем громко сказанная
индифферентная фраза. Поэтому во взаимоотношениях
людей физическая сила раздражителя
только в некоторых случаях
Нарушение закона силы в условно- рефлекторных реакциях протекает по типу парабиоза Н. Е. Введенского и проявляется в возникновении фазовых состояний:
Первая фаза — уравнительная: характеризуется тем, что сильные, средние и слабые раздражители вызывают реакции одинаковой величины.
Вторая фаза — парадоксальная: слабые условные сигналы по величине реакции превосходят сильные.
Третья фаза — ультрапарадоксальная: при отсутствии условных реакций на положительные сигналы развивается положительный эффект на тормозные раздражители.
Четвертая фаза — тормозная: характеризуется полным торможением условно- рефлекторных реакций.
Сравнительно недавно описана наркотическая фаза, характеризующаяся равномерным уменьшением величины условно- рефлекторных ответов на слабые и сильные раздражители до полного их выпадения.
Четкая последовательность в развитии фазовых состояний иногда может нарушаться вследствие выпадения той или другой фазы. При переходе от парабиотического состояния к нормальной фазе, следуют в обратном порядке.
Пограничные фазовые состояния:
Пограничные фазовые состояния особенно хорошо выражены при медленном погружении в гипнотический сон. Последний, представляет собой частичное торможение коры, захватывающее относительно большие участки, особенно сенсомоторную область. При этом ряд центров может находиться в состоянии парадоксальной фазы, когда словесный раздражитель действует сильнее, чем сам предмет. В связи с этим предметы воспринимаются в соответствии со словесным раздражением.
Во время гипноза и сна «дежурные» пункты коры, настроенные на восприятие определенных сигналов внешней среды, свободны отфазовых явлениях и обладают высокой степенью возбудимости. При гипнозе эти корковые, центры, связанные с реагированием на голос гипнотизера, обеспечивают речевую связь (так называемый «рапорт»). Во сне эти центры воспринимают раздражители, имеющие для организма специальное значение (например, для матери — плач ребенка).
Нарушение нормального баланса нервных процессов при неврозах, перетренированности и др. может вызвать срыв высшей нервной деятельности и фазовых состояний. При преобладании процессов возбуждения нарушаются все условно- рефлекторные реакции, связанные с торможением: дифференцировки, запаздывание и др. При преобладании процессов торможения исчезают многие из ранее выработанных условных рефлексов. Особенно легко срыв высшей нервной деятельности, происходит у лиц с сильным неуравновешенным и у лиц со слабым типом нервной системы.
Рекомендации:
Для восстановления
нормального состояния нервных
процессов применяется ряд
Так что здоровый сон, своевременный прием пищи, еженедельный отдых и ежегодный отпуск, - просто необходимы человеку современному, отягощенному всяческими проблемами, с неуемным темпом нашей жизни! И это вовсе не прихоть, а возможность нашего существования и повышения качества и продолжительности жизни. Учитесь отдыхать сами и берегите отдых других людей - вот девиз для современного руководителя. Тогда меньше будет на улицах, дома и на работе ссор, раздражительности, травм и аварий!