Значение работ И.П. Павлова в изучении ВНД. Развитие Рефлекторной теории И.П. Павлова в теории функциональных систем П.К. Анохина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Научное значение трудов великого русского ученого физиологаИ.П. Павлова (1849 — 1934 гг.) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод "хронического" опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904).

Содержание работы

Допавловские, павловские методы исследования ВНД. Современные методы изучения функций ВНД
Динамика нервных процессов в коре больших полушарий
Динамический стереотип и его значение в образовании различных двигательных навыков.
Типы ВНД по И.П. Павлову. Влияние занятий спортом на формирование типов ВНД
I и II сигнальные системы, значение их в спортивной практике
Фазовые состояния и нарушения взаимодействия между возбуждением и торможением
Развитие рефлекторной теории И.П. Павлова в концепции функциональной системе П.К.Анохина
Список литературы

Файлы: 1 файл

srs_3.docx

— 109.70 Кб (Скачать файл)

Из их же различных комбинаций складывается четыре типа высшей нервной деятельности. Первый – сильный, неуравновешенный, соответствует холерическому темпераменту. Второй – сильный, уравновешенный, но при этом инертный и медлительный, в свою очередь соответствует  флегматическому типу темперамента. Третий, противоположен второму, такой  же сильный и уравновешенный, но подвижный, что присуще сангвиникам. Четвертый и последний тип  высшей нервной деятельности, выделенный Павловым – слабый, его обладателями являются люди с меланхолическим  складом темперамента.

Отдельно  стоит отметить, что эти типы нервной  деятельности Павлов считал общими у  человека и животных. Но вместе с  тем, им же была предложена классификация  специфически человеческих типов нервной  деятельности, основанная на соотношении  двух сигнальных систем и невозможная  у животных.

В эту  классификацию вошли три типа ВНД - Художественный с преобладанием  первой сигнальной системы, Мыслительный с преобладанием второй, и промежуточный  – Средний.

В тренировочном процессе нужно учитывать тип темперамента спортсмена, чтобы делать акцент на его сильные стороны и преодоления слабых. Спортивные психологи выявили различия между типами ВНД в спортивной деятельности охарактеризовав каждый из них.

  1. Сангвиник - отдает предпочтение упражнениям связанным с большой подвижностью, активностью и требуют смелости. Они легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной тренировочной деятельности. При изучении новых упражнений быстро схватывают основу изучаемого движения, могут легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками. Не любят кропотливой, длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверенны в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны, и, как правило, на соревнованиях выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии "боевой готовности".
  2. Холерик - спортсмены с данным типом нервной системы предпочитают высокоэмоциональные виды упражнений, интенсивные и темповые движения. Они охотно и с увлечением начинают заниматься избранным видом деятельности, но энтузиазм их быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют двигательную тренировочную работу на силу и выносливость. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеют склонность к " предстартовой лихорадке ", что довольно часто не позволяет им реализовать свои возможности в соревнованиях.
  3. Флегматик - в спорте этот тип нервной системы проявляется, прежде всего, в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо качества. Не отличаются высокой общительностью. Соревновательные результаты стабильны, перед стартом состояние " боевой готовности "
  4. Меланхолик - данный тип нервной системы отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но при этом недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их нестабильны, т.к. присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния "стартовой апатии".

После того как тренер-наставник определит  тип ВНД он может более успешно  заняться подготовкой юного спортсмена, что отразится на результатах  спортсмена с положительной стороны.

5. Первая и вторая сигнальные системы, значение их в спортивной практике.

 

Типы  ВНД, о которых говорилось выше, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.

Восприятие  непосредственных сигналов предметов  и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.

Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается  вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

Способность понимать, а потом и произносить  слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.

Раздражители  второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью  обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.

Язык - это  средство выражения мысли и форма  существования мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работы мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы.

Речь  может участвовать в регуляции  деятельности различныx органов с помощью слова. Словесные раздражители являются физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние.

Вторая  сигнальная система допускает неоднозначные  отношения между явлением, предметом и его обозначением (словом), что позволило человеку действовать разумно в условиях вероятностного событийного окружения (информационной неопределенности). Это во многом способствовало развитию способностей к интуитивному мышлению. Возникла принципиально новая форма мыслительной деятельности - построение умозаключений на основе использования многозначной (вероятностной) логики. Постоянное использование языка привело к тому, что человеческий мозг, как правило, оперирует неточными понятиями, качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами.

Учитывая  соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты).

Если  же более сильной оказывается  вторая сигнальная система, то таких  людей относят к мыслительному  типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей.

 

 

 

6. Фазовые состояния  и нарушения взаимодействия между  возбуждением и торможением:

 

Здоровая  нервная система в бодром состоянии  характеризуется нормальным взаимодействием (балансом) между процессами возбуждения  и торможения, благодаря чему обеспечивается правильное соотношение величины ответных реакций со значением и физиологической  силой раздражителей.

Можно сказать, что лучшим пожеланием и тостом, может быть то самое ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ.

Когда организм оказывается в трудных  условиях (например, при переутомлении, заболевании, решении ответственных  или особенно трудных задач), баланс между возбуждением и торможением  нарушается и в нервной системе возникают фазовые состояния. Признаками развития этих состояний являются неустойчивость структуры и нарушение закона силы в условно- рефлекторных реакциях.

Закон силы заключается в том, что реакции организма на раздражители средней величины оказываются больше, чем на слабые раздражители, а реакции на сильные больше, чем на средние. Например, на слабый световой раздражитель реакция является наименьшей, на средний – несколько большей, и на сильный – самой большой.

Эта разница  реакции при разной физической интенсивности  раздражителей, часто наблюдаемая  в опытах на животных, не всегда имеет  место в человеческой практике. У  людей интенсивность реакции  в основном связана со смысловым  значением раздражителей, в особенности  при словесных сигналах. Тихо сказанное  слово, например несущее информацию об опасности, имеет значительно  большее значение, чем громко сказанная  индифферентная фраза. Поэтому во взаимоотношениях людей физическая сила раздражителя только в некоторых случаях соответствует  интенсивности ответной реакции. Значительно чаще эти ответные реакции, т. е. проявление закона силы, обусловлены смысловой значимостью раздражителей.

Нарушение закона силы в условно- рефлекторных реакциях протекает по типу парабиоза Н. Е. Введенского и проявляется в возникновении фазовых состояний:

Первая  фаза — уравнительная: характеризуется тем, что сильные, средние и слабые раздражители вызывают реакции одинаковой величины.

Вторая  фаза — парадоксальная: слабые условные сигналы по величине реакции превосходят сильные.

Третья  фаза — ультрапарадоксальная: при отсутствии условных реакций на положительные сигналы развивается положительный эффект на тормозные раздражители.

Четвертая фаза — тормозная: характеризуется полным торможением условно- рефлекторных реакций.

Сравнительно  недавно описана наркотическая фаза, характеризующаяся равномерным уменьшением величины условно- рефлекторных ответов на слабые и сильные раздражители до полного их выпадения.

Четкая  последовательность в развитии фазовых  состояний иногда может нарушаться вследствие выпадения той или  другой фазы. При переходе от парабиотического состояния к нормальной фазе, следуют в обратном порядке.

Пограничные фазовые состояния:

 

Пограничные фазовые  состояния особенно хорошо выражены при медленном погружении в гипнотический сон. Последний, представляет собой частичное торможение коры, захватывающее относительно большие участки, особенно сенсомоторную область. При этом ряд центров может находиться в состоянии парадоксальной фазы, когда словесный раздражитель действует сильнее, чем сам предмет. В связи с этим предметы воспринимаются в соответствии со словесным раздражением.

Во время  гипноза и сна «дежурные» пункты коры, настроенные на восприятие определенных сигналов внешней среды, свободны отфазовых явлениях и обладают высокой степенью возбудимости. При гипнозе эти корковые, центры, связанные с реагированием на голос гипнотизера, обеспечивают речевую связь (так называемый «рапорт»). Во сне эти центры воспринимают раздражители, имеющие для организма специальное значение (например, для матери — плач ребенка).

Нарушение нормального  баланса нервных процессов при неврозах, перетренированности и др. может вызвать срыв высшей нервной деятельности и фазовых состояний. При преобладании процессов возбуждения нарушаются все условно- рефлекторные реакции, связанные с торможением: дифференцировки, запаздывание и др. При преобладании процессов торможения исчезают многие из ранее выработанных условных рефлексов. Особенно легко срыв высшей нервной деятельности, происходит у лиц с сильным неуравновешенным и у лиц со слабым типом нервной системы.

Рекомендации:

Для восстановления нормального состояния нервных  процессов применяется ряд средств, важнейшими из которых являются отдых, облегчение условий работы, перемена обстановки, обеспечение нормального  сна и питания, фармакологические  средства.

Так что  здоровый сон, своевременный прием  пищи, еженедельный отдых и ежегодный  отпуск, - просто необходимы человеку современному, отягощенному всяческими проблемами, с неуемным темпом нашей жизни! И это вовсе не прихоть, а возможность нашего существования и повышения качества и продолжительности жизни. Учитесь отдыхать сами и берегите отдых других людей - вот девиз для современного руководителя. Тогда меньше будет на улицах, дома и на работе ссор, раздражительности, травм и аварий!

Информация о работе Значение работ И.П. Павлова в изучении ВНД. Развитие Рефлекторной теории И.П. Павлова в теории функциональных систем П.К. Анохина