Значение работ И.П. Павлова в изучении ВНД. Развитие Рефлекторной теории И.П. Павлова в теории функциональных систем П.К. Анохина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Научное значение трудов великого русского ученого физиологаИ.П. Павлова (1849 — 1934 гг.) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод "хронического" опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904).

Содержание работы

Допавловские, павловские методы исследования ВНД. Современные методы изучения функций ВНД
Динамика нервных процессов в коре больших полушарий
Динамический стереотип и его значение в образовании различных двигательных навыков.
Типы ВНД по И.П. Павлову. Влияние занятий спортом на формирование типов ВНД
I и II сигнальные системы, значение их в спортивной практике
Фазовые состояния и нарушения взаимодействия между возбуждением и торможением
Развитие рефлекторной теории И.П. Павлова в концепции функциональной системе П.К.Анохина
Список литературы

Файлы: 1 файл

srs_3.docx

— 109.70 Кб (Скачать файл)

7.Развитие рефлекторной  теории И.П. Павлова в концепции  функциональной системе П.К. Анохина:

 

   ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – это наука, занимающаяся изучением зависимости психики человека и животных от физиологических процессов.

В современной психофизиологии  доминирующей концепцией является теория условных рефлексов, предложенная И.П. Павловым.  Однако уже начиная с 30-х годов нашего столетия, предпринимаются попытки создания альтернативной психофизиологической концепции. Одной из наиболее удачных альтернатив павловскому учению следует признать теорию, разработанную учеником И.П. Павлова – П.К. Анохиным. Впервые предложенная в середине 30-х годов, эта концепция до сих пор занимает существенное место в науке.

Целесообразно выделить основные методологические позиции, реализуемые  в концепциях И.П. Павлова и П.К. Анохинаи сравнить их между собой.

 

 

  И.П. Павлов  пытается понять сущность души, используя методы современной  ему физиологии, т.е. построить  объективную науку о человеческом  духе. Согласно его теории, физиологическое  изучение больших полушарий головного  мозга у животных должно лечь  в основание точного научного  анализа субъективного мира человека.

Он полагает, что наука о сознании должна быть построена по тем же принципам, что и точные науки – физика, химия, физиология и т.д.

Под объективностью и точностью  понимаются строгая воспроизводимость результатов в эксперименте и их независимость от позиций экспериментатора. Для устранения неточностей экспериментатор стремится предельно упростить себе исследовательскую задачу и этим добиться высокой воспроизводимости результатов. При применении подобных методов исследование сводилось к изучению поведения животного или человека в предельно “обедненной” стимулами среде, и знание, полученное в ходе такого исследования, было знанием о “простых” объектах. 

 Все закономерности психической  деятельности можно понять с  помощью наблюдений за поведением  организма. И.П. Павлов пишет, что изучение любого явления должно идти от простого к сложному, т.е. исследователь должен вначале разделить сложное явление на его составляющие, выделить среди них наиболее простые и наиболее доступные для изучения и описать законы, по которым они существуют. Затем, опираясь на знание законов простых явлений, исследователь должен описать явление сложное, возникающее как суммирование его простых частей.

 

В концепции И.П. Павлова, возможность  создания науки о сознании, построенной  по тем же принципам, что и естественные науки, обосновывается положением, согласно которому психическая жизнь подчинена  тем же законам, что и явления  материального мира.

И.П. Павлов полагал, что неорганика, жизнь и психика подчиняются  единым законам, которые “относятся ко всякому простому камню, как и  к сложнейшему химическому веществу... так и к организму”.

 

 

  

        По мнению П.К. Анохина, “физиолог  высшей нервной деятельности  должен иметь свою собственную  специфическую тактику в использовании  современного нейрофизиологического  материала”, т.е. П.К. Анохин не  придерживается тезиса о единстве  методов, применяемых в различных  науках.  

 П.К.  Анохин полагал, что невозможно  описать психику человека или  животного в отрыве от описания  всего остального организма и  окружающей его среды. 
    Под объективностью исследования П.К. Анохин понимал изучение организма во всей полноте его внешних и внутренних связей. Поскольку совокупность таких связей неповторима, экспериментатор в принципе не может добиться точного воспроизводства отдельных результатов эксперимента.

П.К. Анохин также считал, что в науке наиболее плодотворным является так называемое “симультанное” мышление, т.е. такое  мышление, при котором исследователь "должен вести в уме одновременно несколько логических цепочек, помнить  большое количество разных фактов. Часто только при сопоставлении  нескольких процессов может родиться истина". Таким образом, он подчеркивал  важность не последовательного, а одновременного, многофакторного мышления.

По мнению П.К. Анохина, живая материя  подчиняется законам, качественно  отличным от законов неорганического  мира, а психические законы имеют  качественное отличие от физиологических. Тезис о качественном отличии живого от неживого обосновывается представлением о прогрессивной эволюции. Для прогрессивного развития жизни необходимо, чтобы в организме всегда присутствовала внутренняя направленность на выживание – “цель жизни”. Именно наличие такой цели отличает живое от неживого.

С одной стороны, при исследованиях  реакций, управляемых лишь спинным  мозгом (эксперименты Э. Пфлюгера), были обнаружены признаки актов психически регулируемого поведения. Эта связь психики со спинным мозгом получила прямое выражение даже в самом названии работы Э. Пфлюгера "Сенсорные функции спинного мозга позвоночных" (см. Ярошевский, 1986).

С другой стороны, факты гомеостатических регуляций в исследованиях К. Бернара, И. М. Сеченова (посвященных  анализу газов крови) и открытие центрального торможения в работах  Э. Вебера и И. М. Сеченова показали, что головной мозг принимает участие в управлении собственно соматическими, "чисто" телесными реакциями. Из обоих рядов фактов следуют два вывода, чрезвычайно существенных с точки зрения, поиска общих законов работы нервной системы:

    • Спинной мозг является органом не только соматических, но и психических функций.
    • Головной мозг является субстратом не только психических, но и соматических актов.

Факты участия центров головного  мозга в гомеостатических реакциях и наличия психических компонентов  в целесообразных реакциях организма, с одним спинным мозгом подорвали  основу традиционного противопоставления механизмов психических и соматических функций, принципиальный (хотя и несколько  огрубленный) смысл которого сводился к тому, что механизм соматических актов является периферическим, а  механизм психических процессов  – чисто центральным.

Таким образом, создаются все более  определенные основания для еще  одной пары взаимно соотнесенных заключений:

    • Субстратом соматических процессов, чисто телесных актов являются не только периферические собственно рабочие органы, но и соответствующий аппарат нервного центра в спинном или головном мозгу. Этот вывод прямо следовал из фактов гомеостатических регуляций.
    • Субстрат психических процессов имеет, по-видимому, не только центральное внутримозговое нервное звено, но и периферический компонент, который по необходимости связан здесь с каким-либо соматическим, телесным состоянием.

Это положение не вытекает прямо  из психического опосредствования спинномозговых реакций (факты Пфлюгера), но настойчиво диктуется аналогичностью схемы психических и соматических функций. Эти четыре вместе взятых положения расшатывали традиционное противопоставление двух уровней механизма нервной системы и вели к заключению о единстве принципов их организации. Но раскрытие этих единых для всей нервной системы общих принципов, естественно, могло совершиться лишь путем обобщения, которое, прежде всего, отправляется от уже известных закономерностей, трактовавшихся ранее как более частные.

Такой частной закономерностью, связывавшейся  ранее лишь с работой спинного мозга, оказался принцип рефлекса. Накапливалось  все больше данных, говоривших о  необходимости возвести этот принцип  в более общий ранг. Основания  для такого обобщения не ограничивались только рассмотренным выше сближением функциональноморфологической структуры актов деятельности субстрата психики – головного мозга с известной схемой рефлекторной работы нижележащих мозговых узлов. Кроме этих внешних взаимных соотнесений, существенным логическим мотивом обобщения было внутреннее преобразование самого понятия рефлекса.

Все более отчетливой становилась  недостаточность жесткой, анатомической  рефлекторной схемы. Соматические, гомеостатические функции обнаруживали свою природу  биологически целесообразных актов, или  управляемых реакций, а соответствующие  им нервные центры, исходя именно из этого, выступили по отношению к  приспособительно-вариативным реакциям как управляющие звенья. Это изнутри сближало пластичную схему психически регулируемых актов со структурой соматических рефлекторных реакции. Все эти основания для обобщения рефлекторного принципа были получены в ходе общефизиологического поиска. Навстречу этой логике преобразования основных понятий шел острый запрос со стороны собственно психологической теории – требовалось объяснить механизмы предметной структуры психических процессов, а это, как многократно упоминалось, невозможно было сделать, исходя лишь из динамики нервных процессов внутри мозговых центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. И.Н Солопов, Н.Н. Сентябрев, Е.П. Горбанева. Физиология человека, ВГАФК, 2012

2. http://www.braintools.ru/

3. http://logic-cor.narod.ru/

 

4. И.П. Чукичев. Физиология человека, медгиз, 1961

 

 


Информация о работе Значение работ И.П. Павлова в изучении ВНД. Развитие Рефлекторной теории И.П. Павлова в теории функциональных систем П.К. Анохина