Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:15, аттестационная работа
За последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. Отслужившие автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты.
При формировании системы авторециклинга должны быть четко обозначены права, обязанности и ответственность всех участников такой инфраструктуры. Например, на Западе предприятия по сбору и обработке отслуживших автомобилей должны иметь специальную лицензию и обеспечивать выполнение определенных технических требований, в том числе должны иметь:
Наконец, еще одним выводом можно сделать следующее заключение: система авторециклинга должна быть государственной, а мероприятия по ее финансированию должны осуществляться централизованно под контролем одной государственной управляющей компании (аналога Фонда авторециклинга), так как просто требования для автопроизводителей и импортеров – развивать в стране собственные структуры по утилизации произведенных ими автомобилей – не являются эффективными. Чтобы система по утилизации отслуживших автомобилей заработала, необходимо, чтобы владельцы старых автомобилей захотели их отдать, чтобы в наличии и в достаточном количестве были центры приемки, осушения и демонтажа автомобилей, а также дальнейшие операторы по утилизации, включенные в инфраструктуру авторециклинга, в том числе и несколько дополнительно построенных шре- дерных заводов. И, конечно, немаловажным фактором для успеха является систематизированность и согласованность предпринимаемых усилий – чтобы разрозненные инициативы, мероприятия, законы и решения стали бы звеньями одной цепи и позволили бы сформировать целостную, непротиворечивую и организационно продуманную систему авторециклинга старых автомобилей в РФ.
Требуется разработать и принять Федеральный закон РФ «Об утилизации автотранспортных средств и их составных частей», четко регламентирующий деятельность всех участников системы авторециклинга (производителей, продавцов и владельцев автомобилей, предприятий по сбору, демонтажу, утилизации), процедуру снятия отслужившего автомобиля с регистрации, механизмы сбора взносов на утилизацию, формирования государственного Фонда авторециклинга, системы оплаты работ в инфраструктуре авторециклинга, а также правовые основы государственной политики в области сбора и утилизации отходов автотранспортного комплекса. Такой федеральный закон должен быть принят в максимально короткие сроки, так как наиболее оптимальный финансовый механизм обеспечения системы авторециклинга должен основываться на взносах, оплачиваемых при первой продаже/регистрации автомобиля на территории РФ, и обратной силы иметь уже не будет. Приложениями к данному закону или отдельными нормативно-правовыми актами необходимо установить и узаконить следующие положения и документы:
Представляется, что именно такой федеральный закон должен стать «во главе угла» системы авторециклинга в РФ и сформировать нормативное и законодательное «пространство», которое сможет охватить все сферы деятельности и ответственности всех участников инфраструктуры авторециклинга. В то время как специальные технические регламенты и другие регулирующие документы могут быть приняты в его развитие (например, «Требования к автомобилю для обеспечения его эффективной утилизации»; «Процедура снятия вышедших из эксплуатации автотранспортных средств с учета в органах ГИБДД для утилизации»).
МОДЕЛЬ БУДУЩЕЙ СИСТЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ В РФ
Учитывая все проблемы, обозначенные выше (отсутствие нормативно-правовой базы, отсутствие инфраструктуры, отсутствие интереса и достаточного уровня культуры у автовладельцев и т.д.), быстро сформировать грамотную и эффективную модель системы авторециклинга в России достаточно сложно. Тем не менее задача такая со стороны правительства поставлена и имеются хорошие предпосылки для быстрого начала этого процесса. Поэтому можно предположить, что разрабатываемая сейчас программа со временем будет меняться. Опыт, получаемый участниками программы и регулирующими органами, позволит со временем внести коррективы и сделать её более эффективной и оптимальной. Сейчас уже известна примерная схема приобретения нового автомобиля с учетом утилизации старого в рамках эксперимента на 2010 - 2011 гг., разработанная Минпромторгом РФ. Министерство предлагает осуществлять выплаты владельцам транспортных средств за переданные на утилизацию легковые автомобили, с момента выпуска которых прошло более 10 лет, в следующем порядке. Физическое лицо, владеющее легковым автомобилем, с момента выпуска которого прошло более 10 лет, снимает его с государственного учета в ГИБДД РФ и извещает дилерскую компанию о намерении приобрести конкретную модель автомобиля российского производства. Дилерская компания при продаже нового автомобиля, с учетом установленных выплат, принимает подлежащий утилизации автомобиль, направляет его в специализированную организацию по утилизации автомобилей и оформляет акт о его передаче на утилизацию, который направляется уполномоченному агенту, с которым Минпромторгом РФ заключено соглашение об осуществлении выплат средств за переданные на утилизацию автомобили. Дилерская компания, осуществляющая продажу легковых автомобилей, должна соответствовать следующим критериям:
Легковые автомобили, реализуемые дилерской компанией в рамках программы, должны быть российского производства и ранее не находиться на регистрационном учете. Сумма компенсации за сданный на переработку автомобиль предполагается в размере 40 - 50 тыс. рублей. По экспертным оценкам, продажи автомобилей российского производства при введении предлагаемого порядка могут составить до 100 тыс. автомобилей в год, что составит около 10% от прогнозируемого объема производства легковых автомобилей в России.
Системы утилизации легковых автомобилей в мировом парке
Мировой парк легковых автомобилей в настоящее время составляет ~600 млн. ед., 40—50 млн. из них ежегодно обновляются, т. е. признаются отслужившими свой срок, снимаются с регистрации и, как правило, поступают на утилизацию. Правда, средние значения возраста и пробега отслуживших автомобилей в каждой стране свои — все зависит от таких экономических показателей, как средние валовой доход на душу населения и число автомобилей на тысячу жителей, а также политики государства в данной области. Например, средний возраст снимаемых с учета автомобилей в странах Западной Европы составляет 12—14 лет, а в США и Японии он несколько меньше. Потому что, например, в США действует очень жесткая и отлаженная система страхования: владельцу автомобиля после серьезной аварии выплачивается страховка, и собственником такого автомобиля становится страховая компания, которая, в случае трудностей с реализацией, продает его недорого фирме-утилизатору.
Так, по данным фирмы "Хонда", средний возраст ее автомобилей, поступивших на утилизацию в штате Мичиган в 2002 г., составил всего семь лет, и практически все детали, снятые с них, были реализованы на вторичном рынке, что полностью окупило цену, которую утилизаторы заплатили владельцам автомобилей или страховым компаниям. Другими словами, сравнительно ранняя утилизация автомобилей "Хонда" оказалась выгодной: для фирмы-утилизатора — экономически, для штата — экологически (утилизация получилась практически безотходной).
Тем не менее абсолютно безотходной систему утилизации автомобилей назвать трудно. К примеру, даже в такой благополучной с этой точки зрения стране, как ФРГ, при техническом обслуживании, ремонте и утилизации автомобилей ежегодно образуется ~1,2 млн. т нереализуемых, т. е. попадающих на свалку, отходов, а в мире — 15,6 млн. т. И это несмотря на то, что за последние 10—15 лет в большинстве промышленно развитых стран были организованы подчиняющиеся достаточно жестким законам и правилам системы сбора и вторичной переработки изношенных автомобильных деталей и отслуживших свой срок автомобилей. Причем системы довольно эффективные: в США, Японии и Западной Европе они утилизируют 35 млн автомобилей, перерабатывая 80 % массы каждого из них.
Очень важно и то, что созданная в ведущих странах мира специальная отрасль промышленности по переработке и утилизации автомобилей занимается и проблемами вторичной переработки материалов, а также повторного использования подержанных деталей, узлов и агрегатов, реализуя их по значительно более низким ценам, хотя эти компоненты зачастую не уступают новым по качеству и ресурсу.
Повторное использование компонентов
и рециклинг многих материалов экономически
эффективны, решают не только глобальные
вопросы экономии сырья, невозобновляемых
ресурсов и энергии, но и многие другие
проблемы.
Возьмем те же США. Здесь
ежегодно на утилизацию поступает 14—15
млн легковых автомобилей, общая масса
которых составляет ~20 млн. т. Их перерабатывают
более 200 предприятий, оснащенных шредерными
установками различной производительности.
На эти предприятия работают более 10 тыс.
малых предприятий, занимающихся сбором
и демонтажем старых автомобилей. На тех
и других занято свыше 40 тыс. человек, а
ежегодный объем производства оценивается
в 4 млрд долл. Суммарный коэффициент утилизации
старых автомобилей составляет в среднем
82—83 %, а коэффициент рециклинга черных
и цветных металлов, применяемых в автомобилях,
близок к 100 %.
Примерно столько же отслуживших
автомобилей ежегодно поступают на утилизацию
и в Европе. Во Франции их сбор и демонтаж
осуществляют ~ 3 тыс. операторов, а измельчение
и сепарацию — 40 шредер-ных заводов, в
Германии действуют 5 тыс. предприятий
по сбору отслуживших автомобилей и 47
шредер-ных заводов; 37 шредеров имеются
и в Англии. Кроме того, страны Западной
Европы, значительно активнее, чем в США
развивают и экспорт старых автомобилей:
по данным АСЕА, в 2004 г. в 15 странах ЕС было
снято с регистрации 11,5 млн. старых автомобилей,
а на утилизацию поступили только 7,8 млн.,
т. е. 68 %. Причем самые низкие цифры приходятся
на Германию, Италию, Австрию, Португалию.
Учитывая, что во всех странах ЕС действует
очень четкая и жесткая система контроля
за утилизацией автомобилей, и отслужившие
автомобили просто невозможно где-нибудь
выбросить, можно сделать вывод, что в
2004 г. до 3,8 млн старых автомобилей ушли
в Восточную Европу, Россию и другие развивающиеся
страны, сняв тем самым часть экологических
проблем с развитых стран Европы.
Что касается процедуры
организации системы рециклинга и утилизации
отслуживших свой срок автомобилей в странах
ЕС, то она стандартная. Это сбор таких
автомобилей с выдачей их владельцам сертификата
об утилизации; слив всех эксплуатационных
жидкостей; демонтаж экологически опасных
компонентов (их перечень установлен Директивами
ЕС), а также комплектующих, которые можно
использовать для продажи как запасные
части; передача "остатков" автомобиля
на шредерную установку.
Предприятия, осуществляющие
демонтаж автомобилей, должны иметь специальные
лицензию и оборудование. В частности,
водонепроницаемые площадки с резервуарами
для сбора и раздельного хранения всех
сливаемых жидкостей, отстойниками и очистителями;
устройства для обработки и очистки воды
в соответствии с санитарными нормами
и нормами по защите окружающей среды;
системы, обеспечивающие пожарную безопасность
мест хранения использованных шин, полимеров
и других автомобильных компонентов. И
все они такое оборудование имеют. Причем
в основном — давно известное, применяющееся
в других отраслях промышленности. Но
есть и специализированное. Это, прежде
всего, шредер, который представляет собой
крупную установку, где специальная молотковая
дробилка сначала разбивает автомобиль
на небольшие куски, т. е. превращает в
размельченный материал, и одновременно
сбивает с автомобиля краску, ржавчину,
окалину и другие загрязнения. Затем методами
магнитной, воздушной, "весовой",
а также и ручной сепарации происходит
разделение на черный, цветные металлы
и легкие фракции, к которым относятся
полимеры, обивка, стекло и т. д. Такие фракции
(шредерные остатки) составляют 20—25 % массы
автомобиля и подлежат, как правило, захоронению
на свалках или сжиганию. Причем последнее
считается предпочтительным, поскольку
в среднем может быть получено до 1,7—1,9
МДж/кг энергии.
Информация о работе Ресурсосбережение при утилизации автомобилей