Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:15, аттестационная работа
За последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. Отслужившие автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты.
Но технологии утилизации развиваются: уже разработаны и начинают внедряться в практику высокоэффективные и экономически рентабельные технологии газификации отходов, позволяющие без сортировки перерабатывать практически любой органический бытовой мусор, пищевые отходы, а также автомобильные шредерные остатки в синтетические газы, из которых легко получается метанол.
Нельзя не отметить, что даже в самых современных полных цепочках утилизации отслуживших автомобилей экономически выгодны далеко не все их звенья. Особенно организация сбора и транспортирования экологически безопасного демонтажа. Поэтому во многих странах правительства, региональные и муниципальные органы власти принимают законодательные меры по ликвидации таких "узких мест". В частности, предоставляют налоговые льготы организаторам центров по приемке и утилизации отслуживших автомобилей. Определенную поддержку обязаны оказывать им также объединения производителей автомобилей и дилеры, для чего выработаны различные механизмы распределения ответственности между производителями автомобилей, поставщиками комплектующих изделий, владельцами старых автомобилей, предприятиями по утилизации и государственными органами власти. В числе таких механизмов разовая оплата утилизации владельцем либо при сдаче отслужившего свой срок автомобиля, либо при покупке нового (экологический налог на утилизацию); ежегодный налог на утилизацию, вносимый владельцем при техническом осмотре транспортного средства; обязательное финансирование утилизации автомобилей их производителями (импортерами) и т. д.
Такова зарубежная практика. Для России наиболее перспективным и целесообразным в долгосрочном плане механизмом, думается, следует считать небольшой ежегодный налог на владельцев автомобилей и обеспечение бесплатного приема старых автомобилей в специальных пунктах с выдачей свидетельств об их сдаче на утилизацию. Это своего рода стимул: владелец, сдавший автомобиль на утилизацию, прекращает уплату ежегодного налога.
Но такое решение — именно в
долгосрочном плане. Реальная же ситуация
с отслужившими свой срок автомобилями
в России на протяжении многих лет не вызывала
значительного беспокойства ни у населения,
ни у правительства. Легковых автомобилей
в нашей стране всегда было и все еще значительно
меньше, чем в других промышленно развитых
странах мира. Но в последние годы положение
динамично меняется. Общий автомобильный
парк и темпы продаж легковых автомобилей
устойчиво растут. Например, только за
2004—2005 гг. — на 30 %. Причем половина зарегистрированных
и состоящих на учете легковых автомобилей
имеет возраст 10 лет и более. В результате
брошенные автомобили, кузова, изношенные
и поврежденные автомобильные компоненты
можно встретить везде — во дворах домов,
вдоль дорог, на неорганизованных свалках;
при выполнении работ, связанных с ремонтом,
техническим обслуживанием, мойкой идет
накопление изношенных деталей — шин,
аккумуляторных батарей, стекол, металлических
и полимерных изделий, отработавшего масла
и других эксплуатационных жидкостей,
которые в лучшем случае просто вывозятся
на свалки.
Причины такого положения
очевидны: отсутствие у автовладельцев
заинтересованности в сдаче, у промышленных
предприятий — в сборе и переработке,
а у субъектов Федерации — нормативно-правовой
базы, стимулирующей и организующей работу
системы по сбору и переработке непригодных
к эксплуатации автомобилей и их компонентов.
Более того, даже в регионах, где такие
акты приняты (например, в Москве и Московской
области), утилизации подвергаются только
~17—25 % старых автомобилей.
В ближайшие годы объемы отходов во всех
регионах России в связи с ростом численности
автомобильного парка возрастут. Скажем,
по расчетам, для Москвы и Московской области
в 2007 г. этот рост по черным и цветным металлам,
пластмассам и автостеклу составит, по
сравнению с 2002 г., 1,5 раза, антифризам —
1,4, нефтепродуктам и шинам — 1,2 раза.
Заключение
В одобренной в 2002 г. "Концепции развития автомобильной промышленности России" записано: "В целях повышения экологической безопасности автомобилей в период их полного жизненного цикла решить вопросы законодательного, организационного и технологического обеспечения всей процедуры вторичного использования материалов и конструкций"; в приложении к постановлению правительства "О техническом регулировании в транспортном комплексе РФ" содержится перечень 14 специальных технических регламентов, которые подлежали первоочередной разработке и введению в действие в 2003—2004 гг., в том числе "Утилизация АТС, их составных частей и материалов". Но приказом № 214 утвержден "План мероприятий по реализации приоритетных задач "Концепции развития автомобильной промышленности России", в котором данный регламент должен быть введен в действие лишь в 2007 г. Однако распоряжение правительства РФ от 29.05.2006 г. отодвинуло его разработку на 2008 г. Зарубежный опыт говорит о настоятельной необходимости федерального закона, устанавливающего единые "правила игры" в сфере утилизации автомобилей на территории России, а также разработки на его основе системы "Авторециклинг", которая должна обеспечить решение как минимум шести задач: формирование и применение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех участников данной системы, включая импортеров автомобилей зарубежного производства; развитие инфраструктуры сбора, транспортирования и переработки изношенных деталей и автомобилей; создание и реализация механизмов финансирования затрат, связанных с утилизацией автомобилей, ставших непригодными к эксплуатации; формирование требований к предприятиям, занимающимся утилизацией автомобилей (сертификация и лицензирование), а также к разработчикам и производителям отечественных и импортерам автомобилей зарубежного производства; создание и отлаживание системы контроля за выполнением положений федеральной программы "Авторециклинг".
Список использованной литературы:
Информация о работе Ресурсосбережение при утилизации автомобилей