Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:29, курс лекций
Курс «Проектирование полиграфического производства» является завершающим в технологической подготовке по специальности «Технология полиграфического производства».
Он является синтезирующим, т. к. рассматривает производственные процессы изготовления полиграфической продукции во взаимосвязи формных, печатных и брошюровочно-переплетных процессов.
КУРС
"ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО
ПРОИЗВОДСТВА"
Санкт-Петербург
2009
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Курс «Проектирование полиграфического производства» является завершающим в технологической подготовке по специальности «Технология полиграфического производства».
Он является синтезирующим, т. к. рассматривает производственные процессы изготовления полиграфической продукции во взаимосвязи формных, печатных и брошюровочно-переплетных процессов.
Данный курс имеет две основные задачи обучения:
1. Проектирование оптимальных технологических процессов для конкретных видов продукции или конкретных полиграфических изданий в условиях действующего предприятия.
2. Проектирование производства и его материального обеспечения (технология, оборудование, размещение, планировка, внутренний и внешний транспорт, энергоснабжение и др. коммуникации, защита окружающей среды и т. д.) для строительства новых предприятий или реконструкции существующих.
Рост выпуска печатной продукции, изменение процентного соотношения видов производимой печатной продукции, изменение экономических факторов и гибкое следование за потребностями рынка сбыта полиграфической продукции, достижения НТР вызывают необходимость вносить в технику, технологию и управление полиграфических предприятий большие изменения.
Работы, связанные с увеличением мощностей, совершенствованием технологических процессов, повышением качества изделий, выполняются по разрабатываемой проектной документации.
Проектирование – это творческий процесс, требующий от специалиста широких знаний современного состояния техники и технологии, направлений их развития, умения рассматривать производственный процесс в комплексе с инженерно-техническим обеспечением.
Изготовление печатных изданий связано с большим количеством разнообразных технологических процессов. Крупные и средние полиграфические предприятия, с двумя или тремя способами печати, имеют в своем составе 8–12 и более производственных цехов, совершенно различных по техническому оснащению, технологии и организации производства, видам продукции. Указанное положение усложняет процесс проектирования, требующий обширных знаний.
При проектировании полиграфических предприятий все специфические вопросы решаются в технологической части проекта. Детально разработанная технологическая часть является основой проекта полиграфического предприятия. Все остальные части проекта – строительная, отопления и вентиляции, энергоснабжения, транспорт и другие – разрабатываются на основе данных и требований технологической части.
Рост мощностей полиграфической промышленности происходит благодаря:
- строительству новых предприятий;
- реконструкции действующих предприятий (со строительством новых производственных корпусов и надстройкой этажей на существующие корпуса);
- техническому перевооружению, т. е. внедрение в производство новой техники, технологии и поточных линий;
- совершенствованию организации производства и специализации предприятий.
В настоящее время можно считать это главным направлением.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные требования к проекту
Проектирование должно быть основано на максимальном учете новейших достижений науки и техники с тем, чтобы струящиеся и реконструируемые предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости производства и качеству продукции, а по условиям труда отвечали современным требованиям.
Полиграфические предприятия по объему производства и номенклатуре продукции различны, каждому типу предприятия свойственна определенная техника, технология и организация производства.
При выборе оборудования всегда следует учитывать особенности проектируемого предприятия. Техническое оснащение всегда должно соответствовать назначению и масштабам данного предприятия. По различным причинам не всегда представляется возможность в новом предприятии к моменту его ввода в эксплуатацию установить наиболее совершенные машины, однако в проекте должна быть предусмотрена возможность совершенствования техники предприятия.
Указанное положение относится к строительству новых корпусов и реконструкции предприятий.
В проекте необходимо широко использовать достижения отечественной и зарубежной полиграфии.
Виды полиграфической продукции
и характеристика предприятий
Основными видами полиграфической продукции являются:
1. Периодические издания: газеты, журналы.
2. Книги, брошюры.
3. Листовые издания: плакаты, портреты, наглядные пособия, репродукции с произведений живописи, открытки и т. п.
4. Деловая продукция: бланки, техническая документация, диаграммные бумаги.
5. Упаковочная продукция: этикетки, печатные обертки, коробки и т. д.
6. Специальная продукция: денежные знаки, облигации, лотерейные билеты, географические карты, паспорта, проездные билеты, билеты зрелищных предприятий.
Периодические издания делятся на центральные и местные.
Центральные издания распространяются в масштабах всей страны.
Местные издания распространяются в масштабах республики, края, области, города, района, предприятия.
В соответствии с характером и назначением продукции полиграфическая промышленность состоит из различных по мощности и назначению полиграфических предприятий.
Полиграфическое предприятие – это инженерный комплекс, на котором с помощью соответствующих средств и предметов труда осуществляется процесс изготовления конечной полиграфической продукции или тех технологических полуфабрикатов, которые являются промежуточными носителями воспроизводимой информации. К таким полуфабрикатам относятся: печатные формы, текстовые и иллюстрационные фотоформы, оттиски, переплеты.
В соответствии с этим определением заводы полиграфических красок и фольги, предварительно очувствленных формных пластин, фотополимерных пластин, заводы-изготовители оборудования и приборов не являются полиграфическими предприятиями, хотя и входят в систему полиграфической промышленности. Это как бы вспомогательные производства полиграфии.
Полиграфические предприятия классифицируются по ряду признаков.
Главным признаком классификации является предметная спецификация предприятий.
Остальные признаки имеют более низкий ранг. Соподчинённость признаков классификации имеет следующий вид:
Предметная классификация (основной классификационный пр |
¯ |
Технологическая спецификация |
¯ |
Вид печати |
¯ |
Административно- |
По предметной классификации полиграфические предприятия могут быть:
- газетные;
- книжные;
- журнальные;
- по выпуску изопродукции;
- картографические;
- по выпуску продукции строгого учета;
- бланочные;
- этикеточно-упаковочные;
- по выпуску оперативных изданий
и технологически усложненными:
- книжно-журнальные;
- газетно-журнальные;
- газетно-бланочные;
- по выпуску этикеточно-упаковочной и изобразительной продукции;
- универсальные.
К универсальным предприятиям можно отнести "оперативную полиграфию".
По технологической спецификации:
- формные;
- печатно-отделочные;
- отделочные;
- комплексные.
По виду печати:
- высокой печати;
- офсетной печати;
- глубокой печати;
- специальных видов печати (флексография, трафарет);
- нескольких видов печати.
По масштабам производства
или административно-
- межреспубликанские;
- республиканские;
- областные;
- городские;
- районные;
- крупносерийные;
- среднесерийные;
- мелкосерийные.
Основными типами книжных предприятий будущего будут технологически специализированные:
- наборно-репродукционные центры;
- печатно-отделочные фабрики.
Сохранятся, естественно, и комплексные предприятия.
Углублению специализации способствует
и кооперация производства,
т. е. длительные производственные
связи между предприятиями по поставке
отдельных полуфабрикатов.
Естественно, все это нельзя не учитывать при проектировании, реконструкции и строительстве полиграфических предприятий.
Более того, при технико-экономических обоснованиях проектных решений эти вопросы (специализации, концентрации, кооперации) должны тщательно исследоваться для выбора оптимального варианта.
Специализация в полиграфической промышленности должна выражаться в ограничении ассортимента выпускаемой продукции или в усилении технологической однородности производства (т. е. предметная и технологическая специализация).
Предметно-технологическая специализация позволяет внедрять высокопроизводительную технику и поточное производство, которые улучшают все технико-экономические показатели производства. При этом:
1. Сокращается длительность производственного цикла и потребность в оборотных средствах.
2. Уменьшаются потери и незавершенное производство.
3. Повышается производительность труда.
4. Увеличивается съем продукции с 1 м2 производственной площади и выработка на одного работающего.
5. Создаются условия для более экономичной механизации перемещения грузов.
6. Облегчается обслуживание из-за однотипности оборудования и управления производством.
Если предприятие специализируется на выпуске широкого ассортимента, то:
1. Необходимо проектировать внутрицеховые и межцеховые заделы.
2. Требуются большие складские помещения.
Специфика полиграфической продукции состоит в изменении тиражности, объемности, красочности, иллюстративности, что создает неравномерную загрузку цехов и как результат – образование резервных мощностей. Эти мощности и используются для работы в кооперации. Т. е. из-за неравномерной загрузки отдельных производственных цехов предприятия образуются резервные мощности, которые используются для работ взятых по кооперации (например, изготовление фотоформ, обложек, переплетов, вклеек, вкладок). Но! Такие кооперативные связи носят неорганизованный характер, следовательно нарушаются сроки поставки. Строительство специализированных предприятий внесет элемент организованности в обслуживании предприятий, т. к. такие предприятия менее подвержены колебаниям загрузки и всегда способны выполнить заказы в срок.
Кооперативные связи в полиграфической промышленности могут развиваться по линии обслуживания вспомогательными работниками (т. е. ремонтные работы, изготовление валиков печатных машин и т. п.)
1.2 Основные понятия и определения
Производство – технико-организационное подразделение, предназначенное для получения продуктов труда.
Полиграфическое предприятие – промышленное предприятие, выполняющее все или часть полиграфических работ.
Предприятия делятся на малые, средние, крупные:
малые – численность работающих - до 15 человек;
средние – до 100 человек;
крупные – более 100 человек.
Производственным процессом в полиграфии называют совокупность действий, необходимых для выпуска различных видов продукции. В основу производства положены технологические процессы изготовления изделий, во время которых происходит изменение качественного состояния объекта производства. Для обеспечения бесперебойного выполнения основных технологических процессов изготовления изделий служат вспомогательные процессы.
Основные
этапы производственного
- обработка текста и изобразительной продукции;
- изготовление печатных форм;
- печатные;
- отделочные процессы;
- организация складирование полуфабрикатов;
- контроль качества продукции;
- хранение на складах;
- отправка потребителю.
Все эти этапы могут
выполняться в условиях
Производственные процессы делятся на поточные и пооперационные. Под поточным понимают такой процесс, при котором полуфабрикаты на стадии их производства находятся в движении с постоянным тактом в рассматриваемый промежуток времени. Это значит, что заготовка, поступающая на первую операцию, сразу же передаётся на вторую, третью и т.д. до последней операции. Время хранения полуфабриката между операциями в таких случаях равно или кратно такту.
Под пооперационным понимают такой процесс, при котором полуфабрикаты находятся в движении, операции имеют различную продолжительность, различно и время хранения полуфабрикатов.
Характеристика продукции отрасли.
Связь основных параметров продукции
с принципами формирования технологических процессов
Основной продукцией отрасли являются газеты, журналы, книги. Каждый вид продукции имеет разные требования к технологическому процессу. Показатели, по которым оценивается комплексный производственный процесс, неоднозначны. При выборе оптимального варианта для каждого вида издания ведущее место займет один из показателей:
Информация о работе Проектирование полиграфического производства