Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:46, контрольная работа
Главная особенность подросткового возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает ин¬формацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфлик¬ты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики.
Введение…………………………………………………………………3
Целевое назначение детской литературы…………………………….4
Жанровое своеобразие произведений………………………………..6
Области предмета и социальных функций………………………….13
Специфика изданий для детей. Читательский
адрес изданий для детей……………………………………………………17
Обзор изданий детской литературы…………………………………28
Типологическое описание изданий (по ГОСТ
7.60 - 2003.)…………………………………………………………………29
Типология детских изданий…………………………………………..32
Издательский репертуар изданий для детей (РИД)…………………35
Обзор детских электронных ресурсов………………………………41
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………44
Это особое свойство детства - способность удивляться, которая стимулирует восприятие различного рода информации, - необходимо учитывать при подготовке детской книги, стремясь к тому, чтобы за удивлением ребенок почувствовал интерес к чтению, к познанию через книгу окружающего мира.
Таким образом, читательский адрес изданий для детей - это и различные категории читателей, имеющих особый тип восприятия произведений литературы, который определяется возрастными особенностями детей, уточняет целевое назначение произведения в зависимости от задач обучения и воспитания, решаемых в тот или иной период развития детей.
Обзор изданий детской литературы
4. Чуковский, К. И. Мурзилка [Текст] / К. И. Чуковский , С. Я. Маршак, М.М. Пришвин, В. В. Лебедев, Е. М. Чарушин и др, - М.: Издательсто Редакция журнала «Мурзилка», 2010. - 36 с.
Типологическое описание изданий (по ГОСТ 7.60 - 2003.)
1. Андерсен, Ганс-Христиан, Сказки [Текст] / Ганс-Христиан Андерсен, - М.: АСТ Издательство, 2011. - 414 с.
2. Дефо Даниель Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо [Текст] / Даниель Дефо, - М.: Эксмо, 2011. - 254 с.
1.Общие понятия: печатное издание.
1.Виды изданий по периодичности: продолжающееся издание.
9.По способу организации произведения: многотомное издание.
3. Крылов, И. А. Басни [Текст] / И. А. Крылов, - М. : Проф-Пресс, 2011. - 77 с.
10.По способу организации произведения: избранные произведения.
4. Чуковский, К. И. Мурзилка [Текст] / К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, М. М. Пришвин, и др, - М.: Редакция журнала «Мурзилка», 2010. - 36 с.
Типология детских изданий
Детская книга это особый тип литературы, в его предмете аккумулирована универсальная информация, отражающая как в художественной, так и нехудожественной форме (в виде научных суждений, понятий) объективную реальность. Особенность предмета детской книги: эта информация тщательно отбирается и организовывается в доступные детскому восприятию формы. Не весь объём современного знания можно уместить в детском издании, лишь часть. Целевое назначение: осуществление воспитания и образования подрастающего поколения. Читательский адрес: условно- традиционно от 1 до 16 лет. Это единственный массив литературы, чей читательский адрес имеет чёткие возрастные границы.
Вообще, этот тип книги как оригинальный и самостоятельный сформировался достаточно поздно. В Западной Европе уже в 18 веке; век Просвещения в качестве приоритетов задаёт цель; создать систему всеобщего образования и воспитания. Для неё потребовался инструмент- книга. И началось формирование разнообразного репертуара в рамках данного типа. Детская книга всегда формировалась планомерно, а не стихийно; изначально задавались параметры для создания заданных моделей поведения будущих граждан. Это создавало особенности дет. литературы в странах разных исторических периодов.
Изначально, детская книга неразрывно была связана с детской литературной. ДК = ДЛ, и наоборот. Лишь в XX веке расширяется от ДК. ДК использует все виды и типы во всех аналогичных взрослых разделах, адаптируя их к детскому восприятию. То есть мы имеем оригинальную модель книги и литературы в целом; типология детской книги повторяет поэтому основные черты типологии предыдущих отраслевых массивов.
тип 1. Издания политико-воспитательной литературы. Аналог - массово-политическая литература для взрослых. Документально-публицистические жанры, произведения, своей целью ставящие формирование идеологических аспектов мировоззрения. Знакомят детей в документальной форме с существующими моделями политических устройств и идеологическими концепциями. Жанры те же: очерк, документальная повесть. Самый популярный жанр - беллетризированная биография политических деятелей, олицетворяющих ту или иную идеологию / государственный строй. У нас лидировала Лениниана. Сейчас это на рынке-лакуна. Качественных биографий для детей нет, как нет актуальных фигур... Этот вид отошёл потому на третий план. На первом месте сейчас- статьи и очерки, посвященные крупным фигурам патриотического звучания, в частности-военачальникам, русским национальным героям (Невский, Донской). На самом деле они не очень актуальны. Основные виды: моноиздание; авторский \ коллективный тематический сборник.
тип 2. Научно-популярная детская книга оперирует всеми научно-популярными жанрами: от документальной \ беллетризированной биографии до очерка и даже популярной монографии. Тематика универсальна. Основные виды: сборники и моноиздания; первые собрания сочинений избранных детских писателей: Сладкова, Бианки представляют традицию научно-художественной популяризации. Используются не только понятийные средства, но и художественно- образные (чего нет во взрослой литературе - отличие!): это привлечение вымышленных героев, развлекательный сюжет. Природоведческий раздел особенно велик. Есть целая школа- Пришвин, Бианки. Второй фундаментальный раздел научно-технический. Третий раздел- популяризация исторического знания; до 17 года был самым мощным: теоретики считали его главным инструментом для воспитания. Сейчас после долгого перерыва этот раздел снова активно развивается, как и должно; он присутствует в репертуаре всех изд-в, ему посвящено много специальных серий; много выходит и в абсолютном соотношении. Раздел 4- искусствоведение самый слабый. Он есть сегодня во всех репертуарах, но... Издание специальной детской научно-популярной литературы существует также в моноизданиях, сборниках, собраниях. Для этого типа ДК максимально характерно образование серий: ведь популяризация требует систематического подхода. Серии обычно тщательно ориентированы на узкий круг читателей по тематике и возрасту.
тип 3. Деловая литература для детей. Взрослый аналог- производственно-практическая книга. Различные практические пособия появились с самого начала, с 18 века. Связаны с организацией детского досуга, а также с задачей облегчения усвоения учебного материала. Имеет 5 традиционно сложившихся разделов:
- произведения, посвящённые опытам в области физики, химии. Занимательные естественнонаучные эксперименты для маленьких. Это занимает время и расширяет рамки учебной программы.
-издания для организации детской художественной самодеятельности (кукольный театр- появился ещё в 18 веке)
- практические пособия для усвоения основ конкретных профессий. Например, «Основы работы с инструментами».
Видовой состав: только тематические сборники и моноиздания. У нас такие издания готовил в основном «Детлит». Его серия «Знай и умей» представляла все эти 5 разделов.
тип 4. Справочная детская книга. Издания во всех жанрах и видах, как для взрослых. Универсальные и отраслевые энциклопедии, словари- тоже в основном отраслевые. Это также самый интенсивно развивающийся раздел репертуара. В советский период были образцы всех видов, но как бы в разовом порядке. Не было постоянно возобновляемого поддерживаемого предложения. «Росмэн» сейчас предлагает все виды западных изданий данного типа. Абсолютное большинство справочных изданий для детей може1 быть прочитано от и до, в них изначально заложено «сквозное чтение». А изначально это- моноиздание, разделенное по главам.
тип 5. Художественная литература. С точки зрения типологии ЛХК, издания детской ЛХК включают все виды и разновидности, в том числе антологии, хрестоматии и альманахи. Тип только один- массовый, как комментированный, так и нет. Другие типы не представлены, так как читательский адрес не предусматривает уже высокий уровень специальной подготовки.
Издательский репертуар изданий для детей (РИД)
Уменьшение репертуара ДК началось с 80-х гг. В период 90-х гг. число и суммарный тираж то падали, то возрастали. По результатам 95 года число изданий возросло, суммарный тираж упал.
В РИД видны диспропорции: резко возросло издание ХЛ определенных жанров (сказки), адресованных читателям младшей возрастной группы.
-издательства, ориентированные на выпуск ДК. Начиная с 1993, дефицит ДК привлек в сегмент рынка больше государственных и частных издательств, все крупные изд-ва имеют в своем репертуаре издания по ДК и продолжают их издавать, не отказываются. На них есть спрос, они прибыльны.