Банкротство предприятий и предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах.

Содержание работы

Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства)…………………………… 4
1.1 Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)……. 4
1.2 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)……………….... 6
Глава 2. Банкротство предприятий…………………………………………… 8
2.1 Порядок обращения в суд………………………………………………… 8
2.2. Арбитражные управляющие……………………………………………… 10
2.3 Обязанности организации-должника……………………………………… 13
2.4 Процедуры банкротства предприятия-должника
2.4.1 Наблюдение………………………………………………… 14
2.4.2 Финансовое оздоровление………………………………… 15
2.4.3 Внешнее управление……………………………………… 17
2.4.4 Конкурсное производство…………………………………… 18
2.4.5 Мировое соглашение………………………………………… 19
Глава 3. Понятие и процедуры банкротства (несостоятельности) индивидуального предпринимателя……………………………………………. 20
3.1 Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя……………………………………………. 21
3.2 Процедуры, применяемые к индивидуальному предпринимателю при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) ………………………. 24
3.2.1 Конкурсное производство…………………………………… 24
3.2.2 Мировое соглашение ………………………………………. 26
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Библиографический список ………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

контрольная 2 семестр лето.docx

— 59.16 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Хакасский государственный  университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт истории и  права 

Кафедра гражданского права  и процесса

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Банкротство предприятий  и предпринимателей.

по дисциплине Предпринимательское право

 

 

 

 

выполнила: студентка 1 курса

группы ЮЗ - 121 (с)

Булатова Виктория Валерьевна

Проверил:

Доцент кафедры Тарасова О.Е.

 

 

 

 

Абакан, 2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства)…………………………… 4

1.1 Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)…….      4

1.2 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)………………....      6

Глава 2. Банкротство предприятий……………………………………………     8

2.1 Порядок обращения в  суд…………………………………………………      8

2.2. Арбитражные управляющие………………………………………………    10

2.3 Обязанности организации-должника………………………………………   13

2.4 Процедуры банкротства  предприятия-должника

2.4.1 Наблюдение…………………………………………………    14

2.4.2 Финансовое оздоровление…………………………………    15

2.4.3 Внешнее управление………………………………………     17

2.4.4 Конкурсное производство…………………………………… 18

2.4.5 Мировое соглашение………………………………………… 19

Глава 3. Понятие и процедуры  банкротства (несостоятельности) индивидуального  предпринимателя……………………………………………. 20

3.1 Порядок рассмотрения  дел о несостоятельности (банкротстве)  индивидуального предпринимателя……………………………………………. 21

3.2 Процедуры, применяемые  к индивидуальному предпринимателю  при рассмотрении дел о несостоятельности  (банкротстве) ………………………. 24

3.2.1 Конкурсное производство…………………………………… 24

3.2.2 Мировое соглашение ……………………………………….  26

Заключение ……………………………………………………………………..  32

Библиографический список …………………………………………………..  34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  несостоятельности (банкротства).

1.1 Российское законодательство  о несостоятельности (банкротстве).

 Действующее российское  законодательство о несостоятельности  (банкротстве) представляет собой  сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ.1 Данные положения можно разделить на три группы:

  1. нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст.65);
  2. нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст.64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
  3. нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, и т.д.).

Центральное место в системе  правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный  закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)"2 задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства  не может быть отнесен только  к одной отрасли права, поскольку  является комплексным институтом  права, сочетающим нормы различных  его отраслей. В рамках гражданско-правового  регулирования банкротство служит  лишь одним из оснований ликвидации  юридического лица, остальные же  отношения (например, судебный и  внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.3

2) основной тенденцией  законодательства о несостоятельности  (банкротстве) является развитие  его по схеме: общий закон  - специальный закон - другие нормативные  акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ4 (далее - АПК РФ).

Специальные законы - это  Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный  закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического  комплекса".

Необходимо отметить, что  законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые  по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных  субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах.

 

1.2 Понятие и признаки  несостоятельности (банкротства).

Банкротство в ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Как видно из определения, законодатель ограничивается в данной норме лишь самым общим указанием на признаки несостоятельности, конкретное содержание которых раскрывается в других статьях  Закона о несостоятельности 2002 г.

Так, гражданин считается неспособным  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Таким образом, в основе несостоятельности  лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение  трех месяцев, считается неспособным  исполнить свои обязательства перед  кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник  должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

Новым законом введена  статья о составе размера денежных обязательств и обязательных платежей (ст.4). Новый Закон в п.2 ст. 4 устанавливает, что для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание  размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.

Следует также отметить, что в соответствии с п.2 ст. 4 Закона  о несостоятельности (банкротстве) в размер задолженности не входят обязательства должника перед гражданами, перед которыми должник несет  ответственность за причинение вреда  жизни  и здоровью, обязательства по выплате вознаграждения обязательства перед учредителями должника юридического лица, вытекающие из такого участия.5

Таким образом, с введением  указанных норм в законодательстве о банкротстве устранен источник возникновения множества спорных  вопросов при рассмотрении в судах  дел данной категории.

Производство по делу о  банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику –юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику –гражданину – не менее десяти тысяч рублей.

 

  

 

 
 

 

 

 

 

 

Глава 2. Банкротство  предприятий.

Процедуры банкротства предприятий  можно разделить на две группы: внесудебные и судебные. В свою очередь, внесудебные процедуры  подразделяются на досудебную санацию  или финансовое оздоровление.

В случае возникновения признаков  банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника, собственнику имущества должника –  унитарного предприятия сведения о  наличии признаков банкротства.

Санация. Учредителями должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Предоставление финансовой помощи моет сопровождаться принятием  на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

 

2.1 Порядок обращения в  суд.

Юридическое лицо считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или), обязанность  не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Производство по делу о  банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.

Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается  руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в  соответствии с учредительными документами  должника на подачу заявления о признании  должника банкротом.

Для возбуждения дела о  банкротстве по заявлению конкурсного  кредитора или по заявлению уполномоченного  органа по денежным обязательствам перед  бюджетом (налогам, сборам, таможенным платежам) принимаются требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

В свою очередь, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей в бюджет принимаются во внимание для возбуждения дела о  банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного  органа о взыскании задолженности  за счет имущества должника. При  этом право на обращение в арбитражный  суд возникает у уполномоченного  органа по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Прежде чем возбудить  процедуру о признании предприятия  банкротом, заинтересованный кредитор должен сначала в суде подтвердить  правоту своих требований, дождаться  вступления в законную силу судебного  акта, и только после этого возбудить  процедуру банкротства. Тем самым  существенно усилены гарантии прав должника от действий недобросовестных кредиторов, поскольку теперь процессу банкротства предшествует судебный процесс, проверяющий обоснованность претензий кредитора. В том случае, если претензии кредитора обоснованы, у должника имеется достаточно времени, чтобы их выполнить, например, заключив мировое соглашение в ходе судебного процесса о взыскании долга.

При рассмотрении дела о  банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

 

 

 

2.2. Арбитражные управляющие.

Арбитражный управляющий  назначается арбитражным судом  и осуществляет в отношении должника организационные и управленческие функции в рамках процедуры банкротства.

Информация о работе Банкротство предприятий и предпринимателей