Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:02, контрольная работа
Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах.
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства)…………………………… 4
1.1 Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)……. 4
1.2 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)……………….... 6
Глава 2. Банкротство предприятий…………………………………………… 8
2.1 Порядок обращения в суд………………………………………………… 8
2.2. Арбитражные управляющие……………………………………………… 10
2.3 Обязанности организации-должника……………………………………… 13
2.4 Процедуры банкротства предприятия-должника
2.4.1 Наблюдение………………………………………………… 14
2.4.2 Финансовое оздоровление………………………………… 15
2.4.3 Внешнее управление……………………………………… 17
2.4.4 Конкурсное производство…………………………………… 18
2.4.5 Мировое соглашение………………………………………… 19
Глава 3. Понятие и процедуры банкротства (несостоятельности) индивидуального предпринимателя……………………………………………. 20
3.1 Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя……………………………………………. 21
3.2 Процедуры, применяемые к индивидуальному предпринимателю при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) ………………………. 24
3.2.1 Конкурсное производство…………………………………… 24
3.2.2 Мировое соглашение ………………………………………. 26
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Библиографический список ………………………………………………….. 34
Арбитражным управляющим
признается гражданин Российской Федерации,
являющийся членом одной из саморегулируемых
организаций арбитражных
Деятельность арбитражного
управляющего в деле о банкротстве
не является предпринимательской
При осуществлении наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении - арбитражный управляющий, при внешнем управлении - внешний управляющий, при конкурсном производстве - конкурсный управляющий.
В Законе N 127-ФЗ введены новые нормы в отношении арбитражных управляющих:
1) дополнительные профессиональные требования;
2) меры ответственности за нарушение норм Закона N 127-ФЗ;
3) обязательное страхование ответственности;
4) в процесс банкротства введены саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:
созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами; получать вознаграждение; привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника; запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления; подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:
принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования; в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.
Договор страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен на срок не менее одного года с обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Согласно п.2 ст.24.1 Закона N 127-ФЗ минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 000 000 руб. в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. К таким лицам относятся в первую очередь должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы. Размер ответственности арбитражного управляющего, подлежащей страхованию, определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве. В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.
В случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, он отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, арбитражный управляющий не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.
Применение к арбитражному
управляющему наказания в виде дисквалификации
за совершение административного
Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.
2.3 Обязанности организации-
Инициатором рассмотрения дела
о банкротстве в арбитражном
суде могут выступать должник, конкурсный
кредитор, а также уполномоченные
органы. При этом Закон N 127-ФЗ различает
случаи, когда должник вправе обратиться
с таким заявлением в арбитражный
суд, и случаи, когда данное право
превращается в обязанность. Должник
вправе подать в арбитражный суд
заявление в случае предвидения
банкротства при наличии
Вместе с тем в ст.9 Закона N 127-ФЗ установлен ряд случаев, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. К ним относятся, в частности, следующие случаи:
1) удовлетворение требований
одного или нескольких
2) органом должника, уполномоченным
на принятие решения о
3) обращение взыскания
на имущество должника
4) органом должника, уполномоченным
в соответствии с его
5) должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
При этом в Законе N 127-ФЗ даны временные ограничения на срок подачи заявления должника - не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств. Невыполнение обязанности по подаче заявления должника чревато рядом негативных последствий, предусмотренных в ст.10 Закона N 127-ФЗ. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены в ст.9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления.
2.4 Процедуры банкротства предприятия-должника.
2.4.1 Наблюдение.
Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. В ходе наблюдения полномочия руководителя организации-должника, иных органов управления должника осуществляются с учетом ограничений, установленных в ст.64 Закона N 127-ФЗ.
Так, органы управления должника
могут совершать только с письменного
согласия временного управляющего сделки
(несколько взаимосвязанных
- если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
- если они связаны с
получением и выдачей займов (кредитов),
выдачей поручительств и
Кроме того, органы управления должника не вправе принимать управленческие решения, перечисленные в п.3 ст.64 Закона N 127-ФЗ. Перечень таких решений является закрытым и включает решения:
- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
- о создании филиалов и представительств;
- о выплате дивидендов
или распределении прибыли
- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
- об участии в ассоциациях,
союзах, холдинговых компаниях,
- о заключении договоров
простого товарищества.
2.4.2 Финансовое оздоровление.
Финансовое
оздоровление включено в перечень процедур
банкротства, установленный в ст.27 Закона
N 127-ФЗ применительно к юридическим лицам.
Смысл данной процедуры сводится к созданию
условий для восстановления финансовой
устойчивости предприятия-должника за
счет средств, представляемых его учредителями,
акционерами, участниками, а также заинтересованными
третьими лицами. Финансовое оздоровление
вводится определением арбитражного суда
на основании решения собрания кредиторов
на срок не более двух лет. Так установлено
в п.п.1 и 6 ст.80 Закона N 127-ФЗ.
Инициаторами введения в
отношении должника процедуры финансового
оздоровления могут быть несколько
категорий лиц. Во-первых, сам должник
на основании решения своих
Согласно ст.76 Закона N 127-ФЗ,
ходатайство о введении финансового
оздоровления адресуется первому собранию
кредиторов. Кроме того, при таком
ходатайстве должен прилагаться
ряд документов, перечень которых
определен в п.5 ст.77 Закона N 127-ФЗ.
К таким документам относятся: план
финансового оздоровления, график погашения
задолженности, протокол общего собрания
учредителей (участников) должника или
решение органа, уполномоченного
собственником имущества
В период финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Так, в соответствии с п.3 ст.82 Закона N 127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
- связаны с приобретением
или отчуждением имущества
- влекут за собой выдачу
займов (кредитов), выдачу поручительств
и гарантий, а также учреждение
доверительного управления
Кроме того, без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления должника должны согласовывать с административным управляющим. К таким действиям относятся сделки, которые:
- влекут за собой увеличение
кредиторской задолженности
- связаны с приобретением
или отчуждением имущества
- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекут за собой получение займов, кредитов.
Необходимо отметить, что сделки должника, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст.82 Закона N 127-ФЗ, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:
Информация о работе Банкротство предприятий и предпринимателей