Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:35, курсовая работа
Цель – исследовать договор коммерческой концессии в Российской Федерации. Задачи:
Раскрыть понятие и содержание договора коммерческой концессии.
Рассмотреть способы изменения и прекращения договора.
Выявить недостатки договора франчайзинга.
Исследовать зарубежный опыт.
Предложить меры по усовершенствованию законодательства.
Введение 3
Понятие и содержание договора коммерческой концессии 5
Понятие договора коммерческой концессии 5
Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 9
Коммерческая субконцессия 11
Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 13
Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии 15
Исполнение договора коммерческой концессии 15
Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 17
Совершенствование франчайзинговой системы 20
К вопросу о правах и обязанностях франшизодателя 20
К вопросу о правах и обязанностях франшизополучателя 21
К вопросу о необходимости раскрытия информации 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Кроме того, договор коммерческой концессии прекращается:
- при прекращении принадлежащих
правообладателю прав на
- при изменении
- при объявлении одного
из участников договора
- в случае смерти
Добросовестный пользователь
вправе добиваться заключения договора
франчайзинга на новый срок на тех
же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК). Это правило
защищает интересы пользователя как
более слабой стороны договора, оказывающейся
после его расторжения в весьма
невыгодном положении: ему необходимо
продолжать предпринимательскую
С другой стороны, такое право
пользователя не может быть безусловным,
ибо это вредило бы законным интересам
правообладателя, который, например, может
утратить интерес к рынку, где
работал пользователь. Поэтому возможность
понуждения правообладателя к
В ином случае правообладатель обязан либо заключить такой договор с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для пользователя условиях, чем содержал прекратившийся договор), либо возместить ему все убытки, включая упущенную выгоду.
Соблюдение владельцами
франшиз соответствующего качества
товаров и услуг, производимых или
выполняемых под торговым знаком
франшидотеля, несомненно, отвечает интересам
последнего. Однако за рубежом контроль
за качеством в системе
Учитывая возможное количество франшизных предприятий, разбросанных в различных регионах, повсеместный контроль франшизодателя просто нереален и вряд ли отвечает потребностям сторон.
В зарубежной практике гарантией поддержания должного качества франшизных товаров и услуг является постоянная поддержка франшизодателя и его участие в деятельности франшизного предприятия.
Однако в российском законодательстве техническое и консультативное содействие франшизодателя, в том числе обучение и повышение квалификации работников, квалифицировано как диспозитивная норма, поставленная в зависимость от условий договора (п.2 ст. 1031 ГК РФ). Это означает, что франшизодатель, являясь фактическим инициатором договора франчайзинга, может свести свои обязанности до минимума, сняв с себя ответственность за дальнейшую судьбу франшизного предприятия.
Таким образом, возникает несоответствие: с одной стороны, необходимость жесткого контроля отвечает интересам российских потребителей, а с другой – закон не регламентирует оптимальный способ решения этой проблемы.
Положения, устанавливающие субсидиарную или солидарную ответственность франшизодателя по требованиям, предъявляемым к франшизополучателю (ст.1034 ГК РФ), нарушают основной принцип системы франчайзинга – независимость сторон договора. Наличие такой ответственности в значительной мере уменьшает преимущества развития бизнеса в форме франчайзинга по сравнению с традиционным путем создания собственных филиалов и дочерних предприятий.
Необходимость информировать потребителей о присутствии отношений франчайзинга, вменяемая франшизополучателям, заставляет задуматься о неразвитости сектора франчайзинга на российском рынке.
В США или странах Западной Европы подобное требование вряд ли уместно. Идентичность с франшизодателем является неотъемлемой чертой франчайзинга и непременным условием успешной деятельности владельца любой франшизы. Поэтому зачастую франшизным предприятиям свойственна даже большая степень схожести с франшизодателем, чем филиалам или дочерним фирмам родительской компании-правообладателя.
Формальная грань между собственными и франшизными предприятиями проходит только в части отношений собственности.
Право франшизополучателя на заключение нового договора с франшизодателем по истечении срока предыдущего на тех же условиях противоречит здравому смыслу; договоры франчайзинга, как правило, заключаются на длительный срок, но ведь через 5-25 лет ситуация на рынке, а следовательно, и условия договора могут существенно измениться.
Также, недостатком является
то, что будущее франчайзи
Поскольку в гл. 54 ГК РФ «Коммерческая
концессия» отсутствует механизм раскрытия
информации о франшизе, предлагаем
восполнить этот пробел и обратиться
к мировому опыту, который накоплен
в Международном институте
Модельный (типовой) закон о раскрытии информации о франшизе был разработан экспертами УНДРУА и принят в сентябре 202 г. в Италии.
Еще раз заметим, что российские законодатели вполне могут использовать эту модель при принятии соответствующего закона. Также было бы полезным создать на базе Российской ассоциации развития франчайзинга (www.rarf.ru). Реестр информационных документов о франшихах (РИДОФ), в который франчайзинговыми компаниями один раз в год будут сдаваться (и затем корректироваться) документы об их франшизах, выполненные в формате нового закона с открытым доступом для потенциальных покупателей франшиз и заинтересованных инвесторов.
Несомненно, также полезно изучить американский опыт хранения базы данных о франшизах (собрана на сайте www.ufocs.com)10.
Правовое регулирование франчайзинга в нашей стране относится к одному из самых дискуссионных вопросов современного гражданского права. Появившись в России относительно недавно, в период перехода от одной экономической системы к другой, данный правовой институт оказался недостаточно урегулированным отечественным законодательством.11 Целесообразно будет принять закон, регулирующий франчайзинговые отношения. В странах СНГ уже существует специальный закон о франчайзинге (например, Республика Казахстан и Республика Молдова). Их наличие позволяет детализировать различные аспекты отношений, общие нормы которых изложены в гражданских кодексах12.
Заключение
Сегодня франчайзинг стал одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения профессиональным сообществом. Мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний - лидеров рынка в своем секторе.
Преимущества франчайзингового
бизнеса по сравнению с предпринимателями-
В России развитие франчайзинга
происходит неравномерно. К сожалению,
сегодня лишь региональные центры используют
франчайзинговую систему
Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Франчайзинг - эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы, которую можно рассматривать как один из инструментов развития экономики России15.
Список используемой литературы