Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.docx

— 72.58 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития

1.1 Сущность, функции и  субъекты предпринимательства и  бизнеса

1.2 Роль малого и среднего  бизнеса в развитии национальной  экономики на примере зарубежных  стран

Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства  в Казахстане

2.1 Этапы формирования  предпринимательства в Республике  Казахстан

2.2 Факторы, влияющие на  развитие предпринимательства 

Глава 3 Государственная  и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

3.1 Государственная политика  в области поддержки предпринимательства

3.2 Развитие системы финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого  предпринимательства 

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом  страны Н. Назарбаевым в своих  Посланиях народу Казахстана, центральное  место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике  и реальной конкуренции с высоким  уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности  национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической  структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Все это оценки справедливы  и в отношении развития предпринимательства. Социально-экономическая роль этого  сектора велика как в странах  с устоявшейся рыночной экономикой, так и в тех, что только недавно  пошли по этому пути.

Зарубежный опыт экономического и социального развития подтверждает, что предпринимательство может  стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики  Казахстана. Малое предпринимательство  содействует поддержанию на должном  уровне конкуренции, гибкой перестройке  производства, ускорению инновационных  процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса  в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов  и обеспечения в перспективе  устойчивого экономического развития.

На сегодняшний день особую актуальность приобретают проблемы оптимизации государственного и  негосударственного воздействия на сектор предпринимательства, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия. Государство  нуждается в ряде исследований, посвященных  как теоретическим аспектам бизнеса, определению малого и среднего бизнеса, так и изучению практических вопросов создания и эффективного функционирования малых фирм.

В целом можно отметить, что в республике государственная  поддержка малого и среднего бизнеса  носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе.

В настоящее время со стороны  государства находят активную поддержку  конструктивные инициативы общественных организаций предпринимателей, в  обществе пропагандируется активная жизненная  позиция каждого предпринимателя  в создании экономически развитого  государства и повышении благосостояния граждан республики.

Тем не менее, предпринимательство  в Казахстане продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления  которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему  совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по устранению административных барьеров и преодолению коррупции. В этой связи тема данной курсовой работы приобретает особую актуальность.

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков  индивидуального предпринимательства.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- раскрыть сущность предпринимательства;

- раскрыть тенденции и  проблемы становления и развития  предпринимательства в Казахстане;

- проанализировать государственную  и финансово-кредитную структуру  поддержки предпринимательства.

Теоретической основой работы являются научные исследования представителей зарубежной и отечественной экономической  мысли, законодательные и нормативные  акты Республики Казахстан. В работе также использовались монографические  исследования, статьи, опубликованные в периодической печати, данные Агентства  Республики Казахстан по статистике, статистические материалы стран  СНГ, зарубежные источники, материалы  отдельных казахстанских предприятий  малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития   1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса

История предпринимательства  начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. История развития предпринимательства является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда  и в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других. Предпринимательство (бизнес) характеризует деловые отношения  между людьми, а конкретнее, между  участниками дела. Человек, который  занимается каким-то делом, является деловым  человеком, бизнесменом. Под делом  понимается не всякое дело, чем может  заниматься человек, а его экономическая  деятельность. Бизнес представляет собой  хозяйственную деятельность, при  которой производятся материальные блага и оказываются услуги. Бизнесмен  при осуществлении дела преследует чисто эгоистический интерес  – получение прибыли. с уверенностью можем сказать, что бизнес есть экономическая деятельность человека, нацеленная на получение прибыли, выгоды посредством производства материальных благ или услуг.

Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей  цели.

Предпринимательство – это  энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его  состоит в том, чтобы нести  всю полноту риска за начатое  дело. Предприниматели - это люди в  деловом мире, умеющие увидеть  коммерческие возможности, способные  получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность как за успех, так и за провал. Это осуществление новых смелых и непростых идей, интеллектуальная и деловая активность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Предпринимательство – это любое самостоятельное дело, приносящее доход. Сущность предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации на человека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, постоянное стремление вырваться вперед.

Предпринимательство реализуется  в конкретной социально-экономической  среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку  и исходит из этой среды, и приспосабливается  к ней. В конечном итоге предпринимательство  является продуктом этой среды.

Предпринимательство — это  особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее. Экономическая  активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения  финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

-          собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

-          наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

-          индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

-          государственного или муниципального служащего;

-          менеджера (управляющий чужим предприятием);

-          пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

-          учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

-          безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

-          занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

-          вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей  материализованную форму. Целью  предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого  предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в  отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или  скрытый спрос потребителя.

Каждый предприниматель  функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Любой предприниматель нуждается  в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может  эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной  является ситуация, когда все предприниматели  образуют относительно изолированную  от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя. В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель  рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от взаимоотношений с которым  зависит уровень эффективности  его деятельности.

В своём докладе Председатель Правления АО "Фонд развития малого предпринимательства" Амрин Г. К. отметил, что роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике Казахстана традиционно определяется через три главные функции [4].

1. Институциональный эффект  оценивается через долю малого  бизнеса в хозяйствующих субъектах  и здесь она достигает рекордной  доли – более 92,4%. То есть  усилия правительства по созданию  льготных режимов налогообложения  и упрощенной регистрации в  Казахстане достигли своих результатов.  И наиболее высокими темпами  растет количество индивидуальных  предпринимателей, что является  ярким результатом действенности специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Но при этом только половина действующего малого бизнеса является активным.

2. Традиционно малый и  средний бизнес вносит большой  вклад в обеспечении занятости  населения (социальный эффект). В Казахстане доля занятых в малом бизнесе среди экономически эффективного населения составляет 22 %. Такая низкая доля обусловлена тем, что 25% всего занятого населения в Казахстана занято в государственных организациях. По нашим оценкам, доля занятости населения в малом и среднем бизнесе достигла 60%, но при этом учтены все средние предприятия государственной собственности.

3 Экономический эффект  оценивается через вклад объемов  произведенной продукции в ВВП страны. Объемы произведенной продукции малым бизнесом увеличиваются с каждым годом, но темпы роста всей экономики намного выше, поэтому вклад СМП в ВВП страны снижается и сейчас на уроне 15,7%. В развитых странах данный показатель достигает 50% только по малому бизнесу. Таким образом, на примере сравнения этих трех качественных показателей с аналогичными показателями передовых государств можно сделать главный вывод. При достигнутом значительном институциональном эффекте, необходим качественный прорыв в развитии малого бизнеса, так как при большом количестве субъектов малого бизнеса их вклад в уровень развития экономики снижается, так как не происходит развитие микробизнеса в малый и далее в средний и отсутствуют стимулы к отраслевой диверсификации малого бизнеса. В течение последних 10 лет более 60 % малого бизнеса это торговля и сектор услуг.

 
1.2 Роль малого  и среднего бизнеса в развитии  национальной экономики на примере  зарубежных стран 

Информация о работе Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства