Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.docx

— 72.58 Кб (Скачать файл)

Значение малого бизнеса  в экономике очень велико. Без  малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Малый и средний  бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство  развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение коңюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное  и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как  правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это  незаполненная ячейка экономики, имеющая  своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия  дополняют друг друга, создают целостный  организм экономики.

Малые предприятия выполняют  в капиталистической экономике  разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а  крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия  осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные  детали. Среднее время жизни малых  предприятий где-то 6 лет. Но число  новых предприятий превышает  число закрывшихся. Все малые  довольно быстро реагируют на внешние  условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые  предприятия в Японии способны завершить  опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты: ювелирные изделия, одежда, обувь и так далее.

Каждое государство в  зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики  устанавливает свои критерии распределения  предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми предприятиями  считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние  предприятия составляют около 99% численности всех предприятий, и на них трудится примерно 67% всех занятых.

Действительно, в большинстве  капиталистических государств не менее  половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта  доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихся занята только и мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятия  дают работу 1/2 всех занятых японцев. Японии к категории малых и  средних предприятий относятся  юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) –  в розничной торговле и сфере  услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа, и  на них трудится свыше 80% всех занятых [2, c.108].

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной  экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это  скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого  предпринимательства — мышцы, живая  ткань хозяйственного организма. Это  один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального  продукта.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество  важных преимуществ:

-     увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

-     рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

-     селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

-     создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

-     трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

-     подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

-     разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

-     косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

-     ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

-     мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

-     снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

-     улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Роль мелкого бизнеса  велика не только количественно, но и  функционально, иными словами, по тем  задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают  более высокие «этажи» хозяйства  и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм —  коммутанты, т. е. соединители).

Дело в том, что в  принципе в рыночной экономике наличие  платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать  его предложение. Но характерной  чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно  экономически оправдано далеко не в  любых условиях.

Для экономики в целом  деятельность мелких компаний оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг (в первую очередь  — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 
Глава 2 Тенденции  и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане  

2.1 Этапы формирования  предпринимательства в Республике  Казахстан 

Формирование отечественного частного предпринимательства в  Казахстане началось с первых лет  независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная  собственность. Полностью отсутствовала  законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. И самое страшное – в общественном сознании предпринимателя воспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.

Формирование и становления  малого бизнеса в Казахстане проходило  в 4 этапа:

1. Малый бизнес незадолго  до независимости (1986-1990 гг.);

2. Малый бизнес на ранней  стадии перехода к рыночной  экономике (1991-1996 гг.);

3. Малый бизнес на стадии  становления рыночных отношений  в Казахстане (1997-2000 гг.);

4. Современная стадия  развития малого бизнеса.

Первые три этапа связаны  с обретением Казахстаном независимости, становлением рыночных отношений и  появлением новых форм собственности  в республике. На протяжении данных этапов происходило постепенное  формирование нормативно-законодательной  и институциональной основы поддержки  развития частного предпринимательства (Приложение).

Малый бизнес, как таковой, существовал в Казахстане задолго  до появления частной собственности. Первые массовые, легальные виды его  проявления приходятся на конец 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые и колхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакого официального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими за совершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательской деятельностью [4, c.56].

Но не взирая на все существовавшие запреты, спрос в условиях тотального дефицита давал мощную подпитку к процветанию различных форм предпринимательской деятельности, в том числе и подпольного бизнеса. В то время у бизнеса было два способа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второй способ - это взятки. Естественно, что находиться постоянно под прессом закона было малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя бы какой-то легализации.

И в то время существовали прообразы рыночных структур, которые  не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская  кооперация, которая имела своих  пайщиков и сеть заготовительных  контор и кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и  других драгоценных металлов, которые  имели относительную свободу  для предпринимательства. Свои предприятия  имели различные общества инвалидов, например глухих и слепых. К малому бизнесу тех времен можно также  отнести и студенческие строительные отряды.

Движение студенческих строительных отрядов курировал комсомол. Поэтому  не удивительно, что первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся  в конце восьмидесятых годов, были пролоббированы именно комсомолом и возникли в форме молодежных центров при различных комитетах  комсомола, от заводского до ЦК. Практически частично был легализован ранее существовавший теневой бизнес, а частично закладывались основы современного предпринимательства в сфере мелкого, среднего, и крупного бизнеса.

Начиная с начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном  суверенитета, государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.

К сожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной  основе функционирования малого предпринимательства.

В приложении приведена краткая  характеристика основных этапов становления  и развития "официального" малого бизнеса в Казахстане, начиная  с 1986 г. и до 2000 г. включительно.

Первый серьезный скачок предпринимательской активности наблюдался в период с 1991 по 1993 годы. Это можно  объяснить развалом экономических  связей между крупными предприятиями  некогда союзных республик, когда  в результате остановки предприятий  высвободилось значительное количество рабочей силы. Бόльшая часть из этих людей были вынуждены искать себе применение в сфере частного предпринимательства, зачастую в торговле. Однако, первые предприниматели имели смутное представление о бизнесе, что вкупе с макроэкономическими потрясениями того времени и неподъемными налогами привело к банкротству многих из них. Очевидным свидетельством этому является резкое сокращение числа предприятий малого бизнеса в период с 1994 по 1996 годы.

Информация о работе Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства