Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Новый виток развития предпринимательства
совпал с достижением
На протяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная база, регулирующая различные аспекты хозяйственной деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.
При этом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемого сектора экономики, усложнялись по мере развития самого малого бизнеса – от трудностей с доступом к сырью и производственным площадям в 1986 году и до недостаточной развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в 2000 г.
Сложившаяся отраслевая структура
малых предприятий практически
не меняется в последние годы. Из
общего количества действующих субъектов
малого бизнеса доминирующее положение
занимают сферы торговли, ремонта
автомобилей и изделий
Таким образом, до перехода
к рыночным отношениям базовую основу
экономики Казахстана составляли крупные
промышленные гиганты; малый бизнес
не входил в сферу государственных
интересов. Однако в период трансформации
плановой экономики малое
За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе, таким образом была достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.
Если рассматривать развитие предпринимательства на современном этапе, то можно отметить следующее. В Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года всего зарегистрировано 985 496 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1 апреля 2008 года – 996379 СМП, на 1 июля 2008 года - 958116 СМП, что на 9,9% больше показателя прошлого года. Из динамики видно, что в 1 квартале 2008 года наблюдается рост зарегистрированных СМП на 1,1%, во 2 квартале имеет место снижение на 3,8 %.
Из зарегистрированных субъектов юридические лица составляют 198 594, индивидуальные предприниматели – 564 681, крестьянские хозяйства – 19 4841.
От общего числа зарегистрированных СМП, 77 6254 являются действующими, что составляет 73,4 %.
Доля зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов составляет 92%.
Наибольшее количество действующих СМП приходится на торговлю, ремонт автомобилей и бытовых изделий – 36,6 % и сельское хозяйство – 23,0%, данный показатель по промышленности составляет 3,1 %.
В разрезе регионов наибольшее
количество действующих хозяйствующих
СМП приходится на Южно-Казахстанскую
область – 14,5 %, город Алматы – 12,4
% и Восточно-Казахстанскую
2.2 Факторы, влияющие
на развитие
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Одной из наиболее сложных
проблем, препятствующих развитию малого
предпринимательства, является отсутствие
у большей части субъектов
достаточных финансовых ресурсов для
обеспечения собственных
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно
влияющим на развитие малого предпринимательства,
является несовершенство существующих
или отсутствие четких норм в законодательстве
страны, регулирующих деятельность малого
предпринимательства, что приводит
к увеличению административных барьеров.
Недостаточная
Во многих регионах продолжают
оставаться нерешенными проблемы квалификации
предпринимателей и их обучения. Наблюдается
острый дефицит квалифицированных
кадров для малого бизнеса в области
инженерно-технических и
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9]
Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.
Также предусматриваются
меры по кооперации малого предпринимательства
с крупными предприятиями, а также
осуществление сегментации
В целях привлечения
В целом в настоящее
время упрощен порядок
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых не непреодолимы.
Среди 150 административных барьеров
- привлечение иностранной
Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
- Отсутствие четко выраженных
практических мер по
- Противоречивость
- Проблемы доступа к
финансовым источникам (отсутствие
стартового капитала, эффективного
залогового и страхового
- Отсутствие эффективного
механизма кооперации с
- Отсутствие у начинающих
предпринимателей знаний и
- Бюрократизм, коррупция, вымогательство.
- Слабость и фрагментарность
инфраструктуры поддержки
- Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.
- Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.
- Низкий уровень специализации
малого предпринимательства,
Принятые в последнее
время усилия со стороны государства
по созданию нормативно-правовой базы
регулирования малого предпринимательства
не решили проблем по созданию благоприятного
климата для этого сектора
экономики. В действующем законодательстве
имеется расхождения в
В стране действуют 11 тысяч
актов Правительства, около 3 тысяч
приказов, зарегистрированных Министерством
юстиции, свыше 25 тысяч нормативных
актов, принятых на местном уровне.
Немалая часть подзаконных
Сегодняшнее внимание к проблемам малого и среднего бизнеса обусловлено процессами происходящими в обществе.
Если характеризовать
современный казахстанский
Самой главной качественной характеристикой является отраслевая структура МСБ, где наиболее характерными видами экономической деятельности является торговля и сфера услуг. При этом только 4% СМП в сфере строительства, и всего 3% - в сфере промышленности, при этом, если сравнивать экономический и социальный эффекты данных отраслей, он намного выше: 3% промышленных предприятий, обеспечивают 6% занятости и 10% вклада в ВВП. Сельское хозяйство представленное крестьянскими хозяйствами выполняя огромную роль в занятости населения характеризуется самой низкой производительностью труда занятого населения, в 2007 году выработка на 1 занятого составила 545 тысяч тенге, а в торговле она не достигла миллиона тенге и составила 941 тысячу.
Одной из причин, сложившейся ситуации является постоянное направление основных кредитных ресурсов в данные сферы. Если сравнивать структуру выпуска продукции на 1 января 2008 года и структуру банковского кредитного портфеля на эту же дату, то можно увидеть, что из за перефинансирования торговых операций, складывается недофинансирование промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Складывающийся дефицит финансовых ресурсов в данных отраслях не дает возможности диверсифицировать малый бизнес и усилить его роль в экономике государства. Также следует отметить, что по объектам кредитования в ссудном портфеле БВУ наибольшая доля принадлежит кредитам на пополнение оборотных средств. Она превышает долю кредитов на приобретение основных средств более чем три раза.
Глава 3 Государственная
и финансово-кредитная
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
До настоящего времени
государственная поддержка
Сегодня назрела ситуация,
когда малое и среднее