Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.docx

— 72.58 Кб (Скачать файл)

Новый виток развития предпринимательства  совпал с достижением макроэкономической стабилизации в стране – снижение уровня инфляции, укрепление национальной банковской системы, приватизация ряда крупных предприятий, принятие основополагающего  закона, регулирующего предпринимательскую  деятельность. Именно в этот период наблюдается значительный рост количества малых предприятий и численности  занятых на них.

На протяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная  база, регулирующая различные аспекты  хозяйственной деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.

При этом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемого сектора экономики, усложнялись по мере развития самого малого бизнеса – от трудностей с доступом к сырью и производственным площадям в 1986 году и до недостаточной  развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в 2000 г.

Сложившаяся отраслевая структура  малых предприятий практически  не меняется в последние годы. Из общего количества действующих субъектов  малого бизнеса доминирующее положение  занимают сферы торговли, ремонта  автомобилей и изделий домашнего  пользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса  с суммарной численностью занятых 163,6 тыс.человек (31% от общей численности занятых в малом бизнесе).

Таким образом, до перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные  промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных  интересов. Однако в период трансформации  плановой экономики малое предпринимательство  явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса  государства.

За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял  заметное место в обществе, таким  образом была достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

Если рассматривать развитие предпринимательства на современном  этапе, то можно отметить следующее. В Республике Казахстан по состоянию  на 1 января 2008 года всего зарегистрировано 985 496 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1 апреля 2008 года – 996379 СМП, на 1 июля 2008 года - 958116 СМП, что на 9,9% больше показателя прошлого года. Из динамики видно, что в 1 квартале 2008 года наблюдается рост зарегистрированных СМП на 1,1%, во 2 квартале имеет место снижение на 3,8 %.

Из зарегистрированных субъектов  юридические лица составляют 198 594, индивидуальные предприниматели – 564 681, крестьянские хозяйства – 19 4841.

От общего числа зарегистрированных СМП, 77 6254 являются действующими, что составляет 73,4 %.

Доля зарегистрированных субъектов малого предпринимательства  в общем количестве хозяйствующих  субъектов составляет 92%.

Наибольшее количество действующих  СМП приходится на торговлю, ремонт автомобилей и бытовых изделий  – 36,6 % и сельское хозяйство – 23,0%, данный показатель по промышленности составляет 3,1 %.

В разрезе регионов наибольшее количество действующих хозяйствующих  СМП приходится на Южно-Казахстанскую  область – 14,5 %, город Алматы – 12,4 % и Восточно-Казахстанскую область  – 8,8 %. Наименьшее – Кызылординская область – 2,5 %, Мангистауская область – 2,8 %. По г. Астана данный показатель составляет 5,4%.

2.2 Факторы, влияющие  на развитие предпринимательства 

Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.

Одной из наиболее сложных  проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов  достаточных финансовых ресурсов для  обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки  в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

В то же время недостаточный  уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно  доступным методом накопления собственных  финансовых средств. Доход субъектов  малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного  ими дохода.

Другим фактором, негативно  влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка [7].

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается  острый дефицит квалифицированных  кадров для малого бизнеса в области  инженерно-технических и рабочих  специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость  углубления экономических, правовых и  институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке  малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления  поддержки малого бизнеса на ближайшую  перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать  частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9] 

Правительство проводит углубленную  политику по реформе финансового  сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

Также предусматриваются  меры по кооперации малого предпринимательства  с крупными предприятиями, а также  осуществление сегментации крупных  малоэффективных производств и  создания на их базе малых предприятий.

В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных  и нормативных актов при центральных  исполнительных органах созданы  Экспертные советы по вопросам поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители  общественных объединений предпринимателей.

В целом в настоящее  время упрощен порядок регистрации  субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права  на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных  органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

В Казахстане произведен независимый  мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых не непреодолимы.

Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей  силы, таможенные процедуры для субъектов  малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять  полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями  и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 13%, тогда, как в США всего 5%.

Проведенный SWOT- анализ сектора  малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия  развития Республики Казахстан на период до 2030 года.

- Отсутствие четко выраженных  практических мер по проведению  политики поддержки малого бизнеса  и подготовки кадров.

- Противоречивость законодательных  и нормативных актов.

- Проблемы доступа к  финансовым источникам (отсутствие  стартового капитала, эффективного  залогового и страхового механизма).

- Отсутствие эффективного  механизма кооперации с крупными  предприятиями, условий для развития  франчайзинга.

- Отсутствие у начинающих  предпринимателей знаний и навыков  работы в рыночных условиях, их  правовая неосведомленность. 

- Бюрократизм, коррупция,  вымогательство.

- Слабость и фрагментарность  инфраструктуры поддержки малого  предпринимательства. 

- Жесткая налоговая и  таможенная политика, особенно в  вопросах администрирования.

- Повышенная чувствительность  малого предпринимательства к  экономическим изменениям.

- Низкий уровень специализации  малого предпринимательства, недостаточный  уровень необходимого информационного  обеспечения.

Принятые в последнее  время усилия со стороны государства  по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства  не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора  экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях  определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении  реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого  сектора экономики.

В стране действуют 11 тысяч  актов Правительства, около 3 тысяч  приказов, зарегистрированных Министерством  юстиции, свыше 25 тысяч нормативных  актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов  противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются  несоответствия, что создает большие  трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник  и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.

Сегодняшнее внимание к проблемам  малого и среднего бизнеса обусловлено  процессами происходящими в обществе.

Если характеризовать  современный казахстанский бизнес, то необходимо представлять перед собой  пирамиду, где в основании СМП  без создания юридического лица –  это 455 тысяч индивидуальных предпринимателей и 169 тысяч крестьянских фермерских хозяйств. Второй уровень - 120 тысяч  юридических лиц - малых предприятий, третий уровень 11 тыс. средних предприятий  и на вершине 2 тыс. крупных предприятий.

Самой главной качественной характеристикой является отраслевая структура МСБ, где наиболее характерными видами экономической деятельности является торговля и сфера услуг. При этом только 4% СМП в сфере  строительства, и всего 3% - в сфере  промышленности, при этом, если сравнивать экономический и социальный эффекты  данных отраслей, он намного выше: 3% промышленных предприятий, обеспечивают 6% занятости и 10% вклада в ВВП. Сельское хозяйство представленное крестьянскими хозяйствами выполняя огромную роль в занятости населения характеризуется самой низкой производительностью труда занятого населения, в 2007 году выработка на 1 занятого составила 545 тысяч тенге, а в торговле она не достигла миллиона тенге и составила 941 тысячу.

Одной из причин, сложившейся  ситуации является постоянное направление  основных кредитных ресурсов в данные сферы. Если сравнивать структуру выпуска  продукции на 1 января 2008 года и структуру  банковского кредитного портфеля на эту же дату, то можно увидеть, что  из за перефинансирования торговых операций, складывается недофинансирование промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Складывающийся дефицит финансовых ресурсов в данных отраслях не дает возможности диверсифицировать малый бизнес и усилить его роль в экономике государства. Также следует отметить, что по объектам кредитования в ссудном портфеле БВУ наибольшая доля принадлежит кредитам на пополнение оборотных средств. Она превышает долю кредитов на приобретение основных средств более чем три раза.

 
Глава 3 Государственная  и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства 

3.1 Государственная  политика в области поддержки  предпринимательства 

До настоящего времени  государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного  финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных  началах.

Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство  должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного  поиска своего места в инновационной  экономике.

Информация о работе Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства