Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, виды, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена происходящими в России в последние годы социально - экономическими изменениями общества, а именно, эффективная система государственной регистрации юридических лиц является гарантом стабильного развития экономики страны, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования ее процесса.
Цель курсовой работы: исследовать правовые аспекты государственной регистрации юридических лиц.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, цели и виды государственной регистрации юридических лиц. Государственный реестр 5
2. Порядок государственной регистрации юридических лиц 12
3. Отказ в государственной регистрации и юридическая ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц 19
Заключение 23
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Предпринимательское право»

 

Тема: «Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, виды, проблемы»

 

 

Автор курсовой работы                                        _____________Васильева B.В.

Группа                                                       348

Научный  руководитель                                        _______________Зайцева Г. Р.

 

«__»_______________ 2011 г.

 

 

 

Казань 2011


 

Содержание

 

Введение                3

1. Сущность, цели  и виды государственной регистрации  юридических лиц. Государственный реестр             5

2. Порядок государственной регистрации юридических лиц     12

3. Отказ в государственной регистрации и юридическая ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц               19

Заключение                        23

Список использованных источников                  26    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Актуальность  темы курсовой работы  обусловлена  происходящими в России в последние  годы социально - экономическими изменениями общества, а именно, эффективная система государственной регистрации юридических лиц является гарантом стабильного развития экономики страны, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования ее процесса.

В настоящее  время, порядок образования и государственной регистрации юридического лица помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируется также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который систематизировал и упростил порядок государственной регистрации юридических лиц.

Кроме того, значение государственной регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации будет признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов, что также является доказательством актуальности поставленной темы.

Таким образом,   учитывая приведенные выше аспекты, была определена цель курсовой работы: исследовать правовые аспекты государственной регистрации юридических лиц.

Далее в работе были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть  сущность, цели и виды государственной регистрации юридических лиц, а также выявить особенности ведения государственного реестра;

- исследовать  порядок государственной регистрации юридических лиц;

- рассмотреть  порядок отказа в государственной регистрации и юридическую ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

Изучение данных вопросов позволит наиболее полно раскрыть тему курсовой работы, а разработка задач является доказательством  проведенных исследований. Таким  образом, изучение сформулированных задач  позволит достичь поставленной цели.

Согласно поставленным задачам в первом параграфе работы рассмотрены сущность, цели и виды государственной регистрации юридических лиц, основные аспекты института государственного реестра. Во втором параграфе представлены характеристика различных случаев порядка регистрации юридических лиц. В третьем параграфе рассмотрены основные положения порядка отказа в государственной регистрации и виды ответственности за нарушение порядка государственной регистрации.

Кроме того, необходимость  исследований в этой области обусловлена тем, что многолетняя практика применения действующего регистрационного законодательства выявила ряд проблем их применения и свидетельствует о необходимости его дальнейшего совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, цели и виды государственной регистрации юридических лиц. Государственный реестр

 

В публичном  праве понятие государственной  регистрации юридических лиц  рассматривается в 3 аспектах [3, с.178].

Во-первых, как  акт органа государственной власти, в силу которого организация признается:

а) юридическим лицом, созданным путем учреждения вновь (создания);

б) юридическим  лицом, прекратившим свою деятельность в результате реорганизации (с передачей  своих прав и обязанностей созданному (созданным) при его реорганизации  юридическому лицу (юридическим лицам);

в) юридическим  лицом, прекратившим свое существование  в результате завершения ликвидации (без передачи своих прав и обязанностей);

г) юридическим  лицом, изменения учредительных  документов которого приобретают юридическую  силу для третьих лиц: (с момента государственной регистрации изменений учредительных документов).

Во-вторых, государственная регистрация юридических лиц рассматривается как процесс, т.е. совокупность следующих определенных процедур [4, c. 58]:

а) приема заявления (уведомления об изменении учредительных документов) и прилагаемых к нему документов, в том числе учредительных, на регистрацию с фиксацией даты приема документов;

б) выдачи заявителю расписки о принятии документов на регистрацию;

в) проведения правовой экспертизы на предмет соответствия учредительных документов законодательству и выявления нарушений установленного законом порядка образования юридического лица;

г) принятия по результатам правовой экспертизы регистрирующим органом решения о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в таковой;

д) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц на бумажном и магнитном носителе необходимых сведений о создании или прекращении регистрируемого юридического лица (о внесении изменений в его учредительные документы) с фиксацией даты регистрации;

е) регистрации самих учредительных документов юридического лица (изменений к ним), либо признания данных документов недействительными (погашенными) в связи с прекращением юридического лица;

ж) подготовки документа, подтверждающего факт государственной регистрации (свидетельство о государственной регистрации, паспорт юридического лица, выписка из государственного реестра и т.п.);

з) выдаче заявителю документа, подтверждающего факт государственной регистрации и зарегистрированных учредительных документов (изменений к ним) с подтверждением заявителем факта выдачи документов;

и) архивации, хранения и пользования сведениями и документами государственного реестра.

И, в-третьих, государственная регистрация юридических лиц рассматривается как сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации.

В зависимости  от того, или иного понимания термина "государственная регистрация" зависит содержание самого закона о  государственной регистрации юридических лиц. Согласно действующему законодательству используется первый вариант определения, т.е. государственная регистрация - это единомоментный акт регистрирующего органа, совершаемый посредством внесения в Единый государственный реестр ряда определенных законом сведений. Все прочие процедурные вопросы имеют, таким образом, к государственной регистрации лишь опосредованное отношение, т.е. возникают не в процессе регистрации, а в связи с ней [2].

В настоящее  время существует 3 основные формы государственной регистрации [4, c. 10]:

- разрешительная;

- явочная;

- уведомительная.

Таким образом, первая форма  предполагает, что государственная  регистрация основывается на получении  согласия органа публичной власти. Особенностью такой формы является широта полномочий органов государственной власти, а само разрешение строится на принципах «целесообразности» целям государства.

В противоположность первой форме  в цивилизованных государствах преобладает явочная форма, которая  основана на ограниченном влиянии государственной власти, и, как правило задачей государственного вмешательства является стабильное функционирование рыночной экономики. Функция такой регистрации выражается в недопущении деятельности субъектов, нарушающих законодательство [4, c. 13].

С недавнего времени, обсуждается также уведомительная форма государственной регистрации, которая является еще более либеральной, при которой роль государства сведена к минимуму и предприниматель должен лишь уведомить государственное органы власти.

Значение регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации будет признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов, т.е. тех юридических фактов, с которыми связано [9]:

- создание юридического  лица (в том числе в результате  реорганизации другого юридического  лица или юридических лиц);

- внесение изменений в  его учредительные документы (в том числе в результате реорганизации);

- прекращение  юридического лица вследствие  прошедшей реорганизации (прекращение  деятельности с переходом прав  и обязанностей другому юридическому  лицу) или ликвидации (прекращение  существования без правопреемства).

Закон о регистрации предусмотрел ведение государственного реестра  юридических лиц, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующим органом (МНС РФ) в порядке, установленном Правительством РФ. Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации [2].

Единый государственный  реестр является информационным банком данных о всех зарегистрированных юридических  лицах . Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного  юридического лица, а также книги учета документов.

 В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным [14].

Единство и  сопоставимость сведений, содержащихся в реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения Единого государственного реестра.

Единый государственный  реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.

В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице [7]:

- полное и  (в случае, если имеется) сокращенное  наименование, в том числе фирменное  , для коммерческих организаций  на русском языке; 

- организационно-правовая  форма;

- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

- способ образования  юридического лица (создание или  реорганизация);

- сведения об  учредителях юридического лица;

- копии учредительных  документов юридического лица;

- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

- дата регистрации  изменений, внесенных в учредительные  документы юридического лица, или  в случаях, установленных законом,  дата получения регистрирующим  органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; 

- способ прекращения  деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, виды, проблемы