Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, виды, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена происходящими в России в последние годы социально - экономическими изменениями общества, а именно, эффективная система государственной регистрации юридических лиц является гарантом стабильного развития экономики страны, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования ее процесса.
Цель курсовой работы: исследовать правовые аспекты государственной регистрации юридических лиц.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, цели и виды государственной регистрации юридических лиц. Государственный реестр 5
2. Порядок государственной регистрации юридических лиц 12
3. Отказ в государственной регистрации и юридическая ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц 19
Заключение 23
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие  решение о ликвидации юридического лица, обязаны также уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Однако срок для такого уведомления не установлен.

После завершения предусмотренных гражданским законодательством процедур ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются [16]:

а) заявление;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

В заявлении  подтверждается, что соблюден установленный  Законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Законом случаях.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:

а) определение  арбитражного суда о завершении конкурсного  производства;

б) документ об уплате государственной пошлины.

Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица. Такое уведомление должно быть сделано не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отказ в государственной регистрации и юридическая ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц

 

Так, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Основания, по которым допускается отказ в регистрации [2]:

а) непредставления  заявителем определенных настоящим  Федеральным законом необходимых  для государственной регистрации  документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления  документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

е) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Кроме того, с  момента внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  начавшейся процедуре ликвидации юридического лица не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. [16].

Наличие судебного  спора о размере доли или части  доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации  должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации  принимается регистрирующим органом  в срок, предусмотренный для государственной  регистрации, и в течение одного рабочего дня, следующего за днем его  принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности). Если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу. В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр указанное решение направляется в многофункциональный центр. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, решение об отказе в государственной регистрации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

Решение об отказе в государственной регистрации  может быть обжаловано в судебном порядке.

Рассматривая  ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации  необходимо рассмотреть ее с двух сторон:

- ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации;

- ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия.

Итак, ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка

государственной регистрации основывается на следующих  положениях:

а) за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;

б) регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

 Таким образом,  должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.  За  неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения установлена уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ  «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»      За  несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц налагается  в соответствии со ст.14.25 КоАП административный штраф на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ [11].

Относительно  второго аспекта ответственности (ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия) необходимо отметить, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации [17].

Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Регистрирующий  орган вправе обратиться в суд  с требованием о прекращении  деятельности физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Предусмотрена административная ответственность  за непредставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, т.е. 5000 руб. (далее – МРОТ)) Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет. В случае, если причинен это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству либо сопряжено с извлечением дохода в размере более 200 МРОТ (20000 руб.) наступает ответственность по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» [11].

 

Заключение

 

Таким образом, в публичном праве понятие  государственной регистрации юридических  лиц рассматривается в 3 аспектах: как  акт органа государственной власти; как процесс, т.е. совокупность следующих определенных процедур; как сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации.

В зависимости  от того, или иного понимания термина "государственная регистрация" зависит содержание самого закона о государственной регистрации юридических лиц и согласно действующему законодательству используется первый вариант определения.

В настоящее  время существует 3 основные формы  государственной регистрации: разрешительная (государственная регистрация основывается на получении согласия органа публичной власти); явочная (ограниченном влиянии государственной власти); уведомительная (роль государства сведена к минимуму и предприниматель должен лишь уведомить государственное органы власти).

Также, необходимо отметить, что Закон о регистрации предусмотрел ведение государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма; адрес способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях юридического лица; копии учредительных документов юридического лица;  сведения о правопреемстве; дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица; размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и пр..

Кроме того, в Законе о государственной регистрации юридических лиц предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Однако в Законе предусмотрен различный порядок регистрации юридических лиц в следующих случаях: при их создании; при их реорганизации; при внесении изменений в учредительные документы; при их ликвидации, каждый из которых имеет сви особенности.

Так, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Основания, по которым допускается отказ в регистрации указаны в Законе.

Рассматривая  ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации  необходимо отметить, что законом  предусматривается ответственность  для 2 сторон: для регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации; для заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия.

В заключении необходимо отметить, что эффективная система  государственной регистрации юридических лиц является гарантом стабильного развития экономики страны, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования ее процесса.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Проспект, 2011.
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
  3. В.Д. Волков Основы права: учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2008
  4. Гусева Т. А. Государственная регистрация юридических лиц: учебное пособие. – Москва: Деловой двор, 2008.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, виды, проблемы