Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 111.docx

— 91.09 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...…………..3

 Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4

           1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6

1.2. Государство как предприниматель.  Государственный сектор в рыночной  экономике.….……………………………………………………………………………...7

           1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8

Глава 2. Социально-экономическое  содержание и формы государственной  собственности……………………………………………………………………....................12

2.1.Сущность собственности как  экономической категории…………………........12

  2.2. Разновидности собственности  в рыночной экономике……..…………………16

Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27

3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27

3.2. Экономическая характеристика  предпринимательства…………………………28

3.3. Государственное предпринимательство  в условиях рыночной экономики……29

3.4. Формы государственного предпринимательства  в России……………………...37

Заключение……………………………………………………………………………...43

Список литературы………………………….………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение  ресурсов и их использование. Такие  рычаги рыночного регулирования, как  колебания ставки процента, с одной  стороны, и эластичность соотношения  цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность.

Экономическая реальность состоит  в том, что государство выступает  активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции  значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.

Говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы  к необходимости хозяйственной  деятельности государства в рыночной экономике

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная  конкуренция не могла обойтись без  государства, которое брало на себя ответственность за организацию  денежного обращения, обеспечение  правовой основы рыночной экономики. Необходимость  в деятельности государства вызывалась потребностями развития самой рыночной экономики, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике  распределяются только по результатам  конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение  не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды).

Чисто рыночное распределение не гарантирует право  на стандартное благосостояние, без  чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет  работать. «Стратегические прорывы  в науке, технологии, структурные  преобразования в экономике не могут  быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы». Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также  требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается  в коррекции, которую способно осуществить  только государство.

Рыночный  механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли  в историю экономической мысли  как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Таково  было мнение классиков. Однако, на практике же современного рынка государственное предпринимательство играет далеко не последнюю роль.

Рынок, свободный  от какого бы ни было вмешательства  государства может быть только теоретической  абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство  выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной  конкуренции значительная часть  производительных сил перерастает  рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.

Поэтому, говоря в настоящее время о  рыночной экономике, мы говорим и  о роли государства, в общем, и  о государственном предпринимательстве.

Проблемы  государственного предпринимательства  и управления государственной собственностью слабо разработаны в отечественной  и мировой экономической науке. Опыт планового управления советской  централизованной экономикой с монопольным  господством государственной собственности  может быть использован в условиях современной смешанной экономики  лишь частично. 

Рыночная экономика функционирует  на основе конкурентного  рынка.  Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических  проблем,  неподвластных   рынку.  Ими   занимается государство.

Современное рыночное хозяйство  индустриально развитых  стран  –  это смешанная экономика. Для  смешанной экономики характерно многообразие  форм собственности.  В  развитых странах наряду с частной  собственностью существует и государственная  собственность. Государство в современной  рыночной экономике – это еще  и предприниматель, который распоряжается  своей собственностью  через  разгосударствление   и   приватизацию. Приватизация особенно актуальна для нашей страны.

 

1.1. Государство  как субъект экономики. Функции  государства в рыночной экономике

Экономические  функции  государства определялись потребностями  нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции  и частичного  предпринимательства. Функции государства развивались  в двух направлениях:  поддержание   и облегчение функционирования рыночного  механизма; усиление и  модификация  рыночной  системы  в  соответствии с изменением условий развития.

Функции государства по поддержанию  рыночного механизма состоят  в следующем:  обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы  и  др.) и  защита  от  конкуренции  (антимонопольная   деятельность,  защита  прав потребителя).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной  платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ  (строительство школ, больниц), экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей  среды во внутренние издержки самих предприятий (химических, например);

б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью  ее стабилизации. С  помощью бюджетных  и кредитных рычагов государство  осуществляет контроль за  уровнем   занятости,  инфляции, стимулирует экономический рост;

в) в проведении эффективной  внешнеэкономической политики.

Государство как сознательный субъект должно осуществлять  свои функции осторожно, чтобы в рыночной механизме  не  было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно  принимать меры для погашения негативных  последствий.  Следовательно,  государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.

Государство интегрируются  в рыночное хозяйство. Появляется смешанная  система,

характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, её социальной ориентацией, 

направляемой  государством. Современное рыночное  хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика.

 

1.2. Государство  как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.

Для смешанной экономики  характерно многообразие форм  собственности. В  развитых  странах наряду с  частной собственностью существует и государственная собственность.  Удельный вес государственного сектора  в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. «На  европейских же государственных  предприятиях производится от 10%  (Германия)  до  30% (Австрия) валового внутреннего  продукта. На  них занято  от  4% (Великобритания)  до  20-25%  (Австрия,  Греция,  Франция)   рабочей   силы.

Государственные предприятия  осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых  капиталовложений в экономику. В  США около 1/3  всей земли находится  в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство  в современной рыночной экономике  – это и предприниматель, и  крупный инвестор,  и организатор  НИОКР,  и  потребитель конечной  продукции. Оно непосредственно  участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров  и услуг.

В  государственной собственности  субъектом отношений  присвоения, распоряжения и контроля выступает  государство. Государственная собственность  возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые  предприятия за счет средств бюджета; второй  –  когда государство  осуществляет полную или частичную  национализацию, приобретая  акции  частных предприятий.

В результате государственная  собственность реализуется по  следующим каналам:

- создание за счет средств  государственного бюджета малоприбыльных  предприятий инфраструктуры, необходимых  для функционирования всей экономики  (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

- развитие некоторых капитальных  отраслей, связанных с научно-техническим  прогрессом (электроника, авиация);

- национализация убыточных  предприятий (например, предприятия  угольной промышленности).

В результате в орбите государственного  предпринимательства оказываются  не  только  инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие  отрасли промышленности.

Сама рыночная экономика  ограничивает деятельность  государства,  ибо некоторые его действия снижают  эффективность государственных  предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного  механизма.  Поэтому  периодически  к  государству предъявляются  претензии, а  при высокой доле государственного сектора в экономике  ставится вопрос о разгосударствлении.  Такая  картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х  годах, что вызвало  массовый  процесс приватизации.

1.3. Роль государства в  экономике

Проблема государственного вмешательства  в экономику является основной для  любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или  же распределительная.

В распределительной экономике  все проще: государство берет  на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. То есть о регулировании  говорить не приходится: государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещении всего  многообразия форм собственности и  способов ответа на вопрос "Что, как  и для кого производить?" одной  единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический  вопрос - строгой централизацией и  распределением. Однако такая система  на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в  рыночном хозяйстве государству  приходится постоянно корректировать глубину влияния.

Информация о работе Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности