Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа
Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.
Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….……………………
б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;
в) установить общественный контроль за эффективным и по назначению расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;
г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
д) разработать единый реестр государственной собственности как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения
этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
и) упорядочить
механизм управления государственным
имуществом, переданным в хозяйственное
ведение или оперативное
к) четко
разделить все акционерные
- акционерные
общества, государственный пакет
акций которых целесообразно
реализовать в ближайшее время
(в течение года) путем его продажи.
В этом случае усилия
- акционерные общества, государственный
пакет акций которых
л) шире
практиковать передачу акций акционерного
общества с контрольным пакетом
акций у государства в
м) развивать
новые модели предпринимательской
деятельности государства, основанные
на различных формах сочетания государственной
и частной собственности, т.е. развитие
экономики смешанного типа (создание
государственно-частных
н) введение
на макроуровне системы
Государственное
предпринимательство в
Реальные процессы в этих отраслях развиваются в соответствии с логикой условий, созданных в предшествующий период, и под воздействием новой рыночной среды. Российская оборонная промышленность и производство гражданской авиационной техники в результате рыночных реформ оказались в тяжелейшем экономическом положении. Ситуация же в атомной промышленности, включая и ядерный оружейный комплекс сложилась весьма благоприятно.
Формирование
корпоративной структуры
Реформирование затрагивает все уровни и все входящие в отрасль подведомственные структуры. По ряду направлений процесс реформирования стратегических отраслей опережает другие отрасли отечественной промышленности. Так, атомщики первыми в энергосистеме страны создали Единую генерирующую компанию. Первая в России Единая генерирующая компания- концерн «Росэнергоатом» - появилась в атомной отрасли в 2001
компании вошли все 10 российских АЭС. «Росэнергоатом» за счет собственных доходов начал развитие отрасли, которая неинвестировалась на протяжении почти 15 лет. Средства концерна были использованы на достройку энергоблоков Волгодонской, Удомльской, Калининской и Курской АЭС, а также на продление службы уже существующих блоков. В результате объединения генерирующих компаний в атомной энергетике снизились издержки производства. Тарифы атомщиков стали стабильно ниже тарифов ТЭС и ГРЭС.
По этому же принципу в отрасли было создано такое крупное корпоративное образование, как холдинг ОАО ТВЭЛ. Холдинг объединил 12 предприятий, осуществляющих добычу и производство атомного топлива.
Стратегические отрасли российской промышленности находятся в начале интеграционного пути. В планах правительства масштабное объединение входящих сюда предприятий в акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом.
В стратегических отраслях промышленности постепенно складывается конгломерат различных форм собственности. Так, два основных поставщика тяжелого оборудования для АЭС - ОМЗ и «Силовые машины» являются крупнейшими в стране частными компаниями. Расширение частного сектора в этих отраслях происходит исключительно путем приобретения государственной собственности. Наличие производственных структур с разной формой собственности предполагает выстраивание определенных схем кооперации внутри отрасли. Пересматриваются принципы системы отношений с входящими в стратегические отрасли предприятиями.
В результате реализации проектов реструктуризации предприятий стратегических отраслей, повысилась экономическая эффективность действующих производств, обеспечено проведение работ по концентрации и выделению производства спецпродукции, реорганизованы или ликвидированы неперспективные производства.
Современная
организационная структура стратегических
отраслей в настоящее время является
образцом объединения научно-
Основная направленность структурных
преобразований в комплексе стратегических
отраслей – создание предприятий
различных организационно-
Так, за период структурных преобразований
в атомной отрасли России образовано
62 акционерных общества с различной
долей федеральной
Государственное
предпринимательство - это хозяйственная
деятельность государства, направленная
на получение государственными предприятиями
прибыли на рынке товаров и
услуг. Роль государственного предпринимательства
не ограничивается производством общественных
благ. Оно выполняет функции
Коммерческая
деятельность государства в странах
с рыночной экономикой позволяет
получить материальные и финансовые
ресурсы для решения
Государство осуществляет предпринимательскую деятельность в различных секторах хозяйства также и в целях преодоления частной монополии и сохранения конкуренции, как ключевого механизма рыночной экономики.
3.4.
Формы государственного
Государственное
предпринимательство является важной
составляющей картины предпринимательского
бизнеса во всех странах с рыночно
ориентированной экономикой. Его
особенности в современной
Во-первых,
в Российской Федерации современное
государственное
Во-вторых,
в России, как и в других странах,
где развиваются рыночные отношения,
существует объективная необходимость
государственного предпринимательства
и существования
В-третьих,
в России сильны традиции вмешательства
в экономику органов
В-четвертых,
в России традиционно силен
В России в
первой половине 1990-х годов ускоренными
темпами стала осуществляться тотальная
приватизация основной массы предприятий.
«На начало 1998 г. общее число приватизированных
предприятий составило 126,7 тыс., или
59% от количества государственных предприятий
к началу приватизации в 1991 г. Параллельно
создавались новые частные
торговля и общественное питание - 868,3
промышленность - 341,6
сельское хозяйство - 336,7
строительство - 289,1.
Почти 50% от общего числа хозяйствующих субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта».
Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций.
Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;
оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;
деятельность в космосе;
федеральные банки;
денежная эмиссия.
Природопользование, общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.
Разграничение
государственной собственности
на федеральную собственность, собственность
субъектов РФ и муниципальную
собственность позволяет
Имущество,
находящееся в государственной
собственности, закрепляется за государственными
предприятиями и учреждениями во
владение, пользование и распоряжение.
Государственное имущество, не закрепленное
за предприятиями и учреждениями
(средства бюджетов и др.), составляет
государственную казну