Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 111.docx

— 91.09 Кб (Скачать файл)

Государственные предприятия, работающие в соответствии с нормами частного права, подразделяются на два вида. На те, капитал которых  целиком принадлежит государству, и те, капитал которых является смешанным, государственно-частным  при условии, что контрольный  пакет акций находится у государства. Государственные учреждения обоих  этих видов самостоятельны в управлении. Они осуществляют свою деятельность согласно тем же правилам, что и  предприятия частного сектора. Часть  административного совета смешанных  госпредприятий назначается государством.

Значительная  часть государственных предприятий  создается и действует в рамках публичного права. Публичные корпорации – это корпорации, капитал которых  не разделен на акции и целиком  принадлежит государству. Они действуют  в соответствии со специальными законодательными актами. В Европейском сообществе, например, деятельность публичных корпораций подотчетна не правительству, а  парламенту.

Опыт  многих стран свидетельствует, что  стабильное развитие экономики обеспечивает удельный вес государственного сектора  на уровне приблизительно 10-25 %. Такой  уровень позволяет содержать  необходимые для функционирования экономики и в целом общества, но нерентабельные производства, развивать  наукоемкие отрасли т.п.

Основным  фактором, определившим масштабы и  принципы создания государственного сектора  в промышленности России, была массовая приватизация предприятий 1990-х годов. Приватизация на том этапе решала практически единственную стратегическую задачу - трансформировать советскую  государственно-монополистическую  социально-экономическую модель в  модель смешанной (многоукладной) рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности

3.1.Сущность и  функции предпринимательства

Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная  отличительная черта которого - свободная  конкуренция.

Красочную характеристику предпринимательства  можно встретить в работах  немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их  интерес,  завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт  главной среди них выделяет стремление  к процветанию и росту своего  дела,  а подчиненной -  рост  прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Однако наибольший вклад  в  разработку  теории  предпринимательства, исследование его природы и функций  внес именно И. Шумпетер. Он  называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации:  "Быть  предпринимателем  - значит, делать не то,  что делают  другие...  и не  так,  как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

1) создание нового, еще  не знакомого потребителю материального  блага или прежнего блага, но  с новыми качествами;

2) введение нового, еще  не применявшегося в данной  отрасли промышленности способа  производства;

3) завоевание нового рынка  сбыта или более широкое использование  прежнего;

4) использование нового  вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации  дела, например, монопольного положения  или, наоборот, преодоление монополии.

Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну   важную   функцию предпринимателя -  слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р.Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал, что предприниматель - это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен.

Таким образом, в современной  научной литературе  утвердился однозначный взгляд на предпринимательство  как на важнейший хозяйственный  ресурс, приводящий в движение   остальные факторы производства  и  обеспечивающий  свой  вклад  в  успех  экономического развития. Для более полного  представления  о  предпринимательстве  как  факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы - экономическом содержании предпринимательской деятельности.

        

 

3.2. Экономическая  характеристика предпринимательства.

С экономической точки  зрения предпринимательство может  быть рассмотрено как экономическая  категория, метод хозяйствования, тип  экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и  объектов.

Субъектами предпринимательства  могут быть, прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства  — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы  комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства  как метода ведения хозяйства  первым и главным условием является самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов, наличие  у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской  деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Второе условие предпринимательства  — ответственность за принимаемые  решения, их последствия и связанный  с этим риск. Риск всегда связан с  неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз  не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской  деятельности.

Третье условие предпринимательства  — ориентация на достижение коммерческого  успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей  в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических  задач, они принимают участие  в решении социальных проблем  общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как  особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью  оригинальных взглядов и подходов к  принятию решений, которые реализуются  в практической деятельности. Центральную  роль здесь играет личность предпринимателя.

3.3. Государственное предпринимательство  в условиях рыночной экономики

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась  непосредственная предпринимательская  деятельность государства, приобретал все большее значение государственный  сектор в экономике. В развитых странах  на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  деятельность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства  состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических  задач, таких как:

- обеспечение  необходимых темпов роста, 

- сглаживание  циклических колебаний, 

- поддержание занятости,

- стимулирование  научно-технического прогресса и  т.д.

Данная форма регулирования  обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий 

и отраслей хозяйства, которые  жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры:

- энергетика,

- транспорт, 

- связь.

Но не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные  инвестиции в экономику, в отдельных  странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства  ведутся фундаментальные научные  исследования.

Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору  в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также  предоставление населению льгот  в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

- увеличение числа рабочих мест,

- охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

- строительство очистных сооружений,

- развитие фундаментальных научных исследований,

- производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они  зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной  и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий стало  характерным формирование смешанных  государственно-частных предприятий  и корпораций, имеющих акционерную  форму.

Проблема государственной собственности  и ее границ все больше преобразуется  в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально  влиять на поведение экономических  субъектов.

Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение  развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3.  Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка  и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения,  которые не могут в полной  мере заниматься общественно-полезным  трудом.

6. Поддержание  в нормальном состоянии денежной  и финансовой системы. 

Ни одна из перечисленных задач  не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или  региона. Это прерогатива исключительно  государства.

Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают  свои вариации направленные на процесс оптимизации  государственного и государственно-частного предпринимательства. Основные из них могут быть обозначены как следующие:

а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как  развитых, так и развивающихся  показывает, что частное предпринимательство  должно быть дополнено государственным  предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом  развитии, тем выше роль государства  как участника хозяйственной  деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических  проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.

Информация о работе Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности