Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа
Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.
Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….……………………
Государственные
предприятия, работающие в соответствии
с нормами частного права, подразделяются
на два вида. На те, капитал которых
целиком принадлежит
Значительная
часть государственных
Опыт
многих стран свидетельствует, что
стабильное развитие экономики обеспечивает
удельный вес государственного сектора
на уровне приблизительно 10-25 %. Такой
уровень позволяет содержать
необходимые для
Основным
фактором, определившим масштабы и
принципы создания государственного сектора
в промышленности России, была массовая
приватизация предприятий 1990-х годов.
Приватизация на том этапе решала
практически единственную стратегическую
задачу - трансформировать советскую
государственно-
Глава 3. Государственное
3.1.Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция.
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще
не знакомого потребителю
2) введение нового, еще
не применявшегося в данной
отрасли промышленности
3) завоевание нового рынка
сбыта или более широкое
4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.
Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя - слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р.Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал, что предприниматель - это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен.
Таким образом, в современной
научной литературе утвердился
однозначный взгляд на предпринимательство
как на важнейший хозяйственный
ресурс, приводящий в движение
остальные факторы
3.2. Экономическая
характеристика
С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.
Субъектами
Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.
Для предпринимательства
как метода ведения хозяйства
первым и главным условием является
самостоятельность и
Второе условие
Третье условие
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство
осуществляется в тех областях, где
деятельность противоречит природе
частных фирм или же требуются
огромные вложения средств и риск.
Основное отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная
цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода,
а в решении социально-
- обеспечение необходимых темпов роста,
- сглаживание циклических колебаний,
- поддержание занятости,
- стимулирование
научно-технического прогресса
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий
и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:
- энергетика,
- транспорт,
- связь.
Но не
только это: государства осваивают
программы по развитию атомной энергии,
радиоэлектронной промышленности, созданию
ЭВМ, освоению космоса. Государственные
инвестиции в экономику, в отдельных
странах достигли огромных размеров:
в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании
- до 1/3, в Австрии и Франции - свыше
40 % общего объема капитальных вложений.
Практически на средства государства
ведутся фундаментальные
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
- увеличение числа рабочих мест,
- охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
- строительство очистных сооружений,
- развитие фундаментальных научных исследований,
- производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие,
пусть даже наделенное самыми широкими
правами и ответственностью, всегда
отстает от частного в степени
хозяйственной
Для последних десятилетий стало
характерным формирование смешанных
государственно-частных
Проблема государственной
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка
и обеспечение социальных
6. Поддержание
в нормальном состоянии
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства. Основные из них могут быть обозначены как следующие:
а) определить
оптимальные рамки