Государственное регулирование малого предпринимательства в Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
1.Рассмотреть регулирование процесса становления малого предпринимательства в Ленинградской области.
2.Государственная поддержка развития малого сектора экономики в Ленинградской области.
3.Анализ деятельности предприятия ООО «Коммунаровский»

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1.Выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
2.Оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
3.Рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1.Сущность и содержание малого предпринимательства………………..
1.2.Основные организационно-правовые формы субъектов малого бизнеса.
1.3.Этапы формирования малого предпринимательства в России…………. 1.4.Преимущества и недостатки малого предпринимательства……………
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………
2.1 Состояние и развитие малого бизнеса в Ленинградской области…………..
2.2 Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области………………………………………………………………………………
Выводы и предложения……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 203.03 Кб (Скачать файл)

-конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах  бизнеса производственные секреты  и специальная технология являются  главным капиталом фирмы, а  единоличное владение дает возможность  сохранить в тайне секрет предприятия.

Но наряду с достоинствами  этой организационной формы ей свойственны  и недостатки, к которым относятся:

-ограниченность привлечения  значительных финансовых средств;

-неограниченная (полная) имущественная  ответственность за долги в случае банкротства;

-недоверие со стороны  государственных учреждений и  крупных предприятий;

-слабость управления. Обычно  владелец является управляющим  по всем вопросам: экономическим,  финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам  не хватает профессиональных  знаний и опыта менеджмента;

-трудность в получении  кредита;

-высокий уровень банкротства  (в США ежегодно разоряются  около 50% из вновь созданных  фирм).

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

  1.3.Этапы формирования малого предпринимательства в России

 

Современное предпринимательство  в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза  Социалистических республик «Об  общих началах предпринимательства  граждан в СССР», который определил  общие принципы предпринимательства  СССР, регламентировал права и  ответственность субъектов предпринимательской  деятельности, обеспечил государственную  поддержку, установил отношения  предпринимателей с органами государственной власти.

Если рассматривать историю  малого бизнеса с этого момента  до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных  этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, бригадных  подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ  предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

На втором этапе (1987-1988 гг.) предпринимательство приобретает  характер активного многочисленного  движения, кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались  в течение месяца, часто и не приступая к работе. Цель развития малого бизнеса - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных  финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. И это в  определенной мере удалось: существенно  расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий  и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Приватизация превращала государственную собственность  в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она  создавала необходимую базу для  реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффективности российской экономики.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью  широкомасштабной приватизацией и  развития всех видов предпринимательства. Впервые в экономике возникают  венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется.

На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности  сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые  предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации  капиталов, появились случаи поглощения предприятий.

Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в  ней и развитие малого бизнеса  имеют много схожего, начиная  с фундаментальных основ собственности  до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе  хозяйствования.

Именно поэтому, говоря о  развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как  направленное и последовательное воспроизводство  среды существования, немыслимое без  малых и средних предприятий.

По данным Минэкономразвития  РФ за последние 4 года удвоился объем  производства малого предпринимательства и в 2011г. число малых предприятий превышает 1 млн, занятость на одном предприятии возросла на 6,7%, однако наилучшие показатели наблюдаются не в крупных городах и центральной части, а в регионах. Ежегодный прирост количества малых предприятий составляет около 25 тыс. По прогнозам специалистов к 2011г. объем производства может дать еще одно удвоение. Согласно официальным данным Госкомстата России, отраслевая структура малых предприятий в течение последнего ряда лет остается практически неизменной.

Рисунок 2. Структура малого предпринимательства.

             

По мнению автора на рисунке 2. Структура малого предпринимательства видно, что большую часть занимает торговля и общественной питание. Сфера торговли и услуг является наиболее массовыми в малом бизнесе, что вполне отвечает специфике малых форм хозяйствования.

Приоритетными направлениями поддержки и развития малого предпринимательства станут:

1.сектор промышленного производства,

2.научно – технической и инновационная сфера,

3.жилищно-коммунальное хозяйство,

4.сфера услуг, торговли и сервиса.

 

  

1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса.

Практика показывает, что  технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Индивидуальную частную легко учредить, так как это не вызывает практически никаких юридических и бюрократических препятствий и связанных с ними расходов.

Частный предприниматель  – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход  зависит от успешной деятельности его  предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение  платежной дисциплины, высокий уровень  процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень  организационно-экономических и  правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной  культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение  определенной части населения, связывающей  предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки  малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая  ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе  в первую очередь оказываются  предприятия, функционирующие в  сфере производства товаров и  бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и  др., стоимость которых постоянно  растет. Налоговый пресс давит  на производственные предприятия в  сфере малого бизнеса. Сложившиеся  экономические условия подрывают  стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой. Обобщая данные социологических  опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией  развития малого предпринимательства  на тему: “Малый бизнес России. Проблемы и перспективы”, сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей  стране:

налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;

поставки, дефицит; трудности  получения кредита и высокая  кредитная ставка;

неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;

1.недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; 2.высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий;

трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации;

недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;

невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет  льгот; рэкет;

невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие  западных партнеров; отрицательное  отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые  для развития предпринимательства  вообще, а малого в особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.   ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Состояние и развитие  малого бизнеса в Ленинградской  области

Состояния малого предпринимательства в Ленинградской области был сделан на основе данных, полученных от экономических служб муниципальных образований .На начало 2000 года на территории Ленинградской  области зарегистрировано 17,4 тысячи  малых предприятий, 4,7 тысячи фермерских хозяйств и свыше 40 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Доля малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов составляет около 67 %. По отношению к  2009 году их число возросло на 16 %, тогда как в 20077 -2008 годах ежегодный прирост не превышал 4-6 %. Из 17419 зарегистрированных по области предприятий только каждое третье осуществляет хозяйственную деятельность. Там, где за год было больше всего зарегистрировано предприятий, процент действующих из них наиболее низкий. Например, в Гатчинском районе - 21 %, в Тосненском районе - 26 %, в Кингисеппском районе - 23 %.Динамика количества зарегистрированных и действующих субъектов малого предпринимательства за 2007-2010 годы (единиц)Сложившиеся отраслевые пропорции в малом секторе экономики Ленинградской области близки к общероссийским, доля предприятий торговли и общественного питания составила 44 %, промышленности - 20%, строительства - 15 %.Плотность распространения  зарегистрированных малых предприятия - 10 ед. на 1000 жителей Ленинградской  области. Это самый высокий показатель в Северо-Западном регионе, за исключением Санкт-Петербурга. Для сравнения количество малых предприятий на 1000 жителей в Новгороде - 3,6 ед.; в Пскове - 3,3 ед.Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица после бурного роста в 1996 году, когда прирост за год составил более 35%, практически стабилизировалось. Как правило, индивидуальные предприниматели планируют осуществлять торговую деятельность (73 % зарегистрированных) и работать в сфере транспорта и связи (10 % зарегистрированных). 
Основная масса малых предприятий в Ленинградской области - это предприятия с численностью работающих до 10 человек - 66 % общего числа, и только 5 % предприятий - с численностью работающих свыше 50 человек. В последние годы сложилась тенденция укрупнения предприятий в ряде отраслей. Эти изменения особенно характерны для предприятий производственной сферы. В 1999 году количество промышленных предприятий с численностью от 50 до 100 человек увеличилось на 37 %, транспортных - в 2 раза. В промышленности средняя численность на предприятии за отчетный период составила - 17 человек, в строительстве - 15, на транспорте и в связи - 14 человек.На малых предприятиях Ленинградской области трудится более 65 тысяч человек. Если учитывать работающих на условиях вторичной занятости, индивидуальных предпринимателей и фермеров, то малый сектор экономики обеспечивает работой 115 тысяч человек, или около 17 % экономически активного населения области. По сравнению с предыдущим годом среднесписочная численность работников малых предприятий выросла на 12 %, а численность работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера - на 6 %. Вместе с тем, число работников, привлеченных на работу по совместительству, уменьшилось на 8 %. Вторичная занятость больше всего распространена в сфере образования (39 %), науки и научного обслуживания (34 %).В результате увеличения численности занятых в промышленности на 4,6 тысячи человек доля работающих в этой отрасли увеличилась до 34 %, тогда как в торговле и общественном питании - снизилась до 22%. В отраслях непроизводственной сферы удельный вес работающих практически не меняется в течение нескольких лет. Объем производства  в секторе малого бизнеса  в 2005 году по сравнению с 2008 годом вырос более чем в 2,5 раза и составил 11521,1  млн. рублей. Это одна пятая часть продукции (работ, услуг), произведенной всеми предприятиями области.  В удельном объеме продукции (работ, услуг), выполненном малыми предприятиями, доля промышленного производства составила 37,7 %, строительства - 19,8 %, транспорта и связи - 4,5 %, торговли и общественного питания - 29,5 %Предприятия области всех форм собственности в 2008 году стали работать более эффективно, о чем свидетельствует рост полученной ими прибыли. Сальдированная балансовая прибыль предприятий негосударственных форм собственности превысила прибыль 2010 года в 6 раз, государственных предприятий - в 2,5 раза. Значительно сократились убытки муниципальных предприятий. 2010 год оказался прибыльным для предприятий всех отраслей, за исключением сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сферы.  Уровень рентабельности малых предприятий, работающих на территории Ленинградской области, составил в среднем 9 %, в том числе в промышленности - 6%. За 2010 год от субъектов малого предпринимательства поступило в бюджеты всех уровней 803 млн. рублей, в том числе в местные бюджеты - 409 млн. рублей- это составляет 10,5 % общей суммы поступлений в бюджетную систему Ленинградской области. Областной бюджет на 5,7 % формируется за счет малых предприятий.В результате вступления в силу с 1января 2001 года Закона Санкт-Петербурга “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” возникает необходимость урегулировать вопрос уплаты единого налога на вмененный доход субъектами малого предпринимательства, зарегистрированными в Санкт-Петербурге, но осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Ленинградской области. Проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Ленинградской  области,  во многом вытекают из макроэкономической ситуации настоящего периода. Однако, как показывает опыт, решение даже региональных задач существенно улучшает условия для организации и деятельности всех хозяйствующих субъектов, включая малые предприятия.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства в Ленинградской области