Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель данного курсового проекта– провести исследование, как государство влияет на развитие предпринимательства в регионах России.
Основные задачи курсового проекта:
1.Определить цели и задачи государственного регулирования развития предпринимательства в регионах России;
2.Охарактеризовать международный опыт государственного регулирования предпринимательства в регионах ;
3.Охарактеризовать предпринимательскую деятельность в регионах России (на примере Курской области);
4.Определить институциональную структуру предпринимательства регионов России (на примере Курской области);
5.Определить нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности регионов России (на примере Курской области)
6.Определить основные проблемы государственного регулирования развития предпринимательства в регионах России (на примере Курской области);
7.Определить пути реформирования предпринимательства регионов России (на примере Курской области).
Введение……………………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы государственной политики по развитию предпринимательства в РФ…………………………………………………………....5
1.1.Понятие предпринимательства, виды, необходимость государственной поддержки……………………………………………………………………………...5
1.2.Нормативно – правовая база развития предпринимательства в РФ……………8
1.3.Институциональные основы поддержки развития предпринимательства……11
2.Анализ региональной политики по поддержке предпринимательства (на примере Курской области)……………………………………………………...……15
2.1.Состояние предпринимательства в Курской области………………………….15
2.2.Нормативно – правовая база и институциональная основа поддержки предпринимательства в Курской области…………………………………………..18
2.3.Основные проблемы развития отдельных субъектов предпринимательства в Курской области……………………………………………………………………...20
3.Пути совершенствования государственной политики по развитию предпринимательства в регионах РФ……………………………………………….22
3.1.Перспективы государственной поддержки предпринимательства в РФ……..22
3.2.Совершенствование правовой основы поддержки малого предпринимательства в РФ………………………………………………………….23
3.3.Совершенствование региональной политики по поддержке предпринимательства в Курской области………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………….……..27
Список литературы…………………………………………………………………..28
Из приведенных в таблице 1 показателей следует, что за прошедший пятилетний период почти вдвое увеличилось количество малых предприятий. В 2,7 раза вырос оборот хозяйствующих субъектов, в 1,8 раза – налоговые поступления от применения специальных режимов налогообложения. Бюджетное финансирование программных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства увеличилось в 6,5 раз.
За период 2009-2010 года субъектам
малого и среднего предпринимательства
и организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства, предоставлено
государственное и
При выполнении задачи по расширению форм финансовой и иной поддержки малого и среднего предпринимательствапроведены мероприятия по совершенствованию механизмов предоставления государственной финансовой поддержки.Продолжена работа по взаимодействию с Минэкономразвития России по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе. Заключены два соглашения о софинансировании мероприятий Программы за счет федерального бюджета в размере 37,9 млн. руб.В число приоритетных направлений господдержки малого и среднего бизнеса включено предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным (зарегистрированным) на территории Курской области, за исключением городских округов – на возмещение части затрат по уплате налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в связи с производством товаров в сфере обрабатывающего производства, действующего в сельской местности. На эти цели направлены областные субсидии в объеме 1000 тыс. рублей. Просубсидировано 9 проектов.Осуществлялось взаимодействие с субъектами малого и среднего бизнеса по реализации проектов, направленных на подготовку и переподготовку кадров рабочих профессий. Государственная финансовая поддержка предоставлена по 7 проектам хозяйствующих субъектов. Общий объем субсидии составил 344,6 тыс. рублей. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (рабочие профессии) – получили 168 человек.
Общая сумма расходов составила 2850 тыс. рублей, в том числе 450 тыс. руб. за счет средств областного бюджета.
Просубсидировано 9 муниципальных целевых программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (Большесолдатский,
Горшеченский, Курчатовский, Мантуровский, Обоянский и Советский районы, города Курск, Курчатов, Железногорск). Общая сумма расходов составила 7 685,2 тыс. руб. Средства направлены на развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор, информационно-консультационный центр), на поддержку начинающих собственное дело, на развитие выставочно-ярмарочной деятельности.Организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства предоставлены субсидии в размере 526 тыс. руб.
Проведена работа по привлечению субъектов
малого и среднего предпринимательства
для выполнения услуг крупным
предприятиям.Поддержка
Важным итогом проводимой работы является обеспечение курян необходимыми товарами и услугами, создание здоровой конкуренции, стабилизация ситуации на рынке труда.
2.2.Нормативно – правовая база и институциональные основы поддержки предпринимательства в Курской области
Нормативно
правовую базу составляет
1.Федеральный закон от 08.08.2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
2.Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
3.Федеральный закон от 22.07.2008 г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности"
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2008г. №556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007г. №470 "Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"
8.Письмо Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 5684-АП/Д05 и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/10329 ПИСЬМО от 29.04.2008г. "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства"
9.Постановление Администрации Курской области от 10.03.2009 г. № 80 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2009-2011 годы"
10.Постановление Администрации Курской области от 06.08.2008 г. № 246 "Об утверждении правил предоставления за счет средств областного бюджета субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства"
На 1 января 2007 г. по сравнению с 1 января 2006 г. число учтенных вСтатистическом регистре хозяйствующих субъектов юридических лиц, их филиалов иобособленных подразделений уменьшилось на 1366 ед. и составило 24371 ед. (94,7%).Наибольшее число организаций осуществляет свою деятельность в торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; сельскомхозяйстве, охоте и лесном хозяйстве; операциях с недвижимым имуществом. Аренде ипредоставлении услуг; обрабатывающих производствах.
2.3.Основные проблемы развития отдельных субъектов предпринимательства в Курской области
В рамках реализации областной целевой
программы «Развитие малого и
среднего предпринимательства в
Курской области на 2009-2011 годы»
комитетом потребительского рынка,
развития малого предпринимательства
и лицензирования Курской области
проводятся меры по формированию благоприятной
среды для развития малого и среднего
предпринимательства и
1.«Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования, в связи с производством товаров в сфере обрабатывающего производства»;
2.«Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией программ энергосбережения и присоединения к сетям инженерной инфраструктуры»;
3.«Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников предприятий рабочих профессий»;
4.«Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с проведением прикладных исследований, разработкой и проектированием новых образцов инновационной промышленной продукции, организацией подготовки производства, получением инжиниринговых услуг, сертификацией, патентованием, экспертизой и государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства».
3.Пути совершенствования государственной политики по развитию предпринимательства в РФ
3.1.Перспективы
Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей.
Государство и местные власти обязаны
в меру своих возможностей проводить
патерналистскую (покровительственную)
политику в отношении предприятий-
К видам и формам поддержки предприятий-
1) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
2) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:
1.Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.
2.Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание
жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться: ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета),
либо соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.
3.Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита - закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.
Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений.Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.
Итак, развитие предпринимательской
деятельности в России - сложный
и противоречивый процесс, имеющий
ряд специфических
3.2.Совершенствование
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения
состоит в том, что не получила
должного развития государственная
поддержка предприятий малого бизнеса.
Между тем эти предприятия, как наиболее
неустойчивая предпринимательская структура,
наиболее зависимая от колебаний рынка,
нуждаются в разносторонней государственной
поддержке.
В данной концепции идет речь о признании
малого предпринимательства сферой экономической
деятельности, способной (в силу максимальной
адаптивности, самоорганизации и саморазвития)
при должной государственной политике
обеспечить наиболее быстрый и значительный
социально-экономический эффект. Исходя
из этого, целью государственной политики
развития и поддержки малого предпринимательства
является создание политических, правовых
и экономических условий для свободного
развития малого предпринимательства,
обеспечивающих:
1)повышение социальной эффективности
деятельности малых предприятий - рост
численности занятых в секторе малого
предпринимательства, средних доходов
и уровня социальной защищенности работников
малых предприятий и, как следствие, формирование
среднего класса - базы политической стабильности;
2)повышение темпов развития малого предпринимательства,
как одного из стратегических факторов
социально-экономического развития государства,
увеличение доли малого предпринимательства
в формировании всех составляющих внутреннего
валового продукта (производство товаров,
оказание услуг, чистые налоги), расширение
сфер деятельности и экономическое укрепление
малых предприятий.