Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:20, реферат
Эволюция взаимоотношений институтов государства и предпринимательства в развитых и развивающихся странах на различных этапах экономического развития доказала, что их конструктивное взаимодействие является важнейшим фактором успешного социально-экономического развития. Постоянно увеличивающийся разрыв между потребностями населения к общественным услугам, инфраструктуре, требованиями к ним, и бюджетными ограничениями обусловили развитие партнерских отношений государства и предпринимательских структур.
Введение
3
Что такое государственно-частное партнерство
4
Государственно-частное партнерство в Республике Казахстан
5
3. Проблемы и риски государственно-частного партнерства.
8
4. Пути к развитию ГЧП.
10
5. Развитие ГЧП в Павлодарской области.
12
Заключение
Логическая модель СРС
13
14
Список используемой литературы
15
«Государственное-частное партнерство в Республике Казахстан на примере Павлодарской области»
Содержание
Введение |
3 |
|
4 |
|
5 |
3. Проблемы и риски государственно-частного партнерства. |
8 |
4. Пути к развитию ГЧП. |
10 |
5. Развитие ГЧП в Павлодарской области. |
12 |
Заключение Логическая модель СРС |
13 14 |
Список используемой литературы |
15 |
Введение
Эволюция взаимоотношений институтов государства и предпринимательства в развитых и развивающихся странах на различных этапах экономического развития доказала, что их конструктивное взаимодействие является важнейшим фактором успешного социально-экономического развития. Постоянно увеличивающийся разрыв между потребностями населения к общественным услугам, инфраструктуре, требованиями к ним, и бюджетными ограничениями обусловили развитие партнерских отношений государства и предпринимательских структур.
В условиях трансформации роли государства в экономке повышается важность поиска альтернативы прямому регулированию экономических процессов. Одной из них выступает институт государственно-частного партнерства (далее ГЧП), который позволяет привлечь в экономику дополнительные ресурсы, перераспределить риски между государством и предпринимательским сектором, направить усилия предпринимателей на решение значимых для общества социально-экономических целей и задач при сохранении за государством его неотъемлемых полномочий и функций. Зарубежный опыт показывает, что реализация проектов в рамках ГЧП обеспечивает значительную экономию бюджетных средств.
Отечественный опыт реализации государственно-частного партнерства преимущественно связан с инфраструктурными проектами, тогда как за рубежом типичными сферами реализации государственно-частного партнерства являются транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, телекоммуникации, экологические проекты, финансовая сфера, социальная сфера. Целесообразность использования механизмов ГЧП в социальной сфере обусловливается высокими потребностями во внебюджетных средствах и использовании эффективных методов управления для повышения обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
1. Что такое государственно-
Можно определить следующее понятие ГЧП.
Государственно-частное партнерство - это совокупность среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно-значимых работ и/или услуг по проектированию; финансированию; строительству; реконструкции; реабилитации; эксплуатации; обслуживанию объектов на условиях соблюдения основных принципов ГЧП.
Основной целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта государства и бизнеса, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.
Во всех развитых странах основными принципами ГЧП являются:
• Равенство и свобода.
• Стабильность контракта (возможность его изменения и адаптации).
• Непрерывность оказания услуг.
• Конкурсность.
• Прозрачность и обратная связь.
• Невмешательство.
• Гарантии.
• Возмездность.
• Равноправие (недескриминация).
Базовыми признаками ГЧП являются:
• Среднесрочные или долгосрочные взаимоотношения;
• Стороны в ГЧП представлены государством и частным сектором;
• Взаимодействие сторон в ГЧП оформлены в соответствующих договорах;
• Взаимовыгодное распределение рисков, выгод, прав и обязанностей между партнерами;
• Определение критериев достижения результативности по объекту ГЧП государственным сектором.
Несмотря на общность принципов и признаков ГЧП для всех стран, в международной практике отсутствует единое определение термина ГЧП, общепринятая классификация форм ГЧП, а также их стандартная схема применения. Каждая страна самостоятельно и независимо определяет их для себя исходя из принципа приемлемости для собственной экономики.
В мировой практике существует большое количество моделей, форм и видов ГЧП, но все это многообразие по сути можно разделить на две основные группы. Первая - это контрактное ГЧП, предусматривающее различные формы договорных отношений, в том числе концессию. Вторая группа - институциональное ГЧП - предусматривает создание совместных предприятий между государственным и частным секторами, и такая форма государственно-частного партнерства в Казахстане пока не представлена. Впрочем, и контрактное ГЧП включает огромное количество моделей контрактов, самым распространенным из которых является концессия. Она, в свою очередь, также делится на множество подвидов, но у нас распространен такой, как ВТО (от англ. Build-Transfer-Operate, “строительство - передача - эксплуатация”). Частная сторона создает объект концессии, передает его государству в республиканскую и коммунальную собственность, осуществляет его эксплуатацию на протяжении периода действия договора концессии. Существует общепринятая методология Всемирного банка, в соответствии с которой выделяют пять групп контрактов, и чем выше уровень участия частного сектора, тем более значительны такие контракты для государства
Государственно-частное партнерство - это не госзакупки, не приватизация, не прямые государственные инвестиции. Это не помощь государства бизнесу, ЭТО равноправные партнерские отношения, которые оформляются договором и предполагают соблюдение баланса интересов обеих сторон.
История становления ГЧП в Казахстане берет начало в 1991 году, когда был принят Закон “О концессиях” (Конце́ссия, концессио́нное соглашение — форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях), регулировавший организационные, экономические и правовые условия предоставления концессий в виде имущества, а также земли и природных ресурсов на территории республики только иностранным инвесторам. Законодательство о концессиях в том виде, в каком оно существует в мировой практике, в нашей стране появилось относительно недавно, восемь лет назад, в 2006 году. Фактически же еще до принятия закона, в 2005-м, стартовала реализация пилотных концессионных проектов по строительству железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск и ЛЭП Северный Казахстан - Актюбинская область. Однако, как отмечают специалисты, поскольку договоры концессии в данном случае были подписаны до принятия закона, сегодня трудно говорить о том, соблюдались ли все признаки и принципы или нет. В 2008 году, в соответствии с постановлением правительства “О создании специализированной организации по вопросам концессии”, был создан Казахстанский центр государственно-частного партнерства, который в настоящее время осуществляет экономическую экспертизу концессионных предложений, ТЭО концессионных проектов, конкурсной документации, концессионных заявок, представленных участниками конкурса при выборе концессионеров, проектов договоров концессии, предложений концессионеров. Второй блок вопросов, которыми занимается Центр ГЧП, связан с мониторингом и оценкой результатов проекта, подготовкой рекомендаций по совершенствованию законодательства в области ГЧП и бюджетных инвестиций, организацией мероприятий по вопросам ГЧП. Орган по ГЧП также занимается проведением исследований в профильной области. 2010 год был отмечен внесением поправок в концессионное законодательство. Изменения касались процедур передачи объектов в концессию, расширения мер государственной поддержки, повышения привлекательности концессионных проектов. Переломным, с точки зрения экспертов, моментом развития ГЧП в Казахстане стал 2011 год, когда был принят первый программный документ в области государственно-частного партнерства на период до 2015 года. В нынешнем году ведется работа по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам ГЧП.
Государство предпринимает шаги к совершенствованию технической и законодательной базы для развития государственно-частного партнерства, однако активность частного сектора в данном направлении пока оставляет желать лучшего.
Государственно-частное партнерство (ГЧП), предполагающее сотрудничество государства и бизнеса в реализации крупных проектов, достаточно давно относят к числу основных факторов роста конкурентоспособности нашей страны. В условиях же кризиса и посткризисного развития, когда банки второго уровня, как правило, не способны обеспечить долгосрочное финансирование, увеличение государственных инвестиций становится тем самым шансом, благодаря которому могут воплотиться в реальность те или иные проекты. В развитых странах механизм государственно-частного партнерства работает не одно столетие. Для Казахстана же данная инициатива относительно нова. Тем не менее, в республике на сегодняшний день созданы законодательные условия для развития ГЧП, а решение неизбежно возникающих технических вопросов является делом времени и опыта.
В нашей стране законодательно не закреплено понятие государственно-частного партнерства, что приводит к различному толкованию термина представителями государственных структур, бизнес-сообщества, СМИ, и порой создается впечатление, что ГЧП стало просто своего рода модным трендом. Впрочем, в законодательствах многих стран мира четкая формулировка понятия ГЧП тоже отсутствует, однако богатая, опробованная десятилетиями практика применения данного механизма позволяет обойтись без недопониманий и разночтений. В общем и целом ГЧП определяют как форму взаимодействия государственного и частного секторов, предусматривающую полную или частичную передачу субъектам частного сектора ответственности за оказание услуг, традиционно относящихся к сфере ответственности государственного сектора, на условиях адекватного и справедливого разделения между его участниками рисков и выгод, а также контроля со стороны государства. Целью ГЧП является привлечение частного капитала в развитие инфраструктуры и повышение качества услуг, а суть партнерства двух секторов состоит в перераспределении ответственности и рисков. Залогом успешного осуществления проектов ГЧП является объединение уникальных возможностей сторон. Так, частный сектор обеспечивает проекты финансовыми ресурсами, новыми технологиями, использует профессиональный опыт, навыки эффективного управления. Государство же, реализуя полномочия собственника, дает возможность воспользоваться налоговыми и другими льготами, гарантиями, а также получить некоторый объем финансовых ресурсов. Как отмечают специалисты Казахстанского центра ГЧП, при таком подходе государство получает возможность более эффективно использовать современные методы хозяйствования, поскольку функции управления переходят предпринимательским структурам, сохраняя при этом права контроля и надзора. Компании, в свою очередь, обретают доступ к государственным ресурсам и гарантиям, минимизируя предпринимательские риски.
В развитых странах механизм государственно-частного партнерства функционирует на протяжении столетий. Во Франции, например, первый концессионный проект был реализован еще в середине XVI века, а закон о концессиях в сфере общественных услуг, таких как дорожное строительство, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, действует еще со времен Наполеона. В Великобритании концессионное законодательство появилось в XVII веке, а в США первые концессии были выданы 300 лет назад. По словам экспертов, в начале прошлого века железные дороги, мосты, электростанции и прочие инфраструктурные объекты строились за счет средств частных предпринимателей, готовых принять на себя риски в обмен на ожидаемую высокую доходность своих инвестиций. За счет частных компаний, например, были реализованы такие проекты, как строительство Суэцкого канала и Транссибирской магистрали. Со временем экономический подъем, и рост населения потребовали более развитой дорожной сети, расширения систем энерго- и водоснабжения. Однако в тот период снизились возможности государств по привлечению новых займов; вместе с тем крупнейшие международные частные компании в результате экономического спада столкнулись с проблемой недозагрузки созданных ими мощностей и искали новые области применения имевшихся ресурсов и накопленного опыта. В результате многие страны начали поощрять прямое участие частного сектора в развитии общественной инфраструктуры. В течение последних 20 лет в рамках государственно-частного партнерства за рубежом выполнено множество проектов.
На сегодня в Казахстане реализовано и осуществляется шесть концессионных проектов ГЧП на общую сумму 80,1 млрд.тенге. Например: ЛЭП Северный Казахстан - Актюбинская область. Одна из задач при строительстве данного объекта была связана со снижением зависимости потребителей Актюбинской области от поставок электроэнергии из России. Уже используется и железнодорожная линия Шар - Усть-Каменогорск; благодаря созданию данной транспортной артерии удалось исключить двойное пересечение границы между Казахстаном и Россией, сократить время прохождения таможенных процедур, расстояние, что в общем и целом позволило ускорить грузовые и пассажирские перевозки на 12-14 часов. В 2007 году в рамках развития инфраструктуры Мангистауской области было подписано соглашение с одной из иностранных компаний о строительстве и эксплуатации пассажирского терминала международного аэропорта Актау. В стадии подготовки к финансированию находятся проекты по строительству и эксплуатации комплекса детских садов в Караганде, газотурбинной станции в городе Кандыгаш Актюбинской области, и по строительству и эксплуатации железнодорожной линии Ералиево - Курык.