Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретическое исследование исторического развития ресторанного бизнеса в России и зарубежных странах.
Задачи исследования:
Проанализировать развития ресторанного бизнеса в мире;
Изучить становления ресторанного бизнеса в России;
Рассмотреть современное состояние ресторанного дела.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект истории развития ресторанного бизнеса в мире 4
1.1. Становление ресторанного бизнеса в мире 4
1.2. Развитие кулинарного искусства в мире 8
Глава 2. Тенденция развития ресторанного бизнеса в современном обществе 11
2.1. Ресторанный бизнес в мире на сегодняшний день 11
2.2. Современный вид ресторанного бизнеса в России 14
Глава 3. Этапы построения ресторанного бизнеса в России 17
3.1. Становление ресторанного бизнеса до XV в. 17
3.2. Ресторанный бизнес в Новое время 19
3.3. Становление ресторанов в советском обществе 25
Заключение 28
Список литературы 29
«Положение о заведениях трактирного промысла» 1821 года выделяло уже 5 категорий такого рода: гостиницы, ресторации, кофейные дома, трактиры и харчевни. Все они открывались только с разрешения городских властей, а их владельцы платили акцизный сбор. «Ресторации» работали до полуночи, предлагали блюда иностранной кухни, изысканные вина. Вход туда разрешался люди богатые из светского общества, женщин в ресторан не пускали, музыка и «пляски» запрещались, и этот запрет сохранялся до 1861 года [3; 15].
Следующее «Положение» 1835 года расширяло круг владельцев: отныне открыть заведение могли не только купцы и мещане, но и даже крестьяне только при наличии «свидетельства о беспорочности». Никто не мог владеть более, чем одним рестораном.
Рестораны в современном
понимании появились после
В новом заведении вводились и новые правила обслуживания. Чай, кофе и аналогичные напитки нужно было подавать не порциями (как ранее было в трактирах), но в чашках и стаканах. Ликеры и вина – в рюмках и стаканах, а шампанское и портер – в бутылках и полубутылках. Первый такой кафе-ресторан Доминика Риц Апорта появился на Невском проспекте, в доме лютеранской церкви Петра и Павла, назывался он, естественно – «Доминик». Он сразу стал популярным, особенно среди не очень богатых горожан, студентов и шахматистов. Писали, что к середине дня от наплыва гостей залы, казалось, были в тумане из-за наполнявшего их дыма и пара. Подсчитали, что в среднем каждый из «доминиканцев» – так называли завсегдатаев заведения – оставлял здесь 40 коп. Столь же популярным был «Мильберт», умеренность цен в котором объясняли громадным количеством постоянных посетителей. Число ресторанов постоянно росло – вместе с увеличением населения города, развитием деловой и общественной жизни, торговой и промышленной деятельностью. В конце ХIХ века их было около 60, в 1911 – более 100 (не считая тех, что устраивались на вокзалах, при клубах и гостиницах) [5;74].
Окончательная «демократизация» ресторанного бизнеса произошла сразу после отмены крепостного права, отмены винных откупов и проведения других либеральных реформ 60 – 70-х гг. XIX в. Посетителям отныне разрешалось курить и наслаждаться развлекательной программой, в ресторанах также разрешили петь и представлять «каскадные номера» с танцами [3; 17].
В начале XIX в. ресторатор Фельет первым стал нанимать в качестве профессиональных официантов непьющих и исполнительных татар. Им не платили жалованья. При поступлении на работу официант сам платил хозяину денежный залог и ежедневно платил по 10-20 копеек за битую посуду или утерянную вещь. В некоторых ресторанах официанты давали специальные расписки в том, что обязуются служить «без жалования, на готовом столе и своей квартире» и «ни до каких неприятностей и суда хозяина не доводить» [2; 74].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Развитие ресторанного бизнеса в России продолжалось бурными темпами;
2. Становление питейных заведений происходило под контролем государства, на протяжении всего времени облагалось большими налогами.
3. Кроме корчмы, позже существовали и такие заведения, как кабаки (XVI в.), харчевни (к концу XVI в.), трактиры (начало XVIII в.), герберги (середина XVIII в.). В начале XIX в. появляется первый ресторан в Петербурге.
К началу XX в. рестораны и трактиры разного класса были уже практически во всех крупных городах империи. В Петербурге их насчитывалось почти 650, в Москве примерно такое же количество.
Заработная плата официанта состояла из «благодарности господ посетителей», т.е. чаевых, которые в иных ресторанах составляли от 5 до 10% от счета. Во время особой посещаемости ресторанов этот процент порой доходил до 300-1000 золотых рублей. Постоянное жалованье получала лишь ресторанная элита – «винные буфетчики», заменявшие хозяина, старшие приказчики в трактирах, метрдотели и их помощники – «контр-метры». В любое время официанта или полового могли уволить.
После революции 1905-1907 гг. официанты стали получать твердое жалованье. Тогда и появились первые объединения рестораторов – «Общество взаимопомощи владельцев заведений трактирного промысла». Стали выходить первые отраслевые журналы: «Ресторатор» (М., 1910-1912 гг.), «Ресторанная жизнь» (М., 1912-1915 гг.), «Ресторанное дело» (СПБ., 1912-1916 гг.) [3; 32].
С приходом большевиков к власти были экспроприированы крупные коммерческие предприятия питания. На основании первых декретов советского правительства из трактиров и ресторанов стали создаваться столовые для рабочих и красноармейцев. Эти пункты питания служили уже совсем иным целям – выживанию и поддержанию трудоспособности рабочих кадров.
При нэпе сектор общественного питания несколько оживился. Стал вновь подниматься ресторанный бизнес, только посетителями таких заведений стали «новоиспеченные короли нэповского предпринимательства». Ресторанный быт этого времени имеет характер «пьяно ночного загула».
В январе 1931 г. в СССР ввели снабжение населения продуктами питания и непродовольственными товарами по карточкам. Это нововведение коснулось и системы ресторанного дела.
Но, не смотря на то, что в 1935-1936 гг. карточки отменили, изменения в кулинарии и становлении разнообразного общепита не произошло. Историки оценивают период до середины 50-х годов как время упадка поварского искусства. В годы «оттепели» взгляд на ресторан стал меняться, люди стали тянуться к уюту, комфорту, эстетике, это становилось местом не только для утоления голода, но и интересного красивого досуга.
В стране стали открываться высшие кулинарные курсы, техникум общественного питания – учебные заведения, из которых в сферу общепита поступали квалифицированные кадры. Отчасти стали реанимировать дореволюционный опыт ресторанного дела [3;39].
В конце 60-х годов началось развитие и новых тенденций в осмыслении ресторанного дела, у руководителей ресторанов появляется установка на поиск стиля заведения. В это же время появляется классификация ресторанов в зависимости от количества и качества предоставляемых услуг: люкс, высшая, первая и вторая. Создавались рестораны тематической направленности, например, на исторический аспект этого бизнеса. Изучив старые поваренные книги и записки современников, рестораторы составили 5 вариантов «петровских обедов». Стилизованный под начало XVIII в. интерьер заведения, официанты, одетые в костюмы героев эпохи, необычные блюда (например, «мясо в квасе», «редька с медом» и т.п.) открывали посетителям мир новых ощущений [3; 40]. С 90-х годов начинают складываться ресторанные империи – А.Новикова, А.Деллоса, М.Перевезенцева.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о развитии ресторанного бизнеса в России:
Ресторанный бизнес является
быстроразвивающимся видом
Изучая литературу, мы
рассмотрели историю