Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ института коммерческой тайны в российском праве с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
а) необходимо рассмотреть сущность коммерческой тайны и коммерческой информации в российском законодательстве;
б) следует определить основные признаки коммерческой тайны, включая и отличия его от схожих понятий, в частности от « ноу-хау»;
в ) нужно раскрыть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
г) рассмотреть основные элементы механизма защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности;
в) важно рассмотреть основные проблемы защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности и наметить пути их решения.
В курсовой работе используются аналитические научные статьи, посвященные проблемам реализации коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Глубиной анализа отличаются статьи Потапова Н.А., Ханкевича А.Г., Лопатина В.Н. и других ученых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки коммерческой тайны. Коммерческая информация 1. 2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия.
2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.
2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основные способы хищения коммерческой тайны
3.2 Коммерческий шпионаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Файлы: 1 файл

предпринимкательское правокурсовая полностью..doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«Восточно - Сибирский  государственный технологический  университет»

Институт экономики и права

Юридический факультет

 

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Российское предпринимательское право»

   на тему: КОММЕЧЕСКАЯ ТАЙНА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Исполнитель: студент  очной формы обучения группы 577-2

ТУГАРИНА ВЕРА МИХАЙЛОВНА /________________/

 

 

 

 

 

 

  Руководитель:______________

Оценка:___________________

Дата:______________________

 

 

 

 

 

Улан – Удэ, 2010

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

           Стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ     

                                                                                               

ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ               

                                                                                      

1.1  Понятие и признаки  коммерческой тайны. Коммерческая информация                                                        1. 2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне

 

ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия.

2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.

2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны.

                                        

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1 Основные способы хищения коммерческой тайны

3.2 Коммерческий шпионаж

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях развивающейся  рыночной экономики и самостоятельности  субъектов рынка всё большее  значение приобретает защита коммерческой информации, позволяющей компании поддерживать конкурентоспособность своих товаров  на рынке, организовывать защиту материальных ценностей, снижать риск корпоративного захвата и т. д.

Несмотря на то что термин «коммерческая тайна» у всех на слуху, достаточно многие руководители и специалисты не в  полной мере понимают, что это такое  и как именно необходимо защищать конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну. 

Многие  вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью  только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

Вопросы, касающиеся определения правовой природы коммерческой тайны и защиты коммерческой тайны от разглашения, рассматривались, в частности, в работах известных российских ученых Розенберга В. В. и Шершеневича Г. Ф. Однако в дальнейшем в силу особенностей государственной политики советского периода коммерческая тайна рассматривалась в течение более семидесяти лет как конструкция non grata.

Данное обстоятельство породило различные теоретические  и практические проблемы, в частности, проблему соотношения законодательно закрепленного понятия коммерческой тайны с такими используемыми в российской и зарубежной правовой доктрине и правоприменительной практике терминами, как ноу-хау, секреты производства, торговые секреты, промысловая тайна, предпринимательская тайна и т. п.; проблему определения природы права на коммерческую тайну; проблему выявления

промысловая тайна, предпринимательская тайна и  т. п.; проблему определения природы  права на коммерческую тайну; проблему выявления

круга возможностей (правомочий), предоставленных обладателю права на коммерческую тайну; проблему совершенствования законодательного регулирования, касающегося вопросов ответственности за нарушение права на коммерческую тайну; и другие.

В этой связи  особенно актуальным является исследование российского доктринального, законодательного и правоприменительного опыта как в историческом, так и в сравнительно-правовом аспекте. Сравнительно-правовое исследование приобретает особое значение, поскольку использование института коммерческой тайны в практике зарубежных государств, основанное на многовековой традиции, предоставляет обширный материал для изучения и в некоторых случаях - для творческого заимствования.

Вышеприведенные аргументы  свидетельствуют о том, что проблемы, связанные с использованием института  коммерческой тайны в предпринимательской деятельности приобретают все большую практическую и научную актуальность в современных условиях.

Вместе с тем в российской юридической литературе отсутствуют  монографические исследования, посвященные  рассмотрению понятия коммерческой тайны и имеющие задачей раскрытие его содержания. Отечественными авторами до настоящего времени не проводился комплексный анализ преимуществ, предоставляемых предпринимателю институтом коммерческой тайны, и особенностей реализации правомочий, образующих право на коммерческую тайну в предпринимательской деятельности. Недостаточно исследованы в российской юридической литературе и вопросы привлечения нарушителя права на коммерческую тайну к ответственности.

Объект  исследования –  общественные отношения. касающиеся  коммерческой тайны в предпринимательской деятельности российского законодательства.

 Предмет исследования  – правовые нормы, регулирующие  институт коммерческой тайны  в предпринимательской деятельности  российского законодательства.

Целью курсовой  работы является анализ института коммерческой тайны в российском  праве с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи  работы:

    а) необходимо  рассмотреть сущность коммерческой  тайны и коммерческой информации в российском законодательстве;

   б) следует определить  основные признаки коммерческой  тайны, включая и отличия его  от схожих понятий, в частности  от « ноу-хау»;

   в ) нужно раскрыть  порядок отнесения коммерческих  сведений к коммерческой тайне предприятия;

   г) рассмотреть   основные  элементы механизма  защиты коммерческой тайн в  предпринимательской деятельности;

   в) важно рассмотреть  основные проблемы защиты   коммерческой тайн в предпринимательской  деятельности и наметить пути  их решения.

В курсовой  работе используются аналитические  научные статьи, посвященные проблемам  реализации коммерческой тайны в  предпринимательской деятельности. Глубиной анализа отличаются статьи  Потапова Н.А., Ханкевича  А.Г., Лопатина В.Н. и других ученых.

Теоретической и методологической основой исследования стал системный подход к анализу  правовых проблем коммерческой тайны  в предпринимательской деятельности.П  рименение разнообразных методов исследования(сравнительно-правового,структурно-функционального,конкретно-социологического, аксиологического и других) способствовало обращению одновременно к уголовному, трудовому, административному  праву.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1.Понятие и  признаки коммерческой тайны. Коммерческая информация

 

  Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

       К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством тайной является объектом хозяйственного, гражданского оборота наряду с такими материальными объектами, как здания, сооружения, машины, механизмы, работы, услуги, результаты умственной деятельности, нематериальные блага, вещи.

Под коммерческой тайной фирмы следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.

     В  законодательстве России понятие  «коммерческая тайна» впервые  появилось в 1990 году в тексте  Закона о предприятиях и предпринимательской  деятельности. В соответствии со  ст. 139 Гражданского кодекса РФ, принятого  Государственной думой 21 октября 1994 года,  коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям  оценки:

   a) их открытое использование связано с ущербом для  предприятия;

   б) они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

   в) предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;

    г) эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;

    д) сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

  К тайне  может быть отнесена только  документированная информация, то  есть информация, которая зафиксирована  на каких-либо материальных носителях: документах, материальных объектах, в том числе физических полях, где информация, составляющая тайну, находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

   Несомненным достоинством института коммерческой тайны является возможность отнести к коммерческой тайне практически любые сведения, которые организация хотела бы сохранить в тайне, а также право определять перечень и состав такой информации принадлежит её обладателем. Предприниматель вправе сам определить, какую информацию отнести к коммерческой тайне. Чаще всего к коммерческой тайне относят финансово-экономическую, научно-техническую, технологическую, производственную информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), а также сведения, касающиеся структуры организации, разрабатываемых и реализуемых организацией проектах, планах расширения или свертывания деятельности организации, планах инвестиций, закупок, продаж и т.п.

        Но при этом следует учитывать, что отнесение информации к коммерческой тайне, сделанное в целях сокрытия правонарушений и нанесения ущерба правам и законным интересам государства, организаций и граждан будет являться злоупотреблением правом, и в силу этого будет считаться незаконным.

        Другой важнейшей особенностью коммерческой тайны является то, что идеи, замыслы, сведения и иные данные, какую бы коммерческую ценность для их обладателя они не представляли (в том числе, озвученные на переговорах, совещаниях, предварительные условия сделок, технические предложения и т.п.), если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, остаются не защищёнными.

     Кроме  того, чтобы считаться коммерческой  тайной, информация должна соответствовать  признакам: коммерческая ценность  информации и её неизвестность  третьим лицам.

  Информация, для того  чтобы она могла  считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную  или потенциальную коммерческую  ценность в силу её неизвестности  третьим лицам. Поэтому из числа  сведений, составляющих коммерческую  тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. К коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в возможности получения прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, секретов торговли, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной.

Информация о работе Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти