Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ института коммерческой тайны в российском праве с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
а) необходимо рассмотреть сущность коммерческой тайны и коммерческой информации в российском законодательстве;
б) следует определить основные признаки коммерческой тайны, включая и отличия его от схожих понятий, в частности от « ноу-хау»;
в ) нужно раскрыть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
г) рассмотреть основные элементы механизма защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности;
в) важно рассмотреть основные проблемы защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности и наметить пути их решения.
В курсовой работе используются аналитические научные статьи, посвященные проблемам реализации коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Глубиной анализа отличаются статьи Потапова Н.А., Ханкевича А.Г., Лопатина В.Н. и других ученых.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки коммерческой тайны. Коммерческая информация 1. 2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия.
2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.
2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основные способы хищения коммерческой тайны
3.2 Коммерческий шпионаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно - Сибирский
государственный
Институт экономики и права
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Российское предпринимательское право»
на тему: КОММЕЧЕСКАЯ ТАЙНА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнитель: студент очной формы обучения группы 577-2
ТУГАРИНА ВЕРА МИХАЙЛОВНА /________________/
Руководитель:______________
Оценка:___________________
Дата:______________________
Улан – Удэ, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки
коммерческой тайны. Коммерческая информация
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия.
2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.
2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основные способы хищения коммерческой тайны
3.2 Коммерческий шпионаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Введение.
В условиях развивающейся
рыночной экономики и самостоятельности
субъектов рынка всё большее
значение приобретает защита коммерческой
информации, позволяющей компании поддерживать
конкурентоспособность своих
Несмотря на то что термин «коммерческая тайна» у всех на слуху, достаточно многие руководители и специалисты не в полной мере понимают, что это такое и как именно необходимо защищать конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну.
Многие
вопросы предпринимательской
Вопросы, касающиеся определения правовой природы коммерческой тайны и защиты коммерческой тайны от разглашения, рассматривались, в частности, в работах известных российских ученых Розенберга В. В. и Шершеневича Г. Ф. Однако в дальнейшем в силу особенностей государственной политики советского периода коммерческая тайна рассматривалась в течение более семидесяти лет как конструкция non grata.
Данное обстоятельство
породило различные теоретические
и практические проблемы, в частности,
проблему соотношения законодательно
закрепленного понятия коммерче
промысловая тайна, предпринимательская тайна и т. п.; проблему определения природы права на коммерческую тайну; проблему выявления
круга возможностей (правомочий), предоставленных обладателю права на коммерческую тайну; проблему совершенствования законодательного регулирования, касающегося вопросов ответственности за нарушение права на коммерческую тайну; и другие.
В этой связи особенно актуальным является исследование российского доктринального, законодательного и правоприменительного опыта как в историческом, так и в сравнительно-правовом аспекте. Сравнительно-правовое исследование приобретает особое значение, поскольку использование института коммерческой тайны в практике зарубежных государств, основанное на многовековой традиции, предоставляет обширный материал для изучения и в некоторых случаях - для творческого заимствования.
Вышеприведенные аргументы свидетельствуют о том, что проблемы, связанные с использованием института коммерческой тайны в предпринимательской деятельности приобретают все большую практическую и научную актуальность в современных условиях.
Вместе с тем в российской юридической литературе отсутствуют монографические исследования, посвященные рассмотрению понятия коммерческой тайны и имеющие задачей раскрытие его содержания. Отечественными авторами до настоящего времени не проводился комплексный анализ преимуществ, предоставляемых предпринимателю институтом коммерческой тайны, и особенностей реализации правомочий, образующих право на коммерческую тайну в предпринимательской деятельности. Недостаточно исследованы в российской юридической литературе и вопросы привлечения нарушителя права на коммерческую тайну к ответственности.
Объект исследования – общественные отношения. касающиеся коммерческой тайны в предпринимательской деятельности российского законодательства.
Предмет исследования
– правовые нормы,
Целью курсовой работы является анализ института коммерческой тайны в российском праве с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
а) необходимо
рассмотреть сущность
б) следует определить
основные признаки
в ) нужно раскрыть
порядок отнесения
г) рассмотреть
основные элементы механизма
защиты коммерческой тайн в
предпринимательской
в) важно рассмотреть
основные проблемы защиты
коммерческой тайн в
В курсовой
работе используются аналитические
научные статьи, посвященные проблемам
реализации коммерческой тайны в
предпринимательской
Теоретической
и методологической основой исследования
стал системный подход к анализу
правовых проблем коммерческой тайны
в предпринимательской
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие и признаки коммерческой тайны. Коммерческая информация
Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством тайной является объектом хозяйственного, гражданского оборота наряду с такими материальными объектами, как здания, сооружения, машины, механизмы, работы, услуги, результаты умственной деятельности, нематериальные блага, вещи.
Под коммерческой тайной фирмы следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.
В
законодательстве России
По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:
a) их открытое использование связано с ущербом для предприятия;
б) они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;
в) предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
г) эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
д) сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.
К тайне может быть отнесена только документированная информация, то есть информация, которая зафиксирована на каких-либо материальных носителях: документах, материальных объектах, в том числе физических полях, где информация, составляющая тайну, находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Несомненным достоинством института коммерческой тайны является возможность отнести к коммерческой тайне практически любые сведения, которые организация хотела бы сохранить в тайне, а также право определять перечень и состав такой информации принадлежит её обладателем. Предприниматель вправе сам определить, какую информацию отнести к коммерческой тайне. Чаще всего к коммерческой тайне относят финансово-экономическую, научно-техническую, технологическую, производственную информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), а также сведения, касающиеся структуры организации, разрабатываемых и реализуемых организацией проектах, планах расширения или свертывания деятельности организации, планах инвестиций, закупок, продаж и т.п.
Но при этом следует учитывать, что отнесение информации к коммерческой тайне, сделанное в целях сокрытия правонарушений и нанесения ущерба правам и законным интересам государства, организаций и граждан будет являться злоупотреблением правом, и в силу этого будет считаться незаконным.
Другой важнейшей особенностью коммерческой тайны является то, что идеи, замыслы, сведения и иные данные, какую бы коммерческую ценность для их обладателя они не представляли (в том числе, озвученные на переговорах, совещаниях, предварительные условия сделок, технические предложения и т.п.), если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, остаются не защищёнными.
Кроме
того, чтобы считаться коммерческой
тайной, информация должна
Информация,
для того чтобы она могла
считаться коммерческой тайной,
должна иметь действительную
или потенциальную
Информация о работе Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти