Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ института коммерческой тайны в российском праве с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
а) необходимо рассмотреть сущность коммерческой тайны и коммерческой информации в российском законодательстве;
б) следует определить основные признаки коммерческой тайны, включая и отличия его от схожих понятий, в частности от « ноу-хау»;
в ) нужно раскрыть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
г) рассмотреть основные элементы механизма защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности;
в) важно рассмотреть основные проблемы защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности и наметить пути их решения.
В курсовой работе используются аналитические научные статьи, посвященные проблемам реализации коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Глубиной анализа отличаются статьи Потапова Н.А., Ханкевича А.Г., Лопатина В.Н. и других ученых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки коммерческой тайны. Коммерческая информация 1. 2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия.
2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.
2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основные способы хищения коммерческой тайны
3.2 Коммерческий шпионаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Файлы: 1 файл

предпринимкательское правокурсовая полностью..doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

   Информация, составляющая коммерческую тайну,  может иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую  ценность. Поэтому к коммерческой  тайне относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем, то есть несущие в себе коммерческий потенциал.

  Ещё один  признак коммерческой тайны - отсутствие доступа к ней на законном основании.

   К информации, составляющей коммерческую тайну,  не должно быть свободного  доступа на законном основании.  Если информация может быть  получена законным образом любым  заинтересованным лицом (путем  изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных, получение из общедоступных источников - рекламных проспектов, научных выступлений и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны.

         Для того чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации).

При составлении  перечня сведений, которые могут  составлять коммерческую тайну, может возникнуть сложность, т.к. методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в РФ ещё не разработана. На каждом предприятии в качестве коммерческой тайны засекречивается различная информация.

   Основными  субъектами права на коммерческую  тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.

     Правопреемники - это физические и юридические  лица, которым в силу служебного  положения, по договору или  на ином законном основании  (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

  Обладатель  тайны – это лицо, обладающее  на законном основании  информацией,  составляющей тайну, и соответствующими  правами в полном объёме.

 Обладатели  коммерческой тайны - это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.

Также существуют понятия «носитель коммерческой тайны» – лицо, осведомлённое  о коммерческих секретах фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители), документы, изделия, материалы, предметы, вещества и «конфидент коммерческой тайны». Им является лицо, которому в силу служебного положения, договора или на законном основании известна тайна другого лица.

Определим основные признаки коммерческой тайны:

а)она не относится к государственным секретам;

б)это сведения, связанные с деятельностью предпринимателя;

в)она имеет действительную или потенциальную ценность, в силу ее неизвестности третьим лицам;

г)разглашение ее может нанести ущерб интересам предпринимателя;

д)к ней нет свободного доступа;

е)обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

ж)предприниматель сам определяет состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну (однако в силу требований закона, некоторые сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне).

Указанные признаки очень важны, поскольку только их совместное наличие дает право на защиту коммерческой тайны.

 Что касается  перечня сведений, составляющих  коммерческую тайну предприятия,  то он законодательно не определён  и должен составляться каждой  организацией, вводящей режим коммерческой  тайны, самостоятельно, исходя из  специфики бизнеса и особенностей самой организации.

В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Для того чтобы перевести информацию в разряд охраняемой, необходимо издать приказ руководителем фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

  Коммерческая  тайна не требует для признания  ее таковой какой-либо государственной  регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

 К сведениям,  которые не могут составлять  коммерческую тайну, относятся:

а)учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

б)документы о платёжеспособности;

в)документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

г)сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

д)документы об уплате налогов и обязательных платежах;

е)сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства России и размерах причинённого при этом ущерба;

ж)сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Эту информацию фирма должна предъявить по первому  требованию должностных и юридических  лиц, нуждающихся в этой информации.

 Любые сведения  о предприятии, полученные законным  путём, самостоятельно и добросовестно, из независимых источников, не связанных со служебной деятельностью, коммерческой тайной не являются. Также коммерческой тайной не являются сведения, сообщаемые самим предприятием публично, например в рекламных сообщениях и публикациях, в ходе PR-мероприятий и т. д.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить  на два вида: промышленная и коммерческая.

К промышленной относится: информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

  Вся эта  информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести.

Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

a) информация  для открытого пользования любым потребителем в любой форме;

б) информация ограниченного  доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая  полиция, прокуратура);

в) информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация  относящаяся ко второй и третьей  группам является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

Конфиденциальная  информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

        Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

 

1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия

 

       Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются «Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия» (далее Перечень), утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования постановления Правительства РФ от 5.12.91г. №35 «О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

 Юридическая практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности (или РСО).

Для подготовки перечня сведений, относящихся  к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

а) специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм;

  б) специалиста, полностью представляющего  систему организации работы предприятия, ее особенности;

  в) специалиста, по связям с  другими предприятиями, а также  по вопросам заключения контрактов, договоров;

  г) специалиста, обладающего всеми  сведениями о выпускаемой продукции,  технологическом цикле ее практикования  и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

Если  предприятие достаточно велико или  производимая продукция имеет разнородный  характер, можно создать несколько  таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.

С другой стороны, не исключено, что предприятие  может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной выше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок, лучше рассматривать эти вопросы как минимум вдвоем.

Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

а) выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент;

 б) исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий; 

в) определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Если  с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие  в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

В этом случае эксперты должны определить, что  именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль.

Если  в выделении узловых сведений возникают проблемы, то можно изучить рассматриваемый вид деятельности по отдельным технологическим этапам, по логическому алгоритму действий, по временным отрезкам. В любом случае полезными будут аналогичные примеры организации защиты секретов западными фирмами.

Так, крупнейшие в мире производители прохладительных напитков фирмы «Кока-Кола» и «Пепси-Кола» выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.

Информация о работе Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти