Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ института коммерческой тайны в российском праве с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
а) необходимо рассмотреть сущность коммерческой тайны и коммерческой информации в российском законодательстве;
б) следует определить основные признаки коммерческой тайны, включая и отличия его от схожих понятий, в частности от « ноу-хау»;
в ) нужно раскрыть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
г) рассмотреть основные элементы механизма защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности;
в) важно рассмотреть основные проблемы защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности и наметить пути их решения.
В курсовой работе используются аналитические научные статьи, посвященные проблемам реализации коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Глубиной анализа отличаются статьи Потапова Н.А., Ханкевича А.Г., Лопатина В.Н. и других ученых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки коммерческой тайны. Коммерческая информация 1. 2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия.
2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.
2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основные способы хищения коммерческой тайны
3.2 Коммерческий шпионаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Файлы: 1 файл

предпринимкательское правокурсовая полностью..doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

    К  средствам получения секретов  относятся различные технические  системы. Если у нас пока  основными владельцами разведывательных  технических средств являются  специальные государственные органы (службы), то на Западе они находятся  в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средства электронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д.

Иногда используется комплекс специальных мер по ее получению. В зависимости от вида получения информации принимаются соответствующие меры защиты.

Например, существуют приборы, с помощью которых можно  с расстояния до 500 м лазерным лучом  снимать речевую информацию за счет вибрации оконных стекол.

В ответ, для  предотвращения утечки информации таким  способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам, ослабляющих на 110дБ проникновение  электромагнитных излучений в определенных диапазонах .

    Адресатами (заказчиками) получения промышленной (коммерческой) информации выступают предприниматели малого и крупного бизнеса, руководители государственных предприятий, а также правительства иностранных государств. Защита секретов промышленных и коммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали. К ним в одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так и сотрудники государственных служб.

В нашей периодической  печати также появляются заметки  о том, что отечественная разведка (разведки) перенацеливает свои усилия на сбор торгово-экономической информации.

   Как видим,  новым приоритетом в современных  условиях для разведывательных  и контрразведывательных сообществ  становятся сведения экономического  характера. Поэтому напрашивается  вывод о том, что интерес к определенным видам частной и государственной экономической информации на территории Российской Федерации (включая деятельность наших фирм и за рубежом) будет проявляться не только со стороны частных служб безопасности, но и иностранных спецслужб (разведок).

  Может ли  частный предприниматель противостоять  посягательствам специальных государственных  служб? Трудно что-либо утверждать  в данных условиях, скорее всего  нет. К тому же прямая защита  предпринимательских структур не  относится к функциям контрразведывательных служб. Западные фирмы тратят на защиту своей информации 15 % своих доходов. У нас вести речи о такой защите пока рано. Вместе с тем наш предприниматель не стремится в случае необходимости обращаться к государственным правоохранительным органам.

В судебной практике, как в российской, так и в  зарубежной, иметтся достаточно много  дел по шпионажу. Рассмотрим некотоые из них:

 а) Можно привести пример зарубежной практики шпионажа когда бывший сотрудник компаний Boeing и Rockwell International Донфан Чун (Dongfan Chung) приговорен к 15 годам тюремного заключения за коммерческий шпионаж в пользу Китая. Об этом 8 февраля сообщает Reuters. По данным следствия, 74-летний Чун работал на китайские спецслужбы более 30 лет. За это время он сумел украсть 300 тысяч страниц секретных документов, в которых содержались данные о шаттлах, военно-транспортных самолетах C-17 и ракетах Delta IV.

Чун попал в  компанию Boeing в 1996 году, когда она купила Rockwell International, в которой он работал. Из Boeing инженер уволился в 2002 году. Известно, что на контакт с китайскими спецслужбами Чун вышел почти сразу же после начала работы в Rockwell. После крушения шаттла "Колумбия" в 2003 году он вернулся в Boeing в качестве консультанта и окончательно ушел из компании лишь в 2006 году. В поле зрения правоохранительных органов Чун попал в ходе расследования дела другого китайского шпиона - Чи Мака (Chi Mak), осужденного на 24 года по обвинению в заговоре с целью передачи китайским властям американских оборонных технологий. По информации следствия, в шпионаж также были вовлечены его жена, позже осужденная на 3 года, а также невестка и племянник.

   б) На примере российской практике приведем следующий пример:

Тверской суд  Москвы осудил братьев Заславских за попытку незаконного сбора закрытой коммерческой информации о компании «Газпром» к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Илья Заславский — сотрудник английской части компании «ТНК-ВР Менеджмент», его брат Александр — руководитель проекта Британского совета «Клуб выпускников».

        5 марта 2008 года в ФСБ России обратился сотрудник одного из режимных предприятий нефтегазового комплекса страны с заявлением о том, что братья Заславские настойчиво склоняют его к передаче им за денежное вознаграждение закрытой информации, составляющей коммерческую тайну ОАО «Газпром». Источники в ФСБ заявляют, что в ходе проверки заявления эта информация подтвердилась.

12 марта при  попытке получения закрытых сведений  Заславские были задержаны. Следственным  управлением ФСБ было возбуждено уголовное дело. По данным ФСБ, секретная информация, которую пытались получить братья Заславские, требовалась ряду иностранных нефтегазовых компаний, которые стремились получить преимущества перед российскими конкурентами, в том числе на рынках стран СНГ. 18 марта 2008 года Заславским было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьей 30 и частью 1 статьей 183 УК РФ «покушение на незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну, — сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, путем подкупа».

Краткое рассмотрение пределов возможной защиты и сбора  промышленной (коммерческой) информации свидетельствует о недостаточной  пока правовой проработке данной проблемы. Однако значение и учет в предпринимательской деятельности действующего законодательства позволяют избежать серьезных ошибок и не вступать в конфликт с законом20.

 Достаточно  подробно специфические вопросы  использования технических средств  защиты коммерческой тайны своего  предприятия и технических способов несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации конкурентов, освещены в литературе.

   К числу  наиболее доступных легальных  источников получения информации  можно отнести:

а) устные выступления работников предприятия -на различных конференциях, семинарах и т.п;

б)открытые публикации предприятия и его отдельных работников;

в)экспонаты различных ярмарок, выставок и презентаций;

г)данные товарных и фондовых бирж;

д)объявления об имеющихся вакансиях, конкурсах на замещение должностей и др.

   Систематизация  и анализ такой информации  требуют от предприятия больших  затрат материальных и трудовых  ресурсов. Нередко этим занимаются  специально созданные службы, поскольку  объемы информации велики, а ее  достоверность иногда вызывает сомнение.

  В конкурентной  борьбе предпринимателей промышленно  развитых стран используется  и такой легальный метод получения  информации, как «обратный инжиниринг»,  известный еще со времен становления  автомобильной компании Форда.  При «обратном инжиниринге» в специальных лабораториях проводится разборка продукции конкурентов для определения возможных новшеств и секретов технологии изготовления.

    Применение  «обратного инжиниринга» регулируется  законодательством отдельных стран  или международными соглашениями. В большинстве случаев устанавливаются некоторые вполне оправданные ограничения использования этого метода. Например, изделия, предназначенные для исследования с помощью данного метода, должны быть приобретены на общих условиях в местах их продажи и распространения21. Во многих случаях запрещается воспроизводить ту продукцию, которая защищена каким-либо товарным знаком. Кроме того, нельзя привлекать для участия в подобных исследованиях тех специалистов, которые ранее работали на предприятии – изготовителе данной продукции (в течение срока, оговоренного в контракте при предыдущем трудоустройстве).

Краткое рассмотрение пределов возможной защиты и сбора промышленной (коммерческой) информации свидетельствует о недостаточной  пока правовой проработке данной проблемы. Однако значение и учет в предпринимательской деятельности действующего законодательства позволяют избежать серьезных ошибок и не вступать в конфликт с законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

  1. Нормативные правовые акты

1.1.Конституция Российской  Федерации (Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская  газета.- 1993.-25 декабря

1.2. Гражданский  кодекс Российской Федерации  от  30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от от 28.11.2011 N 337-ФЗ)  Части 1-4. ) // СЗ РФ.-2007.-№18.-Ст.2117

1.3. Семейный  кодекс Российской Федерации   от 8 декабря 1995 года N 223-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.11.2011 N 363-ФЗ) // СЗ РФ.-2000.- №32.-Ст.3339.

1.4. Уголовный  кодекс Российской Федерации  от  1 ноября  2009 года N 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.03.2012 N 18-ФЗ) // СЗ РФ.-2001.- №106.-9816.

1.5. «О коммерческой тайне»: Федеральный закон РФ от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ(в ред.ФЗ от 11.07.2011 N 200-ФЗ) СЗ РФ.-2001.- №44.-9794.

1.6. " Об  обществах с ограниченной ответственностью»: Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.12.2011 N 405-ФЗ) // СЗ РФ.-2001.- №39.-Ст.5339.

2. Судебная практика

2.1. «О некоторых  вопросах , связанных с применением  части первой Гражданского кодекса РФ»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.071996г.//Вестник ВАС.1996.-№9.

3. Специальная  литература

3.1. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. / .- М.: Юридический центр. 2009. – С. 736.

3.2. Бушев А.Ю., Городов О.А., Коммерческое право// М.: Юристъ, 2010. – С. 622.

3.3. Валюженич  Н. Коммерческая тайна: способы  доступа и защиты: Монография. М.: Палеотип, 2008, - С. 100.

3.4. Волчинская  Е.К. Законодательное обеспечение  защиты коммерческой тайны. М., 2009. – С. 791.

3.5. Гаврилов  Э.П.. Вопросы правовой охраны  коммерческой тайны// Хозяйство и  право. №11, 2010.

3.6. Гражданское  право: Учебник. / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мур-зин. М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. - 528С.

3.7. Гражданское  право. В 4-х томах. Под ред.  Суханова Е.А. 3-е изд., перераб.  и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2011. Том  1 - 720с., Том 2 - 496с., Том 3 - 766с, Том 4 - 720С.

3.8. Дозорцев  В.А. Интеллектуальные права: Понятие.  Система. Задачи кодификации.  М.: Статут, 2009. - 416 С.

3.9. Зенин И.А.  Предпринимательское право. 2010. - 627 С. 

3.10. Коломиец  А. Проблемы ответственности по трудовому договору (контракту) за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну 2008. С. 16.

3.11. Коломиец  А. Коммерческая тайна как объект  гражданского оборота. 2009. - 48 С. 

3.12. Коммерческое  право: Учебное пособие / Под  ред. Н.В. Постового. - М.: ИД Юриспруденция, 2009. - 188 С.

3.13. Лопатин  В.Н. Правовая охрана и защита  права на тайну / Лопатин В.Н.// Юридический мир, 2008. С.79.

3.14. Ожегов С.И.  Словарь русского языка. // Под  ред. док. филол. наук, проф. Н.  Ю. Шведовой. М.: 2010г. 

3.15. Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне»/ Погуляев В.В.// М.: ЗАО Юстцинформ, 2009.

3.16. Попондопуло  В.Ф. Коммерческое (предпринимательское)  право/ Учебник для вузов. Изд. 3-е, перераб., доп. М.:Норма.,2008.-592 С.

3.17. Предпринимательское  право Российской Федерации/ Отв.  ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно.  М.: Юристъ, 2009. - 1001 С

3.18. Пугинский  Б.И. Коммерческое право России/ 2-е изд., перераб. и доп.//М.: Зерцало, 2008. - 350 С. 

3.19. Пятин С.Ю.  Гражданское и торговое право зарубежных стран. Пятин С.Ю. // М.: Дашков и К, 2008. - 264 С.

3.20. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Сергеев А.П.// М.: Изд-во Проспект, 2009. - 752 С.

3.21. Соловьев  Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. Соловьев Э.Я. // М.: Дрофа, 2011.- 126 С.

3.22. Глазырин  В.В., Нуртдинова А.Ф., Орловский Ю.П.  Под ред. Орловского Ю.П., Нуртдиновой  А.Ф. М.: Инфра-М, 2008. - С.880.

3.23. Шиверский  А.А. Защита информации: проблемы  теории и практики// М. 2010.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право.Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. / М.: Юридический центр. 2009. – С.736.

2  Бушев А.Ю., Городов О.А., Коммерческое право. Юристъ- М.,2009. – С.622.

3 Бушев А.Ю. Указ.соч.С.795

4 Гаврилов Э.П.. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны// Хозяйство и право. №11, -М., 2011.-С.58.

5 Зенин И.А. Предпринимательское право//Высшее образование - М., 2008. - С.526.

6 Зенин И.А. Указ. Соч. С.398

7 Коломиец А. Коммерческая тайна как объект гражданского оборота. М.: Хозяйство и право, 2011. - 48 С.- Прил. к журн. Хозяйство и право; N 6, июнь 2011. С.98.

Информация о работе Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти