Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа
Кондитерская промышленность занимает 4-ое место по объему выпуска продукции среди подотраслей пищевой промышленности, в ней занято около 10% работников всей пищевой отрасли. После значительного спада производства, отмеченного в середине 90-х годов, в 1999 г. ситуация в отрасли стабилизировалась, наметился подъем производства, который продолжился в 2001–начале 2002 гг. Достаточно сказать, что объем производства кондитерских изделий в 2000-2001 гг. превысил уровень 1991 г., внутренний рынок существенно расширился.
Обзор отрасли: кондитерская промышленность
Характеристика отрасли
Кондитерская промышленность занимает 4-ое место по объему выпуска продукции среди подотраслей пищевой промышленности, в ней занято около 10% работников всей пищевой отрасли. После значительного спада производства, отмеченного в середине 90-х годов, в 1999 г. ситуация в отрасли стабилизировалась, наметился подъем производства, который продолжился в 2001–начале 2002 гг. Достаточно сказать, что объем производства кондитерских изделий в 2000-2001 гг. превысил уровень 1991 г., внутренний рынок существенно расширился.
Оживление кондитерской промышленности обернулось усилением конкуренции, к которому многие крупные производители оказались не готовы, что заставило их снижать объемы производства. В лучшем положении оказываются те компании, которые могут оперативно перестроиться и наладить выпуск продукции, пользующейся спросом.
Потребление кондитерских изделий в России по сравнению с развитыми странами мира остается невысоким. Так, если в странах Западной Европы среднестатистическое годовое потребление кондитерских изделий составляет 20-25 кг на человека, то в России – около 14 кг в год. Основную "конкуренцию" шоколадным конфетам и печенью составляет сахар и карамель, в том числе дешевая, поступающая из Украины и Белоруссии.
Вместе с тем в
связи с повышением жизненного уровня
населения потребление
Отчасти увеличение продаж сладкой продукции населению обусловлено изменением маркетинговой стратегии предприятий, которые начали проводить более активную рекламную политику, организовывать дилерские сети по продаже своей продукции, выводить на рынок новые оригинальные сорта конфет и шоколада, уделять больше внимания упаковке и т.п. Так, по данным PRPGroup, в 2001 г. предприятия отрасли затратили на рекламу более 106 млн долл., что на 10% больше, чем в 2000 г.
Кондитерская промышленность характеризуется высокой степенью концентрации капитала и значительной долей прямых иностранных инвестиций. В период после кризиса 1998 г. многие фабрики оказались в тяжелом экономическом положении, особенно те из них, производство на которых большей частью зависело от импортного сырья. Мелким производителям тяжелее было справиться с последствиями кризиса, поэтому процесс укрупнения предприятий, начавшийся еще в середине 90-х, усилился. В 2000-2001 гг. процесс концентрации капитала и создания объединений предприятий в отрасли продолжился.
Производственные показатели отрасли
Динамика производства кондитерских изделий в РФ, тыс. т
Год |
Объем |
1985 г. |
1410 |
1990 г. |
2850 |
1991 г. |
1509 |
1992 г. |
1100 |
1993 г. |
1058 |
1994 г. |
876 |
1995 г. |
775 |
1996 г. |
656 |
1997 г. |
1369 |
1998 г. |
1310 |
1999 г. |
1496 |
2000 г. |
1635 |
2001 г. |
1790 |
6 мес. 2002 г. |
900 |
2002 г. (прогноз АСКОНД) |
2500 |
В 2001 г. объем производства кондитерских изделий превысил уровень 2000 г. на 9,5% и достиг 1790 тыс. т. В то же время это в 1,6 раза ниже уровня 1990 г., когда было выпущено 2850 тыс. т сладкой продукции. В 2002 г. высокие темпы роста производства в отрасли сохраняются. Так, за 6 месяцев 2002 г. в России было произведено 900 тыс. т кондитерских изделий, что на 9,8% больше, чем в 1-м полугодии 2001 г. При сохранении нынешних темпов роста по итогам 2002 г. объем производства в отрасли может достичь 2000 тыс. т.
Рынок кондитерских изделий
Наибольшую долю рынка занимают мучные кондитерские изделия, около 30% принадлежит сахаристым кондитерским изделиям и карамели, и лишь только 16% приходится на шоколад и шоколадные изделия. Поставщиками кондитерских изделий из сахара являются в основном страны ближнего зарубежья, шоколадные изделия, напротив, поставляют большей частью страны дальнего зарубежья, мучные кондитерские изделия поступают из стран дальнего и ближнего зарубежья примерно в равных пропорциях.
В последние годы отмечен рост потребления кондитерских изделий, причем внутри рынка происходит перераспределение спроса в пользу более дорогой продукции. Это связано с постепенным ростом доходов населения, которое может себе позволить более дорогие конфеты или печенье.
Рынок кондитерских изделий складывается из продукции отечественного производства и импорта. После кризиса 1998 г. доля импорта на российском рынке резко сократилась в связи со значительным ростом цен на продукцию зарубежных производителей. Однако постепенное восстановление экономики страны после кризиса и рост жизненного уровня населения привели к тому, что спрос на более дорогие импортные сладости вновь начал увеличиваться. Это привело к повышению объемов импорта кондитерских изделий в 2001 г.
Импорт кондитерской продукции и какао-бобов в РФ, тыс. т
Год |
Какао-бобы |
Продукты, содержащие какао |
2000 г. |
71,9 |
78,1 |
2001 г. |
63,2 |
110 |
5 мес. 2002 г. |
25,3 |
58,5 |
Источник: ГТК РФ
Год |
Размер рынка, тыс. т |
Внутреннее производство, тыс. т |
Доля импорта, % |
Потребление на душу населения, кг |
1990 |
2925 |
2850 |
2,5 |
19,5 |
1994 |
2019 |
876,0 |
57 |
13,5 |
1995 |
1725 |
774,6 |
55 |
11,8 |
1996 |
1695 |
655,8 |
61 |
11,6 |
1997 |
1953 |
1368,9 |
30 |
13,4 |
1998 |
1590 |
1309,7 |
18 |
10,9 |
1999 |
1600 |
1496 |
7 |
11,0 |
2000 |
1700 |
1635 |
4 |
11,8 |
2001 |
2000 |
1790 |
12 |
13,8 |
*Оценка РБК
В то же время послекризисные годы отмечены ростом экспансии на российский рынок дешевой продукции из стран ближнего зарубежья, в частности из Украины и Белоруссии. Согласно статистике импорт украинских сладостей в 2001 г. вырос на 86% по сравнению с 2000 г. В том числе ввоз кондитерских изделий из сахара вырос на 26,5%, шоколада и других продуктов какао - в три раза, мучных кондитерских изделий - вдвое. По данным "Укркондитер", около 95% всего украинского экспорта кондитерских изделий приходится на РФ. Экспорт конфет с содержанием какао в Россию в 2001 г. составил 43,7 тыс. т, общий экспорт - 230,3 тыс. т, из них в Россию - 200,7 тыс. т. Крупнейшими украинскими экспортерами кондитерской продукции являются корпорация "Рошен", АВК, Харьковская бисквитная фабрика и Днепропетровская кондитерская фабрика.
Основную долю в украинском импорте кондитерских изделий составляет карамель. В 2001 г. украинская карамель заняла примерно 45% российского рынка, объем которого, по оценкам экспертов, составляет около 300 тыс. т.
Год |
Объем импорта, тыс. т |
1999 |
62 |
2000 |
98 |
2001 |
157 |
Острая ситуация с украинской карамелью возникла в 1998 г., когда по указу президента РФ с украинской продукции перестал взиматься НДС. Себестоимость производства карамели в Украине существенно ниже, чем в России в связи с более низкой стоимостью сахара и рабочей силы. Поэтому на российском рынке украинская карамель примерно на 30% дешевле российской, в связи с чем является весьма привлекательной для малообеспеченных слоев населения. Российские производители при этом теряют прибыль и вынуждены снижать объемы производства. Для защиты российских производителей летом 2001 г. была введена социальная ввозная пошлина на импортные сладости в размере 21% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро/кг сроком на 6 месяцев и НДС в размере 20%. В начале 2002 г. срок действия пошлины был продлен на 2,5 года.
Как отмечают эксперты российского кондитерского рынка, действие пошлины оказало положительное влияние на работу отечественной кондитерской промышленности, доля карамели в общем производстве которой достигает 30%.
Сырье
Основным сырьем для производства сладостей является сахар, а для производства шоколада -какао-бобы. Для производства 1 т негорького шоколада требуется 650-700 кг какао-бобов. Производство сахара в России составляет около 30% от потребностей, какао-бобы в России не производятся и на 100% импортируются из-за рубежа, поэтому рост мировых цен на эти продукты приводит к существенному увеличению себестоимости производства кондитерской продукции.
В 2001 г. мировые цены на какао-бобы выросли почти вдвое, в 2002 г. рост продолжился, и к середине года котировки достигли 14-летнего максимума – 1800 долл./т. Рост цен на какао-бобы неминуемо повлечет рост цен на шоколад в России, так как стоимость сырья составляет до 90% в структуре себестоимости шоколада.
Год |
Мировое производство |
Мировое потребление |
Ожидаемый дефицит |
2000 |
3064 |
2942 |
- |
2001 |
2842 |
3041 |
227 |
2002 |
2880 |
3011 |
160 |
Источник: доклад
Международной организации
Импорт какао-бобов в СССР и Россию, тыс. т
Год |
Объем импорта |
1961 |
20,6 |
1965 |
88,8 |
1970 |
99,9 |
1975 |
155,8 |
1980 |
126,8 |
1985 |
154,9 |
1990 |
104,1 |
1991 |
78,1 |
1992 |
37,0 |
1993 |
45,0 |
1994 |
61,5 |
1995 |
56,3 |
1996 |
56,0 |
1997 |
61,2 |
1998 |
48,6 |
1999 |
49,7 |
2000 |
71,9 |
2001 |
63,2 |
5 мес. 2002 |
25,3 |
Источник: Госкомстат РФ
Предприятия отрасли
Кондитерские изделия в РФ выпускают более тысячи предприятий, среди них не только специализированные кондитерские фабрики, но и предприятия, относящиеся к другим отраслям промышленности: хлебопекарной, винодельческой и др., а также пищекомбинаты. Более трети мощностей сосредоточено на 25 крупнейших кондитерских предприятиях мощностью более 20 тыс. т в год. Существенным недостатком кондитерской отрасли является неравномерность распределения производственных мощностей по территории страны. Так, более половины мощностей расположено в Центральном федеральном округе, 15-20% - в Поволжье. Необходимость перевозок удорожает продукцию и делает ее менее доступной для потребителя.
В последние годы в России появляются новые кондитерские производства. Так, только в Москве за последние 5 лет появилось более 10 кондитерских фабрик ("Русский шоколад", "Волшебница", "Коркунов", "Мечта" и т.д.), объем производства каждой из которых составляет порядка 20 тыс. т кондитерских изделий в год.
Суммарных мощностей российских кондитерских фабрик вполне достаточно для того, чтобы полностью покрыть потребность населения в конфетах и шоколаде, общая загрузка мощностей предприятий отрасли составляет не более 60%. Действительно, суммарные мощности кондитерских фабрик составляют примерно 3 млн т продукции в год, реально выпускается 1,8 млн т. Так что даже при значительном росте спроса отечественные кондитеры смогут полностью удовлетворять потребности рынка. Однако на практике это выглядит несколько иначе. Так, большинство мощностей, которые в данное время не используются, уже морально и физически устарели, поэтому необходима их коренная модернизация, а то и полная замена оборудования, для чего требуются немалые средства. Если до начала 90-х годов ежегодно заменялось около 4000 ед. оборудования, то с 1992-1993 гг. замена оборудования на большинстве предприятий практически прекратилась, исключение составляют новые кондитерские фабрики, построенные уже в середине 90-х годов в основном с участием иностранного капитала - "Марс", "Кэддбери", "Штольверк Рус" и другие.