Контрольная работа по дисциплине "Предпринимательство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

1.Иные субъекты предпринимательской деятельности(биржи, холдинги, ТПП, саморегулируемые организации)
2. Задача 1
3. Задача 2

Файлы: 1 файл

контрольная по рпп.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

       С.

 

1.Иные  субъекты предпринимательской деятельности(биржи, холдинги, ТПП, саморегулируемые организации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Иные субъекты предпринимательской  деятельности (биржи, холдинги, ТПП, саморегулируемые организации и т.д.)

Субъект предпринимательской деятельности1 – лицо, деятельность которого направлена на получение дохода, а также правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Субъекты предпринимательской деятельности – члены органов управления, менеджеры коммерческих организаций. Они непосредственно осуществляют предпринимательские функции, используя экономические ресурсы в целях получения прибыли.

К субъектам предпринимательства следует также отнести лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании иных (правовых, политических, организационных) условий функционирования экономики. Ими являются, в частности, товарные и фондовые биржи, холдинги, саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей.

Товарные биржи

Основы правового положения товарных бирж установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее – Закон о биржах), другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это, например, Устав биржи, Правила биржевой торговли, Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров.

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время но установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, торгово-посредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие данным требованиям, не являются биржевыми, и на них не распространяются гарантии биржи. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный кон факт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

реальные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

форвардные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;

фьючерсные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Анализ Закона о биржах2 дает возможность сделать вывод о том, что биржа не может быть унитарным предприятием (так как "доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов"), открытым акционерным обществом (в силу требуемой законом персонификации ее членов и особенностей управления).В учреждении биржи не могут участвовать высшие и местные органы государственной власти и управления; кредитные организации; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Члены биржи – это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле; в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые права и обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:

а) полные члены – с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;

б) неполные члены – с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Посетители биржевых торгов – это лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

через организуемые ими брокерские конторы;

на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Закон о биржах ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее число не может превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.

Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон о биржах предусматривает некоторые гарантии в биржевой торговле. Так, биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Вместе с тем биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и правил биржевой торговли. В обязанности биржи входит проведение, по требованию участника биржевой торговли, экспертизы качества реальных товаров. Споры, связанные с заключением биржевых сделок, могут рассматриваться в судебном порядке, а также биржевой арбитражной комиссией, которая исполняет функции третейского суда и действует в соответствии с положением, утверждаемым биржей.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляется специально созданной для этих целей при федеральном антимонопольном органе Комиссией по товарным биржам, которая ведет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет иные функции, предусмотренные ст. 34 Закона о биржах и Положением о ней. Среди правомочий Комиссии отказ в выдаче лицензии, аннулирование или приостановление действия лицензий; направление бирже обязательных для выполнения предписаний о прекращении правонарушений, внесении изменений в правила биржевой торговли; применение к бирже и биржевым посредникам санкций в случае нарушения ими законодательства. Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар, назначаемый Комиссией по товарным биржам.

Фондовые биржи

Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о РЦБ). Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Нормативными актами установлены требования, предъявляемые к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, а также определены их обязанности. В частности, организатор торговли обязан раскрыть любому заинтересованному лицу следующие правила: допуска участника рынка ценных бумаг к торгам, допуска к торгам ценных бумаг; заключения и сверки сделок; регистрации сделок; исполнения сделок и др.

Фондовая биржа является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме некоммерческого партнерства. Основная цель фондовой биржи – организация гласных и публичных торгов. Гласность и публичность торгов обеспечивается выполнением биржей обязанности оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допускаемых к обращению на данной бирже, о результатах торговых секций. Фондовая биржа имеет право самостоятельно устанавливать процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, размеры и порядок взимания отчислений в пользу фондовой биржи от получаемого ее членами вознаграждения, платежей, вносимых членами биржи за оказываемые услуги, уплачиваемых штрафов.

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие на данном рынке профессиональную деятельность: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую и др. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемой. Порядок вступления в члены биржи, выхода и исключения из членов биржи определяется локальным нормативным актом.

Споры между членами фондовой биржи, а также между ними и их клиентами рассматриваются третейским и арбитражными судами. Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Холдинг3

Согласно ст. 105 ГК РФ структуру классического холдинга в качестве обязательных элементов составляют две группы участников:

Основное хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью) или товарищество (полное, коммандитное);

Дочернее хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Еще иногда в структуру холдинговой компании наряду с основным, дочерним, зависимыми обществами выделяют филиалы. Филиал – это обособленное подразделение коммерческой организации.

В нашей стране нет общего закона о холдингах, такой закон разрабатывался в течение ряда лет, но до сих пор не принят. Имеются лишь отдельные нормативные акты, относящиеся к холдингам. В этих нормативных актах нередко смешиваются понятия холдинга и холдинговой компании. Между тем эти понятия необходимо различать: холдинг представляет собой группу предприятий во главе с холдинговой компанией, а холдинговая компания – это головная организация данного производственно-хозяйственного комплекса. Одним из важных нормативных актов, регулирующих правовое положение холдингов в нашей стране, является Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 (далее – Временное положение). Как видно из названия этого Временного положения, оно распространяется не на все холдинги, а только на созданные в процессе приватизации. При этом речь идет о производственно-хозяйственных комплексах, возглавляемых холдинговыми компаниями, более 25% акций которых принадлежат государству. В рассматриваемом нормативном акте правовое положение холдинга определяется через юридический статус холдинговой компании. Во Временном положении холдинговая компания определяется как предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий (п. 1 Временного положения). Предприятия, входящие в состав холдинга, называются дочерними. Холдинговые компании и их дочерние предприятия в процессе приватизации создаются в форме открытых акционерных обществ. Взаимоотношения холдинговых компаний с предприятиями, входящими в состав холдинга, – это взаимоотношения основного и дочерних предприятий. Компании, входящие в холдинг, заключают коммерческие сделки от своего имени. Однако право решения основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинговой компании.

Преимущества холдингов в том, что они борются с конкурентами объединенностью своих усилий.

Материнская компания в холдинге:

разрабатывает общую концепцию развития холдинга;

формирует единую стратегию инвестиционной и финансовой деятельности;

управляет дочерними предприятиями;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Предпринимательство"