выполняет функции
сбыта готовой продукции и закупки материальных
ресурсов;
осуществляет внешнеэкономическую
деятельность;
проводит в рамках
объединения внутренние кредитования
и финансирование.
Контроль материнской
компании за своими дочерними обществами
осуществляется как посредством доминирующего участия
в их уставном капитале, так и посредством
определения их хозяйственной деятельности
(например, выполняя функции их единоличного
исполнительного органа), так и иным предусмотренным
законодательством образом.
Характерные черты
холдинга:
1. Концентрация
акций фирм различных отраслей и сфер
экономики или фирм, расположенных в различных
регионах.
2. Многоступенчатость,
то есть наличие дочерних, внучатых
и прочих родственных компаний.
Нередко холдинг представляет
собой пирамиду, возглавляемую одной
или двумя фирмами, нередко разной национальной
принадлежности.
3. Централизация
управления в рамках группы
путём выработки материнской
компанией глобальной политики
и координации совместных действий
предприятий по следующим направлениям:
выработка единой
тактики и стратегии в глобальном масштабе;
реорганизация компаний
и определение внутренней структуры холдинга;
осуществление межфирменных
связей;
финансирование
капиталовложений в разработку новой
продукции;
предоставление
консультационных и технических услуг.
Холдинговая компания
может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой
форме (чаще АООТ, но может быть и АОЗТ
и ООО).
Правовое положение
торгово-промышленных палат (далее-ТПП)
установлено Законом РФ от 7 июля 1993 г.
№ 5340-1 "О торгово-промышленных палатах
в Российской Федерации". Торгово-промышленная
палата является негосударственной некоммерческой
организацией, объединяющей российские
предприятия и российских предпринимателей.
Целью создания этого вида объединений
является содействие развитию экономики
РФ, ее интегрирование в мировую хозяйственную
систему, формирование современной промышленной,
финансовой и торговой инфраструктуры,
создание благоприятных условий для предпринимательской
деятельности, урегулирование отношений
предпринимателей с их социальными партнерами.
ТПП образуются на территории одного или
нескольких субъектов РФ, а также на территории
других административно-территориальных
образований РФ, причем на одной и той
же территории может быть образована только
одна торгово-промышленная палата.
Законом предусмотрены
значительные права, предоставляемые
ТПП, среди которых важнейшими можно назвать
осуществление независимой экспертизы
проектов нормативных актов в области
экономики, внешнеэкономических связей,
представление и защита интересов своих
членов в государственных органах; содействие
российским и иностранным предприятиям
и предпринимателям в патентовании, регистрации
товарных знаков, знаков обслуживания
и наименований мест происхождения товаров;
проведение по поручению российских и
иностранных предприятий и предпринимателей
экспертизы, контроля качества, количества
и комплектности товаров; удостоверение
в соответствии с международной практикой
сертификатов происхождения товаров,
а также других документов, связанных
с осуществлением внешнеэкономической
деятельности; образование третейских
судов для разрешения экономических споров
в соответствии с законодательством РФ;
ведение реестра российских предпринимателей,
финансовое и экономическое положение
которых свидетельствует об их надежности
в РФ и др. Для учреждения ТПП необходимо
желание не менее пятнадцати учредителей.
Это добровольное членство, любой из членов
ТПП может выйти из нее, однако в этом случае
ему не возвращаются уплаченные взносы
и не принимаются его претензии на имущество
торгово-промышленной палаты. Торгово-промышленная
палата не отвечает по обязательствам
своих членов, как и они не отвечают по
обязательствам ТПП.
Торгово-промышленные
палаты могут быть двух видов: обычные
и Торгово-промышленная палата РФ. В состав
последней входят все ТПП на территории
Российской Федерации.
Следующая разновидность
объединений предпринимателей – саморегулируемые
организации (далее - СРО)4. Саморегулируемые
организации имеют особый статус в предпринимательских
отношениях. Их правовому регулированию
посвящен специальный закон – Федеральный
закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых
организациях". Данный закон принят
в рамках реализации единой государственной
политики по защите интересов субъектов
предпринимательской деятельности и снижению
степени давления государства на свободные
рыночные предпринимательские и профессиональные
отношения. Помимо Федерального закона
"О саморегулируемых организациях"
правовой статус отдельных видов СРО регламентирован
Федеральными законами "Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)", "О
несостоятельности (банкротстве)", "Об
аудиторской деятельности", "Об инвестиционных
фондах", "О рекламе" и др.
Понятие саморегулируемых
организаций закреплено в ст. 3 ФЗ "О
саморегулируемых организациях". Основное
содержание СРО как субъектов правоотношений
заключается в том, что это некоммерческие
организации. В тоже время данные организации
объединяют субъектов предпринимательской
и профессиональной деятельности.
Основная задача
саморегулируемых организаций – это защита
интересов предпринимателей в их отношениях
с государством. При возникновении любых
конфликтов и споров между органами исполнительной
власти и участником СРО представлять
интересы данного участника будет сама
такая организация, что автоматически
переводит весь процесс разбирательства
конфликта в качественно иную плоскость.
Основным законодательным
актом, регулирующим деятельность СРО
является Федеральный закон "О саморегулируемых
организациях" за № 315 от 1 декабря 2007
года, именно он устанавливает нормы, по
которым образуются и действуют СРО, регламентирует
порядок принятия организаций в члены
СРО, их права и обязанности, порядок выдачи
допуска СРО, финансирования и привлечения
к ответственности членов СРО в случае
нарушения установленных стандартов деятельности.
Указанный закон установил, что в отношении
всех саморегулируемых организаций должен
вестись государственный реестр, и статус
СРО некоммерческая организация приобретает
с момента включения в указанный госреестр.
Помимо этого, особенности правового положения
данных организаций определяются также
федеральными законами, регулирующими
правоотношения в отдельных сферах предпринимательской
и профессиональной деятельности (например,
Законом о рекламе, Законом об оценочной
деятельности). Действие Закона N 315-ФЗ
не распространяется только на СРО профессиональных
участников рынка ценных бумаг, акционерных
инвестиционных фондов, депозитариев
инвестиционных фондов, паевых инвестиционных
и негосударственных пенсионных фондов,
кредитных организаций, бюро кредитных
историй, жилищных накопительных кооперативов.
Деятельность таких СРО урегулирована
специальными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона
N 315-ФЗ саморегулирование – это самостоятельная
и инициативная деятельность, которая
включает в себя разработку и установление
стандартов и правил в определенной сфере
хозяйственной деятельности, а также контроль
за соблюдением требований таких стандартов
и правил. Саморегулирование осуществляют
субъекты предпринимательской (организации
и индивидуальные предприниматели) и профессиональной
деятельности (например, оценщики, арбитражные
управляющие), объединившиеся в СРО.
Согласно нормам
действующего законодательства все СРО
являются некоммерческими организациями,
следовательно, на них распространяется
общий порядок создания и госрегистрации,
предусмотренный в ст. 51
ГК РФ, ст. 13, 13.1 Федерального закона от
12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей".
Однако для присвоения некоммерческим
организациям статуса СРО они должны соответствовать
ряду специальных требований, установленных
Законом N 315-ФЗ или иными федеральными
законами. Рассмотрим такие требования.
СРО должны осуществлять
деятельность, соответствующую целям,
для достижения которых они созданы.
Отметим, что Закон
N 315-ФЗ прямо не называет цели, для
достижения которых создаются СРО. Цели
могут быть установлены на основании отдельных
положений указанного Закона, например
норм о функциях, выполняемых СРО (ст. 4,
ч. 1 ст. 6). В соответствии с такими нормами
данная организация:
- создает условия для профессиональной
и предпринимательской деятельности;
- разрабатывает
и утверждает стандарты и правила
предпринимательской или профессиональной
деятельности;
- контролирует
деятельность своих членов;
- защищает их
права и др.
Помимо этого, федеральными законами,
регулирующими статус СРО в определенной
сфере хозяйственной деятельности, могут
устанавливаться специальные цели их
создания (см., например, Закон об оценочной
деятельности, Закон о рекламе, Закон о
рынке ценных бумаг и др.). Так, в ст. 48 Закона
о рынке ценных бумаг цель создания СРО
указана довольно четко: для обеспечения
условий профессиональной деятельности
участников рынка ценных бумаг, соблюдения
стандартов профессиональной этики на
рынке ценных бумаг, защиты интересов
владельцев ценных бумаг и иных клиентов
профессиональных участников рынка ценных
бумаг, являющихся членами СРО, установления
правил и стандартов проведения операций
с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную
деятельность на рынке ценных бумаг.
Таким образом, СРО
образуются для достижения
следующих основных целей:
- для создания
необходимых условий, в которых
членами СРО будет осуществляться
предпринимательская и профессиональная
деятельности (разработка и утверждение
стандартов и правил, этических
кодексов, обучение, участие в экспертизе
законопроектов и т.д.);
- для контроля
над деятельностью, осуществляемой
членами СРО (анализ деятельности,
проведение проверок, применение
мер ответственности);
- для защиты
интересов своих членов и потребителей
(создание третейских судов, рассмотрение
жалоб, создание системы личного и (или)
коллективного страхования, формирование
компенсационных фондов, представление
интересов членов в суде и т.д.).
Закон N 315-ФЗ устанавливает
прямой запрет для СРО на осуществление
ею предпринимательской деятельности.
Все доходы от размещения и инвестирования
средств компенсационного фонда, создаваемого
для обеспечения ответственности членов
СРО, направляются на его пополнение и
покрытие расходов, связанных с обеспечением
надлежащих условий инвестирования средств.
Государство ограничивает такое размещение
и инвестирование. Например, в государственные
ценные бумаги РФ должно быть инвестировано
не менее 10 процентов средств фонда, а
в недвижимость может быть вложено не
более 10 процентов этих средств.
2. СРО должна объединять
субъектов профессиональной деятельности
определенного вида либо субъектов предпринимательской
деятельности одной отрасли производства
товаров (выполнения работ, оказания услуг)
или рынка товаров (работ, услуг).
Согласно требованиям
Закона N 315-ФЗ сферой
действия СРО является определенный вид
хозяйственной деятельности. Иными словами,
СРО объединяет субъектов предпринимательской
деятельности одной отрасли производства
или одного рынка произведенных товаров
либо субъектов одного вида профессиональной
деятельности (например, строительство,
рынок аудиторских услуг и др.). Однако
из этого правила могут быть установлены
исключения. Так, согласно ч. 2 ст. 3 Закона
N 315-ФЗ объединение в одной СРО и субъектов
предпринимательской деятельности, и
субъектов профессиональной деятельности
определенного вида может предусматриваться
федеральными законами. Такую возможность
предоставляет Закон об энергосбережении
: он позволяет объединять в СРО в качестве
членов не менее 15 субъектов предпринимательской
деятельности и не менее 10 субъектов профессиональной
деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 18). Кроме того,
Закон о медиации также позволяет включать
в состав СРО не только медиаторов как
субъектов профессиональной деятельности,
но и организации, осуществляющие деятельность
по обеспечению проведения процедуры
медиации (п. 1 ч. 4 ст. 18).
3. СРО должна
объединять субъектов предпринимательской
или профессиональной деятельности
на основе членства.
По общему правилу
СРО должна объединять в качестве своих
членов не менее 25 субъектов
предпринимательской деятельности или
не менее 100 субъектов профессиональной
деятельности определенного вида (п. 1
ч. 3 ст. 3 Закона N 315-ФЗ). Исключения из этого
правила могут устанавливаться федеральными
законами, регулирующими статус СРО в
конкретной сфере хозяйственной деятельности.
В частности, по Градостроительному кодексу
РФ СРО должна включать не менее 50 субъектов
предпринимательской деятельности (п.
1 ч. 2 ст. 55.4), по Закону об энергосбережении
– не менее 25 субъектов предпринимательской
деятельности или не менее 40 субъектов
профессиональной деятельности (п. 1 ч.
3 ст. 18), по Закону об оценочной деятельности
– не менее 300 оценщиков (п. 1 ч. 3 ст. 22), по
Закону об аудиторской деятельности –
не менее 700 аудиторов или не менее 500 коммерческих
организаций (п. 1 ч. 3 ст. 17).
В соответствии
со ст. 5 Закона N 315-ФЗ субъект, осуществляющий
определенный вид предпринимательской
или профессиональной деятельности, может
являться членом только одной СРО. Если
же лицо осуществляет различные виды предпринимательской
или профессиональной деятельности, то
он вправе вступить в СРО, объединяющие
субъектов предпринимательской или профессиональной
деятельности соответствующих видов.