1.1.3
Инкубаторы
Инкубаторы
действуют во всех областях республики
Беларусь, за исключением Брестской области,
и г.Минске. В 2010 году действовали 7 инкубаторов
частной формы собственности, республиканской
– 2 инкубатора, коммунальной – 1 инкубатор.
Деятельность
инкубаторов направлена на создание
условий для роста и развития
субъектов малого предпринимательства,
в том числе инновационного. Субъектам
малого предпринимательства предоставляются
в аренду помещения, офисное оборудование
и иное имущество, оказываются информационные,
консультационные услуги, содействие
в поиске партнеров, получении финансовых
ресурсов, внедрению в производство
современных технологий и др.
Субъекты
малого предпринимательства размещаются
в инкубаторе в соответствии с
утвержденными положениями на конкурсной
основе.
В
приоритетном порядке в инкубаторе
размещаются субъекты малого предпринимательства,
осуществляющие производство энергосберегающей,
импортозамещающей продукции, внедряющие
новые технологии.
Доля
субъектов малого предпринимательства,
расположенных в инкубаторах
и осуществляющих свою деятельность
в сфере услуг составила 47,8% от
общего количества арендаторов инкубаторов,
в сфере производства – 17,7%, в
строительстве – 10,5%, инновационную
деятельность осуществляли 8,5% арендаторов
инкубаторов, иную деятельность – 15,5%.
В
2010 году площадь помещений, представляемых
инкубаторами субъектам малого предпринимательства,
составила 14,4 тысяч кв.м.
На
данных площадях размещено 306 арендаторов
– субъектов малого предпринимательства
(в 2009 году – 268), численность работников
арендаторов составила 2 755 человек
(в 2009 году – 2 546).
В
течение 2010 года инкубаторы покинули (выпущены)
43 субъекта малого предпринимательства,
размещено 38 новых субъектов малого
предпринимательства, создано 209 новых
рабочих мест.
Отдельные
действующие в республике Беларусь
инкубаторы (3 из 10) имеют небольшие площади
помещений для размещения субъектов малого
предпринимательства (от 584,2 до 950 кв.м).
Такие инкубаторы в целях достижения самоокупаемости
концентрируют усилия на оказании услуг
(информационных, консультационных, разработка
бизнес планов и др.) помимо арендаторов
инкубатора иным клиентам.
В
настоящее время, в областях и г. Минске
ведется работа по созданию (расширению
действующих) субъектов инфраструктуры
на неиспользуемых площадях крупных предприятий.
[5]
1.2
Характеристика системы
государственной
поддержки малого
предпринимательства
Государственная
поддержка малого предпринимательства
осуществляется по следующим основным
направлениям:
- формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого предпринимательства, в том числе
содействие организации и деятельности
центров поддержки предпринимательства
и инкубаторов малого предпринимательства,
инновационных центров и торгово-промышленных
палат;
- создание
льготных условий для доступа субъектов
малого предпринимательства к финансовым,
материально-техническим и информационным
ресурсам, а также к научно-техническим
разработкам и технологиям;
- введение
упрощенной системы регистрации, налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства, лицензирования
их деятельности, сертификации выпускаемой
ими продукции;
- поддержка
внешнеэкономической деятельности субъектов
малого предпринимательства, включая
содействие развитию их производственных,
торговых, научно-технических и информационных
связей с зарубежными партнерами;
- организация
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации руководителей, специалистов
и персонала для малого предпринимательства;
- реализация
программ, направленных на насыщение рынка
экологически чистыми и безопасными товарами,
конкурентоспособными средствами их производства;
- организация
многопрофильных исследований предпринимательских
структур.
Для
реализации указанных направлений
создана и постоянно совершенствуется
многообразная система организаций
и инструментов поддержки предпринимательства,
среди которых государственные
органы республиканского и местного
уровня, коммерческие и некоммерческие
организации и т.д.
Центральные
органы управления
(прежде всего, Департамент по предпринимательству
Министерства экономики Республики Беларусь),
местные исполнительные и распорядительные
органы (Минский горисполком и облисполкомы)
в соответствии со своей компетенцией
в целях осуществления государственной
поддержки малого предпринимательства:
- разрабатывают
предложения по совершенствованию законодательства
о государственной поддержке малого предпринимательства,
проводят анализ состояния финансово-хозяйственной
деятельности субъектов малого предпринимательства
и эффективности применения мер по их
государственной поддержке, готовят прогнозы
развития и предложения по приоритетным
направлениям и формам государственной
поддержки малого предпринимательства;
- организуют
разработку и реализацию отраслевых и
региональных программ поддержки малого
предпринимательства, предусмотрев в
них меры по содействию занятости населения,
проведению миграционной политики, решению
экологических задач;
- обеспечивают
участие субъектов малого предпринимательства
в реализации важнейших народнохозяйственных
проектов и программ, а также в поставках
продукции и выполнении работ для государственных
нужд;
- создают отраслевые
и региональные системы государственной
поддержки малого предпринимательства,
включающие соответствующие структурные
подразделения центральных органов управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов;
- готовят предложения
об установлении для субъектов малого
предпринимательства налоговых и иных
льгот, а также об использовании средств
республиканского и местных бюджетов
и специализированных внебюджетных фондов
для их поддержки.
Поддержка
малого предпринимательства осуществляется
в соответствии с «Государственной
программой поддержки малого предпринимательства,
а также отраслевыми и региональными программами
поддержки малого предпринимательства».
Программы
поддержки малого предпринимательства
включают в себя:
- меры по формированию
инфраструктуры развития и поддержки
малого предпринимательства на республиканском
и местном уровнях;
- перспективные
направления развития малого предпринимательства
и приоритетные виды деятельности субъектов
малого предпринимательства;
- меры, принимаемые
для реализации основных направлений
и развития форм поддержки малого предпринимательства;
- меры, направляемые
на решение вопросов занятости населения
путем вовлечения в предпринимательскую
деятельность социально незащищенных
слоев населения, в том числе безработных,
вынужденных переселенцев, инвалидов,
пенсионеров, уволенных в запас (отставку)
военнослужащих, женщин и молодежи;
- предложения
по установлению налоговых и иных льгот
и выделению средств из соответствующих
бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;
- меры по обеспечению
передачи субъектам малого предпринимательства
результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ, а также инновационных программ;
- меры по обеспечению
передачи на льготных условиях субъектам
малого предпринимательства объектов
незавершенного строительства, неэффективно
используемых производственных зданий,
сооружений и пустующих объектов, а также
нерентабельных и убыточных предприятий,
находящихся в государственной собственности;
- меры по обеспечению
субъектов малого предпринимательства
возможностью для первоочередного выкупа
арендуемых ими объектов недвижимости
с учетом вложенных в указанные объекты
средств;
- меры по формированию
многопрофильных исследовательских программ
по развитию предпринимательских структур.
Программы
поддержки малого предпринимательства
увязаны с программами содействия
занятости населения, реализации миграционной
политики, решения экологических
проблем и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, с реализацией
народнохозяйственных проектов и программ.
Финансовое
обеспечение программ поддержки
малого предпринимательства осуществляется
ежегодно за счет средств республиканского
и местных бюджетов, а также
других источников.
Учреждения,
организации, предприятия независимо
от организационно-правовых форм и
форм собственности с согласия собственника
или уполномоченного им органа, общественные
объединения нанимателей и профессиональные
союзы вправе самостоятельно разрабатывать
и реализовывать программы поддержки
малого предпринимательства, а также
обращаться в центральные органы
управления, местные исполнительные
и распорядительные органы с предложениями
о включении отдельных проектов
и мероприятий в Государственную
программу поддержки малого предпринимательства.
В
настоящее время вопросы развития
малого и среднего предпринимательства
рассматриваются в следующих
государственных программах:
- Программа
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2011-2015 гг.;
- Государственная
программа поддержки малого предпринимательства
(принимается ежегодно);
- Государственная
программа устойчивого развития села
на 2011 – 2015 гг.;
- Программа
содействия занятости населения (принимается
ежегодно);
- Региональные
программы поддержки малого предпринимательства
(принимаются местными Советами депутатов
на 1-2 года);
- и др.[6]
1.3
Финансово-кредитная
поддержка бизнеса
Государственная
финансовая поддержка субъектам
инфраструктуры оказывается в соответствии
с нормами Указа Президента Республики
Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых
мерах государственной поддержки малого
предпринимательства», в рамках реализации
государственной программы поддержки
малого и среднего предпринимательства.
В
Республике Беларусь, как и во многих
других странах, имеются кредитные
схемы для предпринимателей, пожелавших
работать в малом бизнесе. Государственным
институтом финансовой поддержки субъектов
малого предпринимательства является
Белорусский Фонд Финансовой поддержки
предпринимателей (БФФПП), который работает
на финансовом рынке услуг с января
1992 года.
Основной
задачей Белорусского фонда финансовой
поддержки предпринимателей является:
оказание государственной финансовой
поддержки субъектам малого предпринимательства
за счет средств, предусмотренных в программах
государственной поддержки малого предпринимательства.
Государственная
финансовая поддержка оказывается путем
предоставления:
- финансовых
средств на возвратной возмездной или
безвозмездной основе;
- имущества
на условиях лизинга (финансовой аренды);
- гарантий
по льготным кредитам, выдаваемым банками
Республики Беларусь.
Государственная
финансовая поддержка оказывается субъектам
малого предпринимательства при реализации
инвестиционных проектов, в целях приобретения
оборудования, специальных устройств
и приспособлений, закупки комплектующих
изделий, сырья и материалов для собственного
производства и т.д.
Государственная
финансовая поддержка предоставляется:
1) на
конкурсной основе;
2) с
соблюдением принципа целевой направленности;
3) при
обеспечении исполнения обязательств;
4) на
условиях срочности и возвратности:
- финансовые
средства на условиях займа – до 3 лет,
- имущества
на условиях лизинга – до 5 лет,
- гарантии
по льготным кредитам – до 3 лет;
5)
на условиях платности:
- процентная
ставка за пользование финансовыми средствами
на условиях займа равна ставке рефинансирования,
установленной Национальным банком Республики
Беларусь,
- вознаграждение
по договору лизинга устанавливается
в размере ставки рефинансирования Национального
банка Республики Беларусь,
- плата за
предоставление гарантии составляет 5%
от размера предоставленной гарантии;
6) в
национальной валюте Республики Беларусь;
7) в
безналичном порядке.
В
2010 году субъектам инфраструктуры была
оказана государственная финансовая
поддержка на сумму 956,6 млн.рублей (в
2009 году - 315, 6 млн.рублей).