Контрольная работа по «Предпринимательству и малому бизнесу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

РИСК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ — опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.
Различают допустимый риск, при котором уровень потерь не превосходит ожидаемой прибыли предпринимателя, критический риск с ощутимой вероятностью потерь, превосходящих расчетную прибыль, катастрофический риск, характеризуемый потерями, которые предприниматель не в силах возместить, ведущими к банкротству, краху бизнеса.

Содержание работы

Понятие предпринимательского риска. Виды и причины предпринимательских потерь. Пути их снижения…………………3

Понятие и содержание коммерческой тайны………………………13


Порядок защиты коммерческой информации……………………..20

Практический вопрос………………………………………………..23


Литература……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

предпринемательство и малый бизнес - копия.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Методы диверсификации риска представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудно применимые инструменты управления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания риска. Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Диверсификация предусматривает  два основных способа управления рисками - активный и пассивный. Активное управление представляет собой составление  прогноза размера возможных доходов по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов. Активная тактика фирмы по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, - максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

Пассивное управление предусматривает создание неизменного рынка товаров с определенным уровнем риска и стабильное удерживание своих позиций в отрасли. Пассивное управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.

Основными приемами ограничения и снижения экономических последствий риска являются лимитирование, самострахование и страхование.

Лимитирование (установление предельных сумм расходов по одной  сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками и т.п.) должно применяться для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвленной структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

Самострахование - это страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, создается база данных о возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-хозяйственной деятельности.

Страхование часто рассматривается  в литературе как основной прием  риск-менеджмент. Однако, по своей сущности, страхование не может быть альтернативой  другим мерам, направленным на снижение риска деятельности предприятия.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных  интересов хозяйствующих субъектов  и граждан при наступлении  определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых  из уплачиваемых ими страховых взносов (премий). Суть страхования состоит во временной и пространственной раскладке ущерба на всех участников страхования в рамках созданной ими пере распределительной системы.

В процессе страхования  участвуют два субъекта: страхователь и страховщик.

Страхователь - это хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и вступающий в конкретные страховые отношения со страховщиком. Страхователем признается лицо, заключившее со страховщиком договоры страхования или являющееся страхователем в силу закона.

Страховщиком является юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, проводящее страхование и ведающее созданием и расходованием страхового фонда. Страховщиком признается хозяйствующий субъект любой организационно - правовой формы, созданной для осуществления страховой деятельности, получивший лицензию на осуществление страховой деятельности.

По различиям в объектах Российским законодательством определены две отрасли страхования: личное и имущественное страхование. В  системе страхования экономических рисков преимущественное распространение получило имущественное страхование.

Имущественное страхование - это отрасль страхования, в которой  объектом страховых отношений может  выступать имущественный интерес  страхователя, связанный с различным  видом имущества (строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, продукция и т.п.), с обязанностью возместить вред, причиненный имущественным интересам других лиц, с осуществлением предпринимательской деятельности. Чаще всего имущество страхуется на случай его уничтожения или повреждения в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий, краж и т.п.

Другие имущественные  интересы страхуются на случай недополучения  прибыли или доходов (упущенной  выгоды), неплатежа по счетам продавца продукции, простоев оборудования, изменения валютных курсов и др., а также на случай причинения вреда имущественным интересам третьих лиц.

При формировании программы  страхования, необходимой для конкретного  хозяйствующего субъекта, прежде всего, необходимо проанализировать деятельность компании и выделить характерные для нее риски. Они, в свою очередь, подразделяются на риски, которые компания готова принять на себя, и риски, от которых необходимо застраховаться. В большинстве случаев страховая программа включает страхование:

• строительно-монтажных, пусконаладочных рисков и гарантийных  обязательств;

• имущества;

• оборудования от поломок;

• гражданской ответственности;

• жизни и здоровья ведущих сотрудников.

Российские страховые компании традиционно осуществляют страхование по всем перечисленным видам. Принципиально новыми подходами к страхованию предпринимательского риска для российского рынка стали страхование от рисков неисполнения договорных обязательств и страхование от перерывов в производстве .

Принципиальные особенности этого вида страхования следующие:

• страхование перерыва процесса производства и страхование от огня и сопутствующих рисков распространяется на одни и те же объекты имущества, принятого на страхование;

• страхование перерыва производства практически никогда не представляется в качестве отдельного страхового продукта, а только как бонус к страхованию имущества;

• в страховании имущества возмещаются  прямой ущерб и расходы, связанные  с гибелью, повреждением, уничтожением объектов, принятых на страхование, т.е. материальный ущерб, а в страховании перерыва процесса производства возмещается финансовый ущерб, возникший как следствие материального ущерба;

• материальный ущерб можно оценить  сразу после наступления страхового случая, финансовый же ущерб, связанный с потерей ожидаемого дохода и несением расходов по восстановлению производства, устанавливается в неопределенном будущем.

В ответственность страховщика  могут быть включены потери, вызванные  различными факторами, например, недопоставка электроэнергии, топлива, неподачи воды вследствие аварий, происшедших у страхователя и т. д., а также дополнительные убытки, связанные с увеличением затрат, направленных на сокращение времени остановки производства. Например, увеличение расходов на заработную плату при проведении работ в ночное время или при аккордной, подрядной оплате труда; применение дополнительной техники сторонних организаций. Особенность данного вида страхования - это размер ущерба, который во многом зависит от срока перерыва производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и содержание коммерческой тайны.

 

Коммерческая тайна —  режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах  увеличить доходы, избежать неоправданных  расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

 

Содержание  коммерческой тайны

 

Как уже отмечалось, предприниматель в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной информацией. Однако он не может всю информацию, которой обладает, сделать закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того, они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, "ноу-хау" – контрагентов, финансовое положение – инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе "золотой середины", то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

 

Получить информацию о деятельности фирмы можно двумя  способами: законным и незаконным. Законный способ – это получение информации из средств массовой информации, рекламных  проспектов фирмы, статей о фирме, с  выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ – это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде.

 

Наиболее ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую тайну. Она  важна, прежде всего, для конкурентов  данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течении последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников – из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, "просеивающих" ее и выбирающих нужные сведения.

 

Вообще существует большое количество способов получения  информации. Так, американский журнал "Chemical engineering" опубликовал такой  перечень из 16 источников получения информации:

 

  • сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;

 

  • использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;

 

  • биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;

 

  • изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);

 

  • замаскированные опросы и "выуживание" информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);

 

  • непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

 

  • беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);

 

  • так называемые "ложные" переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;

 

  • наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;

 

  • подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;

 

  • использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;

 

  • подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;

 

  • перехват телеграфных сообщений;

 

  • подслушивание телефонных разговоров;

 

  • кража чертежей, образцов, документации;

 

  • шантаж и вымогательство.

 

В связи с  этим необходимо определить – какая  информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует защиты, каков срок ее "хранения" в качестве тайны, какие ее части наиболее важны. Важность информации определяется ее ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов (5), должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.

Информация о работе Контрольная работа по «Предпринимательству и малому бизнесу»