Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 09:55, контрольная работа
РИСК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ — опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.
Различают допустимый риск, при котором уровень потерь не превосходит ожидаемой прибыли предпринимателя, критический риск с ощутимой вероятностью потерь, превосходящих расчетную прибыль, катастрофический риск, характеризуемый потерями, которые предприниматель не в силах возместить, ведущими к банкротству, краху бизнеса.
Понятие предпринимательского риска. Виды и причины предпринимательских потерь. Пути их снижения…………………3
Понятие и содержание коммерческой тайны………………………13
Порядок защиты коммерческой информации……………………..20
Практический вопрос………………………………………………..23
Литература……………………………………………………………28
Прежде чем
приступить к определению информации,
относящейся к категории
Высшая степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это – угроза высокой степени тяжести, последствия, реализации которой могут ликвидировать саму фирму.
Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.
Конфиденциальная информация – ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.
Информация ограниченного доступа – ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).
Открытая информация.
Ее распространение не представляет
угроз экономической
Каким же образом можно осуществить разграничение информации открытой и той, которая нуждается в защите? Для этого следует использовать следующие критерии.
Во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток "кока-кола" производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.
Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить – существует ли возможность ее защиты с помощью общих, либо специальных мер защиты.
В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.
По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:
1. Деловая информация:
2. Научно-техническая информация:
3. Производственная информация:
4. Организационно-управленческая информация:
5. Маркетинговая информация:
6. Финансовая информация:
7. Информация о персонале фирмы:
8. Программное обеспечение:
Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры. Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на "жестком" диске компьютера, в памяти сотрудников. Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа – устава, в котором дается понятие коммерческой тайны и устанавливается ответственность за ее несоблюдение.
Для более эффективной
организации работы по защите коммерческой
информации весьма целесообразно разработать
и утвердить Положение о
3. Порядок защиты коммерческой информации
Обеспечение сохранения конфиденциальной коммерческой информации требует соблюдения следующих условий:
Организационно-юридическая защита коммерческой тайны реализуется путем установления на предприятии режима конфиденциальности. Конфиденциальные отношения являются фундаментальной категорией, характеризующей механизм защиты коммерческих секретов.
Можно выделить три
формы конфиденциальных отношений:
Основанием для возникновения
конфиденциальных отношений между
сотрудником предприятия и самим предприятием,
представленным в лице его руководства,
является трудовой договор или контракт.
Такие отношения называются отношениями
по контракту. Юридически эти отношения
закрепляются в виде обязательства (подписки)
хранить в тайне те коммерческие секреты
о деятельности предприятия, которые станут
известны данному лицу, подобного рода
подписка должна сопровождаться разъяснениями
(при приеме на работу) относительно круга
сведений, представляющих коммерческую
тайну предприятия и установленного порядка
их защиты. Эти пояснения могут дополняться
рекомендациями о правилах поведения
в период деловых или иных контактов с
учетом интересов экономической безопасности
предприятия.
В систематизированном виде названные
выше рекомендации излагаются в "Инструкции
для персонала предприятий". В случае
нарушения взятых на себя обязательств
сотрудник предприятия, может быть, подвергнут
административному взысканию, вплоть
до увольнения. Положение о том, что разглашение
работником коммерческой тайны предприятия
или нарушение установленного порядка
ее защиты является основанием для увольнения
работника как утратившего доверие предпринимателя
целесообразно подчеркнуть в трудовом
контракте.
Основу конфиденциальных отношений между
сотрудниками предприятия образуют те
служебные функции, которые выполняют
сотрудники в ходе производственно-хозяйственной
деятельности. Естественно, что подобные
отношения возникают в тех случаях, когда
выполнение указанных функций образует
единый процесс трудовой деятельности.
Исходя из этого, указанные отношения
называются конфиденциальными отношениями
по служебным функциям. ЮРИДИЧЕСКИ эти
отношения закрепляются разнообразными
административно-правовыми решениями,
например, приказами о выполнении определенных
работ, и регламентируются "Должностными
инструкциями", в которых должны быть
введены соответствующие разделы, предусматривающие
порядок сохранения коммерческой тайны
этими лицами.
Важно отметить, что производственно-хозяйственная
деятельность должностных лиц порождает
потребность в соответствующей деловой
по своей сути и конфиденциальной по форме
документации. Именно здесь зарождается
так называемая конфиденциальная переписка
и движение документов, требующее соблюдение
режима конфиденциальности. В целях соблюдения
сохранности экономических секретов предприятия
вводится единый порядок работы с конфиденциальными
документами, содержащими охраняемые
сведения, обязательный для выполнения
всеми сотрудниками предприятия, получившими
допуск к этим сведениям.
Конфиденциальные отношения, складывающиеся
в рамках разнообразных хозяйственных
договоров, подразумевающих в качестве
одного из условий их осуществления соблюдение
режима секретности, можно назвать конфиденциальными
отношениями по условиям договора. Основание
для возникновения конфиденциальности
подобного рода являются договорные отношения,
а носителями такой конфиденциальности
выступают все участники работ и услуг,
предусмотренных договором. Юридически
подобная форма конфиденциальности закрепляется
в виде четко сформулированных требований
и обязательств, которые выдвигают договаривающиеся
стороны и закрепляют в договоре. Отношения
по поводу секретности на всех уровнях
рационально строить по схеме: "продавец"
(исполнитель услуг, требующих соблюдения
секретности, конфиденциальности) - "покупатель"
такого рода услуг (заказчик - работодатель,
выдвигающий требования соблюдения секретности,
конфиденциальности). В случае нарушения
одной из сторон, взятых на себя обязательств
вступают в силу экономические санкции,
предусмотренные нормами хозяйственного,
гражданского и других отраслей права.
Важно особо подчеркнуть, что существенным
элементом экономической безопасности
является юридически грамотное оформление
отношений, как между предприятиями, так
и между предприятием (предпринимателем)
и его работниками, отражающее взаимные
права, обязанности и ответственность.
Характерной чертой конфиденциальных
отношений является их документальное
оформление. Отсюда возникает еще одна
проблема - это вопрос о присвоении тому
или иному документу соответствующего
грифа конфиденциальности и разработке
системы режимных мер, обеспечивающих
защиту конфиденциальной информации.
Анализ имеющихся отечественных и зарубежных
публикаций позволяет ряду авторов рекомендовать
применительно к российским промышленным
и предпринимательским структурам следующий
подход. Ввести два грифа обозначения
информации, относящейся к коммерческой
тайне:
Одним из важнейших принципов защиты
информации является разграничение
доступа. К документам и сведениям,
составляющим коммерческую тайну предприятия,
должны получать доступ только те сотрудники
предприятия, которым это необходимо в связи
с их служебными обязанностями. Следует
помнить, что степень сохранности информации
находится в прямой зависимости от количества
лиц, допущенных к обращению с нею.
Два частных коммерческих предприятия решили объединиться на базе одного из них. Как, будет происходить процедура объединения? Что должны проверить в первую очередь владельцы того предприятия, на базе которого предполагается осуществлять объединения?
Решение:
Саму процедуру слияния можно разделить на условные этапы:
• Начальный (предварительный) этап:
Инвентаризация имущества, финансовых, долговых и иных обязательств в соответствии с Методическими указаниями. Полученные в результате инвентаризации данные (кредитные и долговые обязательства, в том числе находящиеся в стадии судебных и досудебных разбирательств) закладываются в основу передаточного акта. Этот акт не требует строгой формулировки, и может быть подан в произвольной форме (обязательным является лишь указание реквизитов юридических лиц, участвующих в реорганизации). Передаточный акт предоставляется вместе с документами о регистрации новой компании.
Непредставление вышеуказанного акта ведет к отказу от регистрации компании государственными органами.
В это же время создается устав общества, а также разрабатывается договор о слиянии. Все нормативные документы должны соответствовать Федеральному закону о «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Информация о работе Контрольная работа по «Предпринимательству и малому бизнесу»