Контрольная работа по «Предпринимательству и малому бизнесу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

РИСК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ — опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.
Различают допустимый риск, при котором уровень потерь не превосходит ожидаемой прибыли предпринимателя, критический риск с ощутимой вероятностью потерь, превосходящих расчетную прибыль, катастрофический риск, характеризуемый потерями, которые предприниматель не в силах возместить, ведущими к банкротству, краху бизнеса.

Содержание работы

Понятие предпринимательского риска. Виды и причины предпринимательских потерь. Пути их снижения…………………3

Понятие и содержание коммерческой тайны………………………13


Порядок защиты коммерческой информации……………………..20

Практический вопрос………………………………………………..23


Литература……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

предпринемательство и малый бизнес - копия.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

Прежде чем  приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:

 

Высшая степень  конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это – угроза высокой степени тяжести, последствия, реализации которой могут ликвидировать саму фирму.

 

Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может  вызвать значительные по тяжести  последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях  и т.п.

 

Конфиденциальная  информация – ее разглашение наносит  фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.

 

Информация  ограниченного доступа – ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение  фирмы (должностные инструкции, структура управления).

 

Открытая информация. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие  на экономическое положение фирмы.

 

Каким же образом  можно осуществить разграничение информации открытой и той, которая нуждается в защите? Для этого следует использовать следующие критерии.

 

Во-первых, это  вероятность угрозы экономической  безопасности фирмы. В случае получения  этой информации конкурентами фирма  понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток "кока-кола" производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

 

Во-вторых, это  возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует  определить – существует ли возможность  ее защиты с помощью общих, либо специальных  мер защиты.

 

В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

 

По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

 

1. Деловая информация:

 

  • сведения о контрагентах;

 

  • сведения о конкурентах;

 

  • сведения о потребителях;

 

  • сведения о деловых переговорах;

 

  • коммерческая переписка;

 

  • сведения о заключенных и планируемых контрактах.

 

2. Научно-техническая  информация:

 

  • содержание и планы научно-исследовательских работ;

 

  • содержание "ноу-хау", рационализаторских предложений;

 

  • планы внедрения новых технологий и видов продукции.

 

3. Производственная  информация:

 

  • технология;

 

  • планы выпуска продукции;

 

  • объем незавершенного производства и запасов;

 

  • планы инвестиционной деятельности.

 

4. Организационно-управленческая  информация:

 

  • сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;

 

  • оригинальные методы организации управления;

 

  • система организации труда.

 

5. Маркетинговая  информация:

 

  • рыночная стратегия;

 

  • планы рекламной деятельности;

 

  • планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;

 

  • методы работы на рынках;

 

  • планы сбыта продукции;

 

  • анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

 

6. Финансовая  информация:

 

  • планирование прибыли, себестоимости;

 

  • ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;

 

  • возможные источники финансирования;

 

  • финансовые прогнозы.

 

7. Информация  о персонале фирмы:

 

  • личные дела сотрудников;

 

  • планы увеличения (сокращения) персонала;

 

  • содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

 

8. Программное  обеспечение: 

 

  • программы;

 

  • пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

 

Как правило, именно перечисленная выше информация в  наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры. Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на "жестком" диске компьютера, в памяти сотрудников. Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа – устава, в котором дается понятие коммерческой тайны и устанавливается ответственность за ее несоблюдение.

 

Для более эффективной  организации работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать  и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок защиты коммерческой информации

Обеспечение сохранения конфиденциальной коммерческой информации требует соблюдения следующих условий:

  • определение (выявление) сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;
  • разработка порядка их охраны;
  • обеспечение соблюдения этого порядка.

Организационно-юридическая  защита коммерческой тайны реализуется  путем установления на предприятии  режима конфиденциальности. Конфиденциальные отношения являются фундаментальной категорией, характеризующей механизм защиты коммерческих секретов.

 
Можно выделить три  формы конфиденциальных отношений:

  1. между сотрудниками и самим предприятием как юридическим лицом. Такие отношения возникают с момента трудоустройства конкретного лица и продолжаются в течение всего периода его работы на данном предприятии;
  2. складывающихся между конкретным сотрудником и другими сотрудниками этого предприятия. Эти отношения развиваются как по вертикали, т.е. по иерархической подчиненности, так и по горизонтали, т.е. между работниками одного уровня;
  3. складывающихся в рамках хоздоговорных работ и базирующихся на договоре между заказчиком и исполнителем.

Основанием для возникновения  конфиденциальных отношений между  сотрудником предприятия и самим предприятием, представленным в лице его руководства, является трудовой договор или контракт. Такие отношения называются отношениями по контракту. Юридически эти отношения закрепляются в виде обязательства (подписки) хранить в тайне те коммерческие секреты о деятельности предприятия, которые станут известны данному лицу, подобного рода подписка должна сопровождаться разъяснениями (при приеме на работу) относительно круга сведений, представляющих коммерческую тайну предприятия и установленного порядка их защиты. Эти пояснения могут дополняться рекомендациями о правилах поведения в период деловых или иных контактов с учетом интересов экономической безопасности предприятия. 
 
В систематизированном виде названные выше рекомендации излагаются в "Инструкции для персонала предприятий". В случае нарушения взятых на себя обязательств сотрудник предприятия, может быть, подвергнут административному взысканию, вплоть до увольнения. Положение о том, что разглашение работником коммерческой тайны предприятия или нарушение установленного порядка ее защиты является основанием для увольнения работника как утратившего доверие предпринимателя целесообразно подчеркнуть в трудовом контракте. 
 
Основу конфиденциальных отношений между сотрудниками предприятия образуют те служебные функции, которые выполняют сотрудники в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Естественно, что подобные отношения возникают в тех случаях, когда выполнение указанных функций образует единый процесс трудовой деятельности. Исходя из этого, указанные отношения называются конфиденциальными отношениями по служебным функциям. ЮРИДИЧЕСКИ эти отношения закрепляются разнообразными административно-правовыми решениями, например, приказами о выполнении определенных работ, и регламентируются "Должностными инструкциями", в которых должны быть введены соответствующие разделы, предусматривающие порядок сохранения коммерческой тайны этими лицами. 
 
Важно отметить, что производственно-хозяйственная деятельность должностных лиц порождает потребность в соответствующей деловой по своей сути и конфиденциальной по форме документации. Именно здесь зарождается так называемая конфиденциальная переписка и движение документов, требующее соблюдение режима конфиденциальности. В целях соблюдения сохранности экономических секретов предприятия вводится единый порядок работы с конфиденциальными документами, содержащими охраняемые сведения, обязательный для выполнения всеми сотрудниками предприятия, получившими допуск к этим сведениям. 
 
Конфиденциальные отношения, складывающиеся в рамках разнообразных хозяйственных договоров, подразумевающих в качестве одного из условий их осуществления соблюдение режима секретности, можно назвать конфиденциальными отношениями по условиям договора. Основание для возникновения конфиденциальности подобного рода являются договорные отношения, а носителями такой конфиденциальности выступают все участники работ и услуг, предусмотренных договором. Юридически подобная форма конфиденциальности закрепляется в виде четко сформулированных требований и обязательств, которые выдвигают договаривающиеся стороны и закрепляют в договоре. Отношения по поводу секретности на всех уровнях рационально строить по схеме: "продавец" (исполнитель услуг, требующих соблюдения секретности, конфиденциальности) - "покупатель" такого рода услуг (заказчик - работодатель, выдвигающий требования соблюдения секретности, конфиденциальности). В случае нарушения одной из сторон, взятых на себя обязательств вступают в силу экономические санкции, предусмотренные нормами хозяйственного, гражданского и других отраслей права. 
 
Важно особо подчеркнуть, что существенным элементом экономической безопасности является юридически грамотное оформление отношений, как между предприятиями, так и между предприятием (предпринимателем) и его работниками, отражающее взаимные права, обязанности и ответственность. 
 
Характерной чертой конфиденциальных отношений является их документальное оформление. Отсюда возникает еще одна проблема - это вопрос о присвоении тому или иному документу соответствующего грифа конфиденциальности и разработке системы режимных мер, обеспечивающих защиту конфиденциальной информации. Анализ имеющихся отечественных и зарубежных публикаций позволяет ряду авторов рекомендовать применительно к российским промышленным и предпринимательским структурам следующий подход. Ввести два грифа обозначения информации, относящейся к коммерческой тайне:

  1. "строго конфиденциально" - в случае, когда утрата (разглашение) информации создает предпосылки для возможных катастрофических последствий, чаще всего банкротства;
  2. "конфиденциально" - в случаях, когда утрата (разглашение) информации наносит экономический или моральный ущерб предприятию, но не может привести к его гибели. Представляется целесообразным также ввести индекс "коммерческая информация" ("только для служащих фирмы") для обозначения им документов которые, согласно российскому законодательству не могут быть отнесены к категории коммерческой тайны, но защита, которых также необходима. К числу таких документов относятся, например, кассовые, бухгалтерские, лицензионные и другие документы.

 
Одним из важнейших принципов защиты информации является разграничение  доступа. К документам и сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия, должны получать доступ только те сотрудники предприятия, которым это необходимо в связи с их служебными обязанностями. Следует помнить, что степень сохранности информации находится в прямой зависимости от количества лиц, допущенных к обращению с нею.

 

 

  1. Практический вопрос:

 

Два частных  коммерческих предприятия решили объединиться на базе одного из них. Как, будет происходить процедура объединения? Что должны проверить в первую очередь владельцы того предприятия, на базе которого предполагается осуществлять объединения?

 

Решение:

 

Саму процедуру слияния можно разделить на условные этапы:

 

• Начальный (предварительный) этап:

 

Инвентаризация  имущества, финансовых, долговых и иных обязательств в соответствии с Методическими  указаниями. Полученные в результате инвентаризации данные (кредитные и  долговые обязательства, в том числе находящиеся в стадии судебных и досудебных разбирательств) закладываются в основу передаточного акта. Этот акт не требует строгой формулировки, и может быть подан в произвольной форме (обязательным является лишь указание реквизитов юридических лиц, участвующих в реорганизации). Передаточный акт предоставляется вместе с документами о регистрации новой компании.

 

Непредставление вышеуказанного акта ведет к отказу от регистрации компании государственными органами.

 

В это же время  создается устав общества, а также разрабатывается договор о слиянии. Все нормативные документы должны соответствовать Федеральному закону о «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Информация о работе Контрольная работа по «Предпринимательству и малому бизнесу»